24 НОЯ, 23:13 МСК
USD (ЦБ)    102.5761
EUR (ЦБ)    107.4252


Режим привлечения иностранных инвестиций в Россию должен стать комфортнее

1 Апреля 2011 9664 3 Интервью и комментарии
Режим привлечения иностранных инвестиций в Россию должен стать комфортнее

Главным для привлечения инвестиций в Россию является не улучшение условий инвестирования капитала в Россию, а создание комфортных условий ведения бизнеса в нашей стране. О том, что сделано и что еще предстоит сделать по этому направлению, рассказал директор департамента Минэкономразвития России Сергей Беляков на пресс-конференции в РИА "Новости" 30 марта 2011 г.

Для чего нам нужны иностранные инвестиции

Во-первых, они нужны нам для решения задач модернизации экономики. Привлечение иностранных компаний означает приток не только финансов, но и новых технологий, которыми они обладают.

Во-вторых, тот объем иностранных инвестиций, который приходит в Россию, является своего рода индикатором того, насколько комфортно вести бизнес в России. Если эти цифры ниже тех, которые могли бы быть - а потенциал у российского рынка значительный, об этом говорят сами иностранные инвесторы, которые имеют возможность сравнивать, - то ситуацию нужно менять.

Мы в этом смысле не уникальны. Ни одна страна, которая совершала технологический рывок, не обходилась без помощи иностранного капитала. Объем иностранного капитала, который сейчас присутствует на рынке, значительный: по разным оценкам он составляет от 1 трлн. долл. и выше. Мы находимся в условиях жесточайшей конкуренции за этот капитал. Потому что если мы не создадим привлекательные условия для прихода его на российский рынок, то вся потенциальная привлекательность российского рынка для иностранных инвесторов сведется к нулю и капитал уйдет в другие страны.

Пока мы эту конкуренцию проигрываем. В первую очередь, по сравнению с другими странами БРИК. Но стоит отметить, что Китай - пожалуй, единственная страна, которая обгоняет нас по прямым инвестициям в свою экономику. По этому показателю мы находимся на 2-м месте и значительно опережаем Бразилию и Индию, но от Китая отстает очень сильно. Задачи, которые стоят перед нашей экономикой, с учетом дефицита бюджетных инвестиций, таковы, что существующий объем инвестиций нас не может устраивать. 70-80 млрд. долл. - это та сумма, которая может помочь решать эти задачи.
 
Динамика поступления прямых иностранных инвестиций

Дискуссия об инвестициях началась в 2008 г., на фоне кризиса, когда были оценены истинные масштабы инвестиций. Те цифры, которые были тогда - порядка 80 млрд. долл. - и казались тогда очень привлекательными и позитивными, они очень быстро изменились, наблюдался очень значительный отток капитала, произошло переосмысление структуры инвестиций и тех условий, которые стимулировали приток инвестиций.

По итогам 2010, по данным Центробанка, картина неблагоприятная. Чистый отток капитала из частного сектора составил порядка 38 млрд. долл. Приток прямых иностранных инвестиций - всего 32,7 млрд. долл. В общем объеме иностранных инвестиций прямые инвестиции составляют 12%, портфельные - 1%, прочие (в основном, это займы) - 87%. Доля портфельных инвестиций, по сравнению с 2008 г., сильно сократилась - и это хорошо: спекулятивный капитал быстро притекает, но и быстро утекает. Необходимо увеличивать прямые инвестиции: именно они обеспечивают решение задач по модернизации и диверсификации экономики и созданию новых производств, портфельные инвестиции этого эффекта не дают. БОльшая часть иностранных инвестиций поступает от компаний, зарегистрированных на Кипре. Структура российской экономики такова, что вывозимый капитал реинвестируется в страну через оффшорные зоны, в т.ч. и через Кипр. Основная часть инвестиций направлена в транспорт и связь, примерно равные объемы инвестиций направлены в обрабатывающую и добывающую отрасли.

 

_167_02


Какие меры должны стимулировать приток инвестиций

Главным стимулом для притока инвестиций является не улучшение условий инвестирования капитала в Россию, а создание комфортных условий ведения бизнеса в нашей стране.

Минэкономразвития вместе с иностранным бизнесом провело оценку того, какие ключевые проблемы мешают инвестировать. Был выявлен ряд проблем, по которым надо кардинально и быстро изменить ситуацию. Был предложен план, включающий 7 направлений и 43 мероприятия. По этим семи ключевым направлениям уже достигнуты конкретные результаты. Дополнительно план по улучшению инвестклимата дорабатывается, исходя из новых возникающих проблем и задач. Сегодня в этот план предлагается добавить еще два направления:

-действия региональных властей по улучшению инвестиционного климата и

- приватизация.

Для содействия притоку иностранных инвестиций принято также решение о создании Фонда прямых инвестиций. Рабочая группа вырабатывает предложения по структуре фонда, механизму управления, принципам соинвестирования - исходя из тех параметров, которые были заданы по итогам совещания у Президента. Ключевыми проектами, в которые будут соинвестироваться средства из этого фонда, станут проекты в пяти отраслях, объявленных приоритетными для развития экономики. Кроме того, будут соинвестироваться проекты в нескольких базовых отраслях, обеспечивающих определенную доходность. Доходность - это важное условие инвестирования. Иностранный инвестор не будет вкладывать капитал в проекты, которые несут только социальную направленность. Перечень этих отраслей определен, но не является исчерпывающим.

Семь ключевых направлений и конкретные результаты

- Упрощение миграционного режима. Принятые изменения в законодательстве действуют чуть больше полугода и позволили за это время привлечь в страну около 5 тыс. высококвалифицированных специалистов - благодаря упрощенной процедуре получения разрешения на работу и документов на въезд.

- Ограничения, связанные с реализацией строительных проектов. По трудностям в оформлении разрешений на строительство Россия в рейтинге Всемирного банка занимает 182 место из 183 возможных. За последние два года ее позиция не изменилась. Но те меры, которые были приняты в 2010 г, позволили достичь серьезного эффекта. Количество необходимых процедур, необходимых для строительства типового объекта, который берется за основу при составлении рейтинга, сократилось с 53 до 35, их общая стоимость снизилась больше, чем в 4 раза, а время, которое тратит на них инвестор, сократилось с 540 дней до 194. Однако этих изменений недостаточно. В Госдуму уже внесен законопроект по развитию системы негосударственной экспертизы. Он предусматривает сокращение срока экспертизы в 1,5 раза: с 90 до 60 дней. Разрешения на строительство предлагается выдавать на основе заключения негосударственной экспертизы. Велась дискуссия о том, надо ли вообще сохранять экспертизу. Решено было ее оставить, чтобы обеспечить безопасность строящегося здания.

- Реформирование таможенного законодательства. С принятием Таможенного кодекса и Таможенного союза сроки и процедуры серьезно сократились: с 3 до 1 дня сократился общий срок выпуска товаров, с 25 до 7 сокращено количество документов для несырьевых товаров, на 20% снижена сумма финансовых гарантий для таможенного представителя, увеличен срок уплаты таможенных платежей. Из дальнейших изменений в этой сфере ключевым является также вопрос процедур пересмотра таможенной стоимости. Вторым по значимости станет реализация принципа электронного декларирования, чтобы исключить требования предоставления документов в бумажном виде. Действия в этом направлении требуют не только изменений в законодательстве, но и переформатирования деятельности таможенной службы, изменений в регламенте ее деятельности.

- Налоговое законодательство. Все основные изменения связаны с принятием законов, которые предусматривают введение переходного периода для некоторых категорий налогоплательщиков в части ставки, по которой выплачиваются страховые взносы.

- Подключение к сетям естественных монополий: к электро-, газо-, водо- и теплоснабжению. Приняты решения местных властей, на основании которых внесены изменения и в федеральное законодательство. Они позволили уже с 1 января 2011 г. снизить стоимость технологического подсоединения, например, в Москве на 83%, в Московской области - на 47%, в Екатеринбурге - более чем на 50%. Это обеспечивается решением уполномоченных органов, в соответствии с которым стоимость подсоединения не может быть выше определенного показателя. Принят также еще ряд изменений, которые уменьшают общие издержки компаний при подключении к сетям. Например, раньше компании должны были вносить 100-процентную предоплату за подключение до оказания компаниями соответствующих услуг по подключению. Теперь эти нормативы снижены: в отношении электросети до 40%, в отношении газо-, тепло- и водоснабжения - до 50%. Т.е в качестве предоплаты с компаний могут требовать не более 50% от стоимости подключения, остальную сумму надо будет выплатить уже после того, как соответствующие услуги будут оказаны и заактированы. Вводятся дополнительные требования по соблюдению компаниями сроков подключения и ответственности должностных лиц, если условия договора не соблюдаются. С 1 марта 2011 г. вступило в силу постановление, утверждающее типовые формы договоров - это исключает предъявление необоснованных претензий к инвесторам. Во многом проблемы вызваны дефицитом мощностей, особенно для некоторых регионов. Однако разовыми мерами эту проблему решить невозможно.

- Работа с жалобами инвесторов. В конце лета 2010 г. первый вице-премьер И.И. Шувалов был назначен омбудсменом по этому вопросу. В Минэкономразвития организована работа по рассмотрению жалоб и обращений инвесторов. На сегодняшний день поступило более 60 обращений. Минэкономразвития является, своего рода, "единым окном", не замещая при этом своих коллег из других органов, в т.ч. и правоохранительных. Режим "одного окна" удобнее для инвестора: он знает, к кому обратиться и дальше находится "под государственным крылом". Минэкономразвития при необходимости оказывает определенное давление на коллег из других ведомств, а, с другой стороны, включает свой административный ресурс при обращении коллег из других ведомств. Это своего рода попытка "ручного управления" и решения проблем компаний в ручном режиме. Вряд ли это будет содействовать улучшению бизнес-климата в стране. Понятно, что количество проблем, с которыми сталкиваются инвесторы, не соответствует количеству поступивших обращений. Однако некоторый эффект сегодня все же наблюдается. Становится ясно, что большинство проблем связаны с действиями региональных властей. Вмешательство Минэкономразвития заставляет местные власти по-другому относиться к представителям бизнеса, действующим на территории их региона. В сочетании с деятельностью по улучшению условий ведения бизнеса в регионах такая политика и деятельность по ручному оперативному разрешению конкретных жалоб дает определенный эффект. Местные власти, понимая, что контроль со стороны Минэкономразвития будет продолжаться и дальше, перенастраивают свою работу в области инвестиций. Тем не менее, гордиться здесь нечем: количество обращений и проблемы, которые ставят инвесторы, свидетельствуют о том, что ситуация в регионах просто аховая и нужно не просто решать конкретные проблемы, а пересматривать общее отношение власти к бизнесу в регионах.

Деятельность территориальных подразделений федеральных органов - ОВД, Ростехнадзора, налоговых органов и т.д. Такая работа - следствие того, что институты не работают должным образом и приходится управлять ими в ручном режиме. Однако ждать, пока институты заработают, даже внося нужные изменения в законодательства, мы не можем: инвесторы либо приходят и реализуют свои проекты, либо не приходят или уходят, не доделав проекты.

Стимулирование регионов

Большинство барьеров, с которыми инвесторы сталкиваются, это барьеры на местах. Необходимо ориентировать региональные власти на то, что именно они являются ключевым звеном в деятельности по улучшению условий ведения бизнеса: губернаторы - центральное звено, основной инициатор этой деятельности. Надо мотивировать региональные власти к тому, чтобы они активно ей занимались. Минэкономразвития может только помогать в этой деятельности, потому что принятия федеральных законов явно недостаточно для того, чтобы упростить процедуру реализации проекта на местах. Есть уже положительные практики, которые можно тиражировать. Буквально применить опыт регионов, которые продвинулись в привлечении иностранных инвестиций, к другим регионам не всегда получается, но есть какие-то универсальные, обязательные решения, без которых улучшить ситуацию невозможно.

Например, инвесторы часто говорят о давлении со стороны местных властей в том, что касается бизнес-отношений с партнерами из этого региона. Предварительный аудит показывает, что часто местные компании аффилированы с местными властями, есть чисто коммерческий интерес, из-за которого и возникают проблемы у пришедших инвесторов. Эта аффилированность прослеживается на разных уровнях и связана не только с аффилированностью бизнеса, но и с какими-то общими интересами, которые присутствуют в регионе, то часто наблюдаются ангажированные решения различных органов власти на местах, в т.ч. и правоохранительных. Решить эту проблему за короткое время невозможно. Увязывание бюджетного финансирования регионов и предоставления трансфертов с тем, насколько комфортно вести бизнес в регионе, позволит изменить ситуацию. Модельную программу по улучшению инвестиционного климата в регионах подготовила "Деловая Россия". Одним из пунктов этой программы является "ненавязывание" поставщика или партнера.

Смысл деятельности Минэкономразвития - вносить изменения в законодательную базу, меняя и улучшая институты, и работать на местах, с тем чтобы эти институты максимально быстро заработали - меняя ментальность чиновников и их отношение к бизнесу. Не всегда необходимо вносить какие-то изменения, часто достаточно принять верные управленческие решения. Ряд регионов уже имеет положительный опыт в этой сфере.

Перенастройка местных властей и улучшение инвестклимата в регионах будет ключевым направлением работы Минэкономразвития в 2011 г. Все действия федеральных властей, в т.ч. и в сфере финансирования, должны быть увязаны с тем, насколько активно региональные власти содействуют улучшению бизнес-климата.

Налоговые льготы и трансферты

Финансовая поддержка регионов должна напрямую зависеть от их активности в сфере привлечения инвестиций и создания благоприятных условий для ведения бизнеса. Это касается, например, предоставления налоговых льгот (при условии, что региональный бюджет предоставляет инвесторам свои льготы), а также предоставления бюджетных средств, трансфертов из федерального бюджета между регионами. Мы не хотим поддерживать отстающих, за них реализовывать социальные обязательства, которые на регионе лежат, мы хотим поощрять тех, кто сам активно реализует политику по улучшению условий ведения бизнеса в регионе.

В проекте основных направлений налоговой политики, которое подготовил Минфин, нет предложения о том, чтобы изменить соотношение региональных и федеральных налогов. Но идет активное обсуждение по поводу сокращения числа федеральных льгот по региональным и местным налогам - когда федеральная власть фактически изымает часть поступлений в местные бюджеты, предоставляя по местным и региональным налогам федеральные льготы. Эту практику планируется сокращать. Перечень федеральных льгот по нефедеральным налогам сегодня уже значительно сократился. Это не будет дестимулировать бизнес. Если регион заинтересован, то он готов будет предоставить налоговые льготы бизнесу на местном уровне, если не заинтересован, то федеральные льготы и бизнес не стимулируют, и регион лишают части доходов.

Сейчас нет необходимости ставить вопрос об изменении системы, с тем чтобы большее количество налогов было региональными. Основные налоги - земельный налог, налог на имущество, налог на прибыль, акцизы - большей частью поступают в региональные и местные бюджеты. Например, налог на прибыль: в федеральный бюджет поступает только 2%, 18% поступает в региональный бюджет. По этим 2% можно предоставлять льготу на длительный период - на 10-15 лет. Для инвестора это достаточно значимая сумма, которую он может получить, не выплачивая этот налог. Но такое решение обязательно будет сопряжено с предоставлением соответствующей льготы на региональном уровне. Такая льгота означает добровольный отказ региона от некоторых поступлений в бюджет- на некоторое время, но способствует развитию производства за счет снижения налоговой нагрузки - и, следовательно, происходит формирование базы по другим налогам.

Система трансфертов сейчас выстроена таким образом, что показатели бюджетной обеспеченности регионов приводят к необходимости финансировать отстающие регионы с бюджетным дефицитом. Минэкономразвития хочет, чтобы регион своими действиями и активной политикой создавал условия для прихода бизнеса и денег в регион. Например, Калужская область привлекает инвестиции, создает новые производства, формирует налогооблагаемую базу, в том числе и предоставляя льготы. Если регион вкладывает деньги, то Минэкономразвития готово софинансировать такие проекты, потому что часто инвесторам недостаточно тех мер финансовой поддержки, которые предоставляет регион. Если же сам регион ничего не вкладывает, то финансировать привлечение инвесторов за него Минэкономразвития не собирается, поскольку это пустая трата денег, регион никак не мотивирован. У регионов достаточно средств, чтобы формировать доходную часть бюджета из других источников, не полагаясь только на трансферты. Понятно, что надо смотреть на динамику развития ситуации, потому что регионы находятся в разных стартовых условиях. Минфин поддержал идею Минэкономразвития по созданию региональных фондов, куда федеральная власть вкладывала бы деньги, формируя эти фонды совместно с местными бюджетами - так чтобы эти фонды являлись инструментом поддержки в реализации проектов в регионах. Эта идея направлена как раз на то, чтобы регионы вкладывали деньги - тогда можно будет говорить и о том, чтобы федеральные средства предоставлялись регионам на возвратной основе. Калужская обл., например, берет средства из госбюджета взаймы, и реализация проектов позволяет их потом возвращать.

Минэкономразвития стимулирует конкуренцию регионов за инвесторов, потому что результатом этой конференции должны стать благоприятные условия, которые губернаторы у себя обеспечат. Но часто эта конкуренция сводится к тому, кто больше предоставит льгот по налогам, это зачастую является единственным аргументом в споре за инвесторов. Раз все развивается в этом русле, значит регион добровольно лишает себя каких-то поступлений. При этом растущие социальные обязательства все равно потребуют финансирования. Это может подтолкнуть региональные власти к обращению за помощью из федерального бюджета. Поэтому вопрос создания институтов и комфортной среды крайне важен. Чем быстрее они будут созданы, тем меньше будет необходимости в предоставлении налоговых льгот. Надо создать такие условия для бизнеса, при которых налоговая нагрузка была бы для него необременительной. Нельзя компенсировать наличие барьеров снижением налоговой нагрузки, предоставляя бесконечно много льгот - иначе за счет чего будет формировать свои доходы местный бюджет. Надо стимулировать создание налоговой базы

Реализация принятых законов

Изменения, внесенные в законодательство, сами по себе не гарантируют их применения на практике. Сейчас вместе с ведомствами и регионами выстраиваются механизмы контроля за реализацией процедур, установленных законодательством. Проводится постоянный мониторинг - для оценки эффективности принятых поправок к законам и необходимости дальнейшего их совершенствования.

Минэкономразвития находится в постоянном диалоге с бизнес-ассоциациями, которые сообщают о том, насколько принятые меры работают и с какими проблемами они еще сталкиваются. Иногда они сообщают о проблемах, которых Минэкономразвития просто не замечало. Например, один из приоритетов деятельности правительства - это повышение энергоэффективности, реализация разных программ в этой области. При этом, по существующим нормам, компании обязаны, вне зависимости от того, внедряют они новые технологии или нет, выплачивать разницу между тем, по каким условиям был заключен договор на приобретение электроэнергии, и тем, сколько по факту приобретается. Т.е., если вы по договору должны приобретать определенное количество электроэнергии, то, даже если вы очень сильно повысили свою энергоэффективность и снизили объем потребляемой энергии, оплачивать вы должны ту стоимость, которая указана в договоре. Не в полном объеме, но с выплатой штрафных санкций. Добиваться энергоэффективности без изменения соответствующих норм бессмысленно.
Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
В
11.04.2011 0 0
Валя:

Вообще-то, речь идет о 30 марта!

Е
08.04.2011 0 0
Евгения:

уметь надо =)

Т
07.04.2011 0 0
Татьяна:

30 апреля еще впереди, как могла быть написана статья по еще несостоявшейся конференции?



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more