Как оценивать качество жилищно-коммунальных услуг?
Сегодня делаются робкие и, порой, нелепые попытки учета качества жилищно-коммунальных услуг. Между тем решить эту проблему вовсе не так сложно. Поголовный опрос по хорошо продуманной схеме позволил бы получить истинную картину происходящего. Что и как необходимо сделать для этого?
открытое
письмо всем тем,
кто реально радеет за модернизацию ЖКХ
Последнее время говорить о повышении качества жилищно-коммунальных услуг стало настолько модно, что сейчас, в преддверии выборов, это выглядит даже откровенным популизмом. На самом же деле и в жилищной сфере, и в коммунальном комплексе страны десятилетиями мало что меняется в лучшую сторону. Главная причина такой стагнации – неумение, а подчас и нежелание, объективно оценить (измерить) качество услуг, предоставляемых жителям: начиная от водо- и теплоснабжения, содержания общего имущества в многоквартирном доме и заканчивая поддержанием порядка на дворовых территориях.
Действующие в стране нормативные акты, которые регламентируют процедуру оценки качества жилищно-коммунальных услуг, решают эту проблему лишь частично, поскольку основаны на плохо реализуемом механизме. Если коротко, то он предусматривает хронометрирование услуг ненадлежащего качества, которое оформляется обязательным двусторонним (потребитель-поставщик) актом. Получается, что поставщик услуг должен дать оценку своей же работе, а это абсурд. Более того, показатели качества формируются во многом на основании информации о сбоях, авариях – так называемых “нештатных ситуациях”, а ежедневный уровень обслуживания квартир, подъездов, двора не берётся в расчёт.
Распоряжением Правительства Москвы №773-РП от 30.09.2011 утверждена методика составления рейтинга качества обслуживания населения в сфере ЖКХ столицы. Согласно этому документу москвичи теперь будут сами решать, “кто из коммунальщиков достоин высокой зарплаты, а кого уже пора с работы снимать”. Конечно, такой подход является определённым шагом вперед (“ноу-хау” московского правительства заключается в выборочном социологическом опросе москвичей, который предполагается проводить два раза в год). Но, по мнению специалистов, постановление не сможет реально вовлечь москвичей в процесс управления ЖКХ, т.к. в самом лучшем случае для оценки качества будут использоваться средние показатели по округу или району, а не по конкретным домам или квартирам. Следовательно, новый документ мало что изменит.
Кроме того, результаты таких выборочных соцопросов не будут отражать, строго говоря, общественное мнение, т.к. жилищный фонд и коммунальные системы столицы крайне неоднородны. Напрашивается единственный выход – поголовный опрос жителей! Но для этого уже не требуется привлекать третью сторону – социологические службы, не создавая условия для возможных злоупотреблений. Плательщикам услуг надо будет всего-то заполнить оценочный лист, например, на обороте квитанции, а компьютеру – эти мнения достоверно учесть...
К слову, журнал “Мир измерений” регулярно освещает актуальные городские проблемы. Только за последние три года на его страницах было опубликовано около ста материалов, так или иначе связанных с ЖКХ. Более того, вопросы энергоснабжения жилых домов, контроля и учёта ресурсов, задачи повышения энергетической эффективности часто становятся главными темами издания.
На сайте редакция ведёт постоянный мониторинг читательского интереса к публикуемым материалам. В этой связи следует констатировать, что материалы по квалиметрии – науке об измерении качества товаров и услуг – и особенно статьи, посвящённые измерению качества услуг ЖКХ, вызывают на сегодняшний день очень большой интерес и имеют самый высокий рейтинг “спроса”.
В публикациях журнала был описан экспертный метод измерения качества жилищно-коммунальных услуг, когда в роли главного оценщика (эксперта) выступает сам житель. Предлагаемый подход позволяет в конечном итоге выявить динамику качества оказания этих услуг за определённый период времени. И что немаловажно, при этом можно оценить не только конкретные частные показатели (температуру, давление, расход и проч.), а в целом систему жизнеобеспечения в квартире, доме, микрорайоне. Экспертные оценки, впрочем, как и результаты измерений, выполненных любыми другими методами, должны в итоге работать на конечную цель – повышение качества услуг ЖКХ, а это возможно только тогда, когда они не только влияют на штрафные санкции, но и экономически стимулируют добросовестного поставщика услуг.
Достоинствами предлагаемого метода являются: учёт реального мнения проживающих (участие в опросе каждого потребителя услуг), полный охват (оцениваются даже те услуги, инструментальные измерения которых затруднены либо невозможны – ремонт подъездов, уборка лестничных площадок, работа лифтов, вывоз мусора и т.п.), малозатратность (отсутствие серьёзных капиталовложений).
Существенным фактором внедрения экспертных оценок является создание условий для широкого привлечения граждан к управлению жилищным фондом. Кроме того, экспертные оценки качества жилищно-коммунальных услуг дадут возможность формировать базы данных управляющих и подрядных организаций, предприятий коммунального комплекса (с учётом их рейтинга, сформированного самим населением). Несомненно, только такие шаги создадут атмосферу доверия в обществе, которая позволит провести эффективные преобразования в ЖКХ.
Мне представляется, что научно-практический уровень и социальная значимость предлагаемого метода заслуживают того, чтобы он был апробирован, например, в рамках одного из регионов нашей страны. Для реализации пилотного проекта необходимо сформировать рабочую группу, в которую бы вошли авторы метода, профильные учёные и сотрудники соответствующих ведомств, представители активно работающих домовых комитетов, товариществ собственников жилья, зарождающихся советов многоквартирных домов, а также общественных организаций. В случае успеха, в чём я не сомневаюсь, можно будет оперативно распространить научно обоснованные инновации на другие регионы России.
Журнал “Мир измерений” будет отслеживать судьбу данного предложения и регулярно информировать об этом читателей.
Написать комментарий
Полностью согласна с Анной Вениаминовной! Кроме того, потребители в принципе не способны достоверно оценить качество жилищно-коммунальных услуг по той простой причине, что в большинстве своем они не обладают достоверной информацией о том какие услуги, в каком количестве и какого качества (по нормативным актам) должны им оказываться, не говоря уже о фактических значениях нормируемых показателей качества потребляемых услуг. Например, кто из россиян точно знает фактические значения таких параметров как давление и температура в водопроводных сетях и микробиологические, токсикологические и органолептические характеристики воды? В случае же услуг по содержанию и ремонту жилья, население вообще, как правило, не знает что "скрывается" под этим названием, какой перечень услуг и с какой периодичностью должны оказывать управляющие компании. Если целью является действительно контроль и управление качеством жилищно-коммунальных услуг, то необходимо разрабатывать систему объективных измеримых показателей, задавать четкие критерии качества и обеспечивать постоянный многоуровневый компьютерный мониторинг выбранных показатель (что прописано в ГОСТах и СанПиНах, но, зачастую, реально не осуществляется); если целью является "показать нужный результат" - опросы и "экспертные" оценки с населением в роли экспертов - незаменимый инструмент!
Я считаю, что главная причина такой стагнации не в оценке качества услуг. ТСЖ была запущена как мина замедленного действия, чтобы все люди переругались между собой, для того чтобы отвлечь от главных жуликов капитальных денег ЖКХ – правительства. Второй момент этого хитрого хода – люди занятые и погрязшие в своих проблемах устанут, измотаются и станут апатичными к любым политическим процессам. Третий момент – в условиях неработающих законов (гарантом не работы являются медвепуты) думать о том, что улучшенная методика что-то изменит – смешно! Четвертое – домоуправления по эффективности были намного лучше, чем ТСЖ. Если правительство не может наладить их работу, то просто не желает что-то вообще делать. Для этого придумали хорошее слово – самоуправление (саморегулируемые организации)! Интересно, а за что тогда получают зарплату чиновники (и не малые, да их число еще увеличилось – при снижении работы). И пятое – вы никогда не соберете людей на собрание – время сейчас другое (ноги кормят). Председателями всегда будут проходимцы, как бы вы не старались! Это проявление долбанной демократии – худшее, что было придумано людьми. И от вашего имени будут разворовывать и государство и вас в ТСЖ. И шестое – «рыба гниет с головы». Стиль управления копируется по пирамиде – главное говорить, обещать, но ничего не делать… получая при этом «бешенную» зарплату!
Составлять рейтинги управляющих компаний и ТСЖ, ориентируясь на результаты сплошных или выборочных опросов населения, вполне безобидно и интересно. Но принимать управленческие решения - опасно. Ведь респондент ничем не рискует, давая ту или иную оценку работы служб ЖКУ, его ответственность за достоверность и объективность ответов основана на его доброй воле. Такие оценки на в коей мере не являются экспертными, ибо эксперт, на то он и эксперт, что рискует своей репутацией в отличие от простого потребителя ЖКУ. Кроме того, если результаты безответственных опросов вдруг станут важны для принятия решений, то их легко использовать как инструменты лоббирования тех или иных интересов. Поэтому опросные методы необходимо дополнять объективным анализом, насколько это возможно. А поиски методов объективного анализа, действительно, представляют серьезную теоретическую и практическую проблему.
Никто с верху не хаинтересован решать народные проблемы, нужно менять верхи, а эти откровенные болтуны
По моему главная причина бардака в сфере ЖКХ, в том что власти, правоохранительные с и надзирающие структуры не заинтересованы в закрытии расплодившихся «вороваек» в сфере ЖКХ. Ибо они кормятся от этих поборов с населения. Так, в нашем примере собственники жидбя почти два года боролись со всеми этими власть придержащими органами и структурами за удаление из нашего ТСЖ воровки в лице председателя. Что только не придумывала, как только не отписывалась эта власть, чтобы сохранить эту воровайку. В конце концов принудили собственников жилья отпустить председателя ТСЖ по согласованию сторон, с кучей злоупотреблений. Значит, нужный кадр. Что там было смотри статью в журнале Капитал страны от 16 августа 2010 «ТСЖ- территория жульничества. Президенту страна надо, наконец, перейти от разговоров о наведении порядка в сфере ЖКХ к работе по наведению этого порядка.Предвыборными шоу этого порядка не навести.