Иммиграционное законодательство Европейского Союза
В рамках глобальных сетей осуществляется циркуляция финансового, культурного и человеческого капиталов, а также информации и идей. Миграция стала не только неотъемлемой частью современной системы европейского хозяйства, но также и мощным источником его развития. Но как регулируются миграционные потоки трудящихся?
Процессы резкого роста миграции характерны в настоящее время для всего человечества, но в особенности для промышленно развитых стран, где темпы демографического роста коренного населения снижаются, прослеживается ощутимый спад рождаемости, и, как следствие, усиливается влияние старения населения на рынок труда. В условиях глобализации гонимые нуждой мигранты стремительно перемещаются из стран со слаборазвитой или кризисной экономикой в благополучные государства "золотого миллиарда". Неудивительно, что миграция стала актуальной, трудно решаемой проблемой в первую очередь для стран Европейского Союза.
Однако не только мигранты нуждаются в Европе, но и Европа нуждается в них. Развитие индустриального, все больше переходящего в стадию информационного, общества требует все новых человеческих ресурсов. По словам бывшего Генерального Секретаря ООН Кофи Аннана, «закрытая» Европа будет более бедной, слабой и стареющей, в то время как Европа «открытая» будет более справедливой, богатой, сильной и молодой, при условии, что Европейскому Сообществу удастся хорошо управлять миграцией. Миграция в Европе стала мощным явлением, решать ее проблемы силами отдельных государств становится невозможным, и острые вопросы миграции должны решаться, прежде всего, на уровне Евросоюза.
1. Европейский пакт об иммиграции и предоставлении убежища
16 октября 2008 г. на саммите Европейского совета в Брюсселе лидеры 27 стран–членов Евросоюза единогласно одобрили Европейский пакт об иммиграции и предоставлении убежища. По словам президента Франции Николя Саркози, Европа отныне имеет реальную иммиграционную политику.
Пакт закрепляет ряд политических договоренностей государств ЕС, в частности, по поддержке привлечения высококвалифицированных специалистов из третьих стран, борьбе с нелегальной иммиграцией, усилению мер пограничного контроля и координации политики по предоставлению убежища. В документе закреплено, что легальная миграция должна быть результатом желания как мигранта, так и страны, в которую он мигрирует для взаимной выгоды. При этом предусматривается, что каждая страна-член самостоятельно будет решать вопрос относительно условий приглашения легальных мигрантов в страну и их предельного количества. А любые квоты на легальную миграцию должны устанавливаться в партнерстве со странами происхождения мигрантов.
В вопросе борьбы с нелегальной миграцией Пакт предлагает заключить соглашения о реадмиссии на уровне ЕС и на двустороннем уровне с теми странами, с которыми возникает потребность это сделать, развивать сотрудничество стран-членов в вопросе экстрадиции нелегальных мигрантов. В документе также предусматривается необходимость усилить охрану границ, в частности, разработать общую систему использования биоматематическими данными при выдаче виз до 1 января 2012 года, усилить сотрудничество со странами происхождения нелегальных мигрантов относительно контроля внешних границ стран-членов ЕС.
2. Нелегальная трудовая иммиграция
Нелегальная иммиграция в последние десятилетия стала неотъемлемой чертой развития европейских стран, несмотря на принятие законов, запрещающих незаконное пребывание и занятость иностранцев. Сегодня ни для кого не секрет, что нелегальные мигранты представляют собой угрозу национальной безопасности принимающих и транзитных стран, поскольку они не поддаются государственному учету, исключены из системы официального трудоустройства, налогообложения и социальной защиты государства. Именно нелегальная миграция питает теневой сектор экономики, провоцирует обострение в обществе конфликтов на этнической почве, несет в себе угрозу ухудшения криминогенной и эпидемиологической обстановки и является питательной средой для ксенофобии и радикального национализма. Ежегодно транснациональные преступные сообщества незаконно вывозят около 1 млн. нелегалов. По некоторым оценкам, мировые доходы от контрабанды людей составляют 6–7 млрд. долларов в год. Тем не менее, нелегалы готовы пойти на всё, чтобы поселиться в Европе и устроиться на любую работу. Почему же работодатель идет на риск, нанимая нелегального рабочего без документов? Не потому, что мигрант работает лучше, чем кто-то другой, а потому что его труд стоит дешевле, он всегда послушен, никогда не откажется от работы, а если работодателю что-то не понравится, он просто выбросит нелегального работника на улицу.
С целью воспрепятствования притоку в ЕС нелегальной рабочей силы 18 июня 2009 года была одобрена Директива о санкциях и мерах, применимых к работодателям незаконно пребывающих граждан третьих стран. Эта Директива представляет собой юридически обязательный нормативный акт в рамках иммиграционной политики и иммиграционного законодательства ЕС. В качестве основополагающего Директива зафиксировала принцип запрета любого трудоустройства нелегальных иммигрантов и предусмотрела к его нарушителям широкий комплекс санкций и мер превентивного, восстановительного и карательного характера. К ним относятся:
– обязанности работодателей удостоверяться в законности пребывания нанимаемых ими граждан третьих стран и информировать компетентные органы о трудоустройстве таких работников-мигрантов;
– штрафные санкции, размер которых зависит от количества принятых на работу нелегальных иммигрантов, плюс обязанность оплаты расходов по их возврату на родину;
– лишение права на получение различных видов льгот, помощи и дотаций со стороны органов власти, права участия в размещении государственных заказов и т.д.;
– обязанность государств-членов проводить на своей территории «эффективные и надлежащие инспекции» в целях выявления фактов трудоустройства нелегальных иммигрантов.
Наряду с этими положениями, Директива не содержит предписаний об ответственности самих незаконных работников (этот вопрос регулируется национальным законодательством). С другой стороны, она вводит ряд положений, направленных на защиту интересов последних: например, обязанность работодателей возместить им в полном объеме задолженность по заработной плате и произвести в их пользу другие платежи, как если бы они трудились на законных основаниях. По истечении предельного срока трансформации в национальное законодательство – 20 июля 2011 г. – положения Директивы будут применяться на всей территории Европейского Союза, за исключением трех государств-членов (Великобритании, Дании и Ирландии), пользующихся согласно учредительным документам ЕС особыми изъятиями в правоохранительной сфере.
3. Легальная трудовая миграция
Европейский совет на заседании в Лиссабоне в марте 2000 г. поставил перед Сообществом цель к 2010 г. стать экономикой, основанной на знаниях, которая является самой конкурентоспособной и динамичной в мире, способна обеспечивать устойчивый экономический рост, сопровождаемый количественным и качественным улучшением занятости и максимальным социальным сплочением. Так как население Европы с каждым годом стареет, необходимо привлекать граждан третьих стран для выполнения высококвалифицированной работы.
Европейская Комиссия предложила Совету ЕС законопроект о «голубых картах» ещё в октябре 2007 года. В ноябре 2008 года Европейский Парламент высказал свое мнение о нём. И, наконец, на заседании Совета ЕС 25 мая 2009 года решение о принятии Директивы о «голубых картах» было одобрено без обсуждения. Великобритания, Ирландия и Дания не участвовали в принятии Директивы, и её действие не распространяется на эти страны. 18 июня 2009 года Директива была опубликована в «Официальном журнале ЕС», и теперь у стран-членов ЕС есть два года на то, чтобы внести соответствующие изменения в национальные законодательства.
Данная Директива формулирует привлекательные условия для въезда и пребывания в странах ЕС высококвалифицированных специалистов из третьих стран. Обладателями Европейской голубой карты могут становиться дипломированные специалисты с высшим образованием, а также иные граждане третьих стран, которые имеют пятилетний профессиональный опыт работы по специальности, требующей высшего образования. Во многих трудовых и социальных правах обладатели Европейской голубой карты уравниваваются с гражданами ЕС. Они также наделяются рядом дополнительных прав и возможностей, в том числе правом по истечении полутора лет работы в государстве-члене, выдавшем Европейскую голубую карту, переезжать для осуществления трудовой деятельности в другие государства-члены Европейского Союза. По сравнению с другими законными иммигрантами в ЕС для обладателей Европейской голубой карты предусмотрен упрощенный порядок реализации некоторых прав: например, право осуществлять «семейное воссоединение», право по истечении пяти лет законного проживания получить статус «долгосрочного резидента ЕС», дающий гражданам третьих стран еще более широкие возможности работы и проживания.
4. Заключение
В современных условиях миграция превратилась, пожалуй, в один из наиболее значимых структурных элементов экономики большинства стран, и в том числе стран Европейского Союза. Проживающие за рубежом сообщества мигрантов объединяются в хорошо организованные, устойчивые сети, соединяющие страны происхождения и страны приема. В рамках глобальных сетей осуществляется циркуляция финансового, культурного и человеческого капиталов, а также информации и идей. Миграция стала не только неотъемлемой частью современной системы европейского хозяйства, но также мощным источником его развития. Необходимо формировать такую миграционную политику, которая позволяла бы в полной мере воспользоваться потенциальными экономическими выгодами от миграции, параллельно решая связанные с нею социальные и политические проблемы. Легальная иммиграция играет важную роль в укреплении в Европе экономики, основанной на знаниях, и в экономическом развитии.
Council of the European Union, European Pact on Immigration and Asylum, 24 September 2008, 13440/08, http://www.unhcr.org/refworld/docid/48fc40b62.html [accessed 11 March 2011]
Директива 2009/52/ЕС Парламента и Совета от 18.06.2009 г. об установлении минимальных стандартов в отношении санкций и мер к работодателям незаконно пребывающих граждан третьих стран.
Директива 2009/50/ЕС Совета от 25 мая 2009 г. об установлении условий въезда и пребывания граждан третьих стран в целях высококвалифицированной работы // Официальный Журнал. – 2009. – L 155.
Написать комментарий