«Фильм Социализм» – прощальный коллаж классика «новой волны»
Знаменитый французский режиссер Жан-Люк Годар воплотил на экране свои размышления о судьбах Европы. 80-летний мэтр поговаривает о желании расстаться с кинематографом, так что, возможно, «Фильм Социализм» – это его прощальный подарок зрителям. Способны ли они его оценить?
1. Что для фильма нужно? Последний фильм Годара рассчитан, прежде всего, на киноманов и годароведов. Неподготовленный зритель просто не заметит великого множества цитат и аллюзий, которые, собственно, и составляют ткань фильма [1]. В мелькании персонажей он наивно будет стараться уловить нить сюжета.
Да, некое развитие действия на экране присутствует. Группа туристов наслаждается круизом по Средиземноморью, рассуждает о деньгах, времени, политике, негодяях и прочих экзистенциальных сущностях. Пунктиром намечена история пропажи золота, которое Коминтерн во времена гражданской войны в Испании эвакуировал в Москву. След золота пытается найти майор Каменская из Москвы, путешествующая в одной из кают в компании пары гигантских матрешек. Среди прочих пассажиров лайнера есть некий богатый старик – бывший немецкий разведчик, предположительно причастный к исчезновению Коминтерновского золота. Помимо них на корабле путешествуют бывший чиновник ООН, посол Палестины и другие не менее колоритные персонажи (продвинутые зрители узнают, например, французского философа-социалиста Алена Бадью и американскую рок-легенду Патти Смит).
Однако вторая часть фильма резко уводит нас от детективного сюжета, оставляя на берегу возле некоей бензоколонки, владельцы которой – семейство с детьми-подростками – также не прочь порассуждать о свободе, равенстве и братстве.
Не приносит долгожданной развязки и третья часть: побывав в Египте, Палестине, Элладе, Неаполе и Одессе, пассажиры лайнера просто завершают свое путешествие в Барселоне.
2. Подготовленный зритель для подготовленного режиссера. Отчаявшись уловить хоть какой-то смысл, можно просто наблюдать смену кадров и языков, пытаясь наполнить их собственными мыслями и ассоциациями. Парадоксальные реплики диалогов, вырванные из неизвестного непосвященным исторического контекста, звучат еще более многозначительно, так что можно рассуждать о судьбах Европы и человечества параллельно с великим мэтром. Даже если вы не поймете его гениальных замыслов, то, возможно, совершите свои собственные открытия.
Вопрос только в том, насколько вы готовы к размышлениям и головоломкам. Годар работал над этим фильмом четыре года, собрав в качестве материалов около двухсот книг [2]. Чтобы успеть за его стремительной мыслью, нужна невероятная эрудиция в самых разных сферах. Далеко не каждый может этим похвастаться. Как признает сам Годар, его зрительская аудитория составляет порядка 100 тысяч человек – во всем мире [2]. Оставшаяся часть человечества, не являясь преданными поклонниками Годара, все же смотрит время от времени его фильмы. Кто-то с хулиганским любопытством, а кто-то с нарастающим недоумением: кому нужно это искусство для искусства?
Литература
1. «Фильм Социализм» в деталях: http://kinote.info/articles/2646-film-sotsializm-v-detalyakh.
Написать комментарий