Что может помешать Таможенному союзу стать Евразийским
К 1 января 2015 года евразийская экономическая интеграция должна увенчаться созданием Евразийского экономического союза. Однако насколько реальны эти планы? Насколько жизнеспособно объединение государств на нынешнем этапе – в форме Таможенного союза?
От сообщества – к союзу
Первым этапом евразийского объединения стало создание в 2001 году Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. В статусе наблюдателей к сообществу в 2002 году присоединились Украина и Молдова, а в 2003 году – Армения. Узбекистан присоединился к сообществу в 2006 году, но через пару лет приостановил свое членство в этой организации.
За прошедшие годы в рамках сообщества был принят целый ряд важных соглашений (в частности, о безвизовом режиме между государствами) и создан ряд институтов интеграции: Евразийский экономический совет (состоит из глав государств и правительств), суд, Банк развития, Антикризисный фонд и т.д. Самым значимым этапом стало создание Таможенного союза (ТС) и единого экономического пространства. На сегодняшний день членами его являются Россия, Белоруссия и Казахстан. Возможность вступления рассматривают также Армения и Киргизия.
Таможенный союз – первые результаты
Самый очевидный эффект от создания Таможенного союза – это рост взаимной торговли. Согласно официальной статистике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), в 2010 году, до создания ТС, объем взаимной торговли его участников составлял 47,1 млрд долларов, в 2011 году, после создания союза – 63,1 млрд долларов (т.е. возрос на 33,9%), а в 2012 году – 68,6 млрд долларов (на 8,7% больше, чем в предыдущем году). Правда, в январе-сентябре 2013 года объем взаимной торговли в ТС составил всего 47,5 млрд долларов, сократившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6,6%. Причиной этого стали не проблемы с функционированием самого ТС, а некоторый спад в экономиках его участников. Кроме того, приведенная статистика отражает и изменение объемов поставок нефтепродуктов из России в Белоруссию: если в январе-сентябре 2012 года они выросли в 2,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то в первые девять месяцев 2013 года резко сократились. Если же не учитывать топливно-энергетические товары, то объем взаимной торговли за первые три квартала 2013 года увеличился на 1,8%.
Для России ТС – это третий крупнейший рынок в мире (после ЕС и Китая). По общему объему торговли соратники по ТС являются для нее одними из важнейших партнеров.
Объем товарооборота с РФ в январе-сентябре 2013 года:
Китай |
65,2 млрд долларов |
Нидерланды |
56,6 млрд долларов |
Германия |
54,7 млрд долларов |
Италия |
39,5 млрд долларов |
Украина |
28,5 млрд долларов |
Белоруссия |
24,1 млрд долларов |
Япония |
23,8 млрд долларов |
Турция |
23,6 млрд долларов |
США |
19 984 млн долларов |
Польша |
20 050 млн долларов |
Казахстан |
19 957 млн долларов |
Южная Корея |
18 144 млн долларов |
Великобритания |
17 407 млн долларов |
Франция |
17 017 млн долларов |
Финляндия |
13 758 млн долларов |
Как видно из приведенной таблицы, Белоруссия в прошлом году занимала 6-е место среди основных внешнеторговых партнеров РФ, а Казахстан – 11-е, опережая, например, такие страны, как Южная Корея, Великобритания и Франция.
При этом и структура экспорта в страны ТС для России тоже привлекательна. Так, например, больше четверти всей экспортируемой в Казахстан продукции в 2012 году составили машины, оборудование и транспортные средства (26,5%, на сумму 4,5 млрд долларов), тогда как доля этого сегмента в общем объеме российского экспорта в страны дальнего зарубежья в 2012 года составила всего 4% (10,3 млрд долларов).
Партнерам России по ТС это объединение тоже принесло уже ощутимые выгоды. Белоруссия открыла для себя огромный по меркам ее экономики рынок союза и получила беспошлинные поставки нефти и доступ к «союзным» кредитам. Без ТС ей пришлось бы гораздо тяжелее, поскольку ни альтернативных рынков сбыта, ни дешевых источников нефти и газа у республики нет.
Казахстан тоже отмечает положительную динамику по целому ряду показателей. Объем его взаимной торговли со странами ТС в январе-октябре 2013 года увеличился на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, и составил 17,7 млрд долларов. Помимо этого, выросли также ВВП – на 5,8%, объем промышленного производства – на 2,3% и инвестиции в основной капитал – на 8,1%. И это при том что Казахстан был вынужден повысить таможенные пошлины, а на его потребительских рынках стали доминировать российские товары.
Киргизия и Армения
Возможность вступления в ТС, как уже упоминалось, рассматривают также Киргизия и Армения. Причем для них этот шаг значим не только с точки зрения экономических перспектив, но и с точки зрения элементарного выживания. «В мировой иерархии каждый занимает свое место. В динамично растущей глобальной конкуренции нет места малым и слабым, для них есть один способ выживания – интегрироваться с одним из центров силы. ТС и будущий Евразийский союз и являются, по сути, таковыми формирующимися центрами, – поясняет политолог Александр Князев, специалист по центральноазиатской проблематике. – В противном случае появится другой внешний фактор (для Киргизии им может быть только Китай), включающий малую страну в сферу своих интересов, и работающий в ней ради своих же интересов. В Киргизии при формально признанном населении в 5,3 млн человек уже живут постоянно не менее 300 тысяч китайцев – это по официальным данным представителей правительства, на самом деле эта цифра может быть и значительно выше.
Что же касается Армении, для нее экономический сегмент дополняется фактором безопасности, поскольку она почти полностью (за исключением участка иранской границы) находится во враждебном окружении».
Однако позиции Армении и Киргизии по отношению к Таможенному союзу сильно различаются, отмечает Александр Князев. «Армения имеет "дорожную карту", достаточно простую, на мой взгляд, основной интригой для нее является Нагорный Карабах, который де-юре должен быть вынесен за периметр таможенных границ союза. Этот вопрос поднимал на последнем саммите глав государств "тройки" президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Но вряд ли это станет серьезной проблемой, поскольку объемы товарооборота там, по масштабам ТС, мизерны. Вполне вероятно, что с Арменией вопрос может быть решен уже на ближайшей встрече президентов РФ, РБ и РК», – считает эксперт.
С Киргизией же все гораздо сложнее, поясняет политолог. «Там и мощные оппозиционные настроения – причем, не обязательно связанные с вступлением в ТС, там стремительно растет очередной кризис власти и просто некому заниматься вопросами интеграции по-настоящему. На киргизское руководство влияют совершенно разнонаправленные интересы. Одно из самых сильных лобби в киргизском руководстве – реэкспортеры из Китая. Стоит только сравнить статистику китайского экспорта в Киргизию и китайского импорта в Киргизии, чтобы понять степень его заинтересованности. Так, например, китайцы говорят, условно: мы экспортировали на 8 млрд долларов, киргизская статистика показывает 1 млрд. Остальное в Киргизии идет как тривиальная контрабанда. Это одна из главных проблем в том, что касается присоединения Киргизии к Таможенному союзу. Любой, кто попытается сломать эти схемы – будь то Атамбаев (действующий президент Киргизии Алмазбек Атамбаев – КС) или кто-то еще – тут же будет просто сметен. А поскольку ломать этих схем никто – ни Атамбаев, ни кто-то еще в Киргизии – и не собирается, то и имеем то, что имеем. И на переговорах по вступлению в ТС киргизское руководство просто затягивает решение, выставляя требования изначально неприемлемые для Астаны, Минска и Москвы. Москва отчасти проявляет готовность пойти Бишкеку навстречу, исходя из политических интересов, но это движение тормозится двумя другими членами объединения, акцентирующих внимание на экономической сущности союза. С Киргизией я перспектив пока вообще не вижу», – заключает Александр Князев.
Прогнозы и перспективы
«У Таможенного союза есть колоссальные перспективы развития», – считает экономист Михаил Хазин, руководитель компании экспертного консультирования «НЕОКОН». По его мнению, создание ТС экономически соответствует тем глобальным тенденциям, которые сложились за последние 2-3 года, и направлено на восстановление внутреннего производства в России, Белоруссии и Казахстане. «Таможенный союз в некотором смысле является антикризисной мерой. Кризис – это распад той системы мировой экономики, которая складывалась последние несколько десятилетий. В рамках этой системы у нас не могло быть высокотехнологичной промышленности. Потому что мы встроились в систему мирового разделения труда как сырьевой придаток», – поясняет Михаил Хазин.
Однако государственные интересы не всегда совпадают с интересами правящей элиты, и потому будущее Таможенного союза на сегодня далеко не однозначно. Противники интеграции практически с самого начала проводят хорошо организованную пиар-компанию, разжигая в массах протестные настроения. Отчасти жертвой их уже стала Украина. Причем чем ничтожнее повод, тем более резонансно он подается. Один из последних примеров – активное обсуждение СМИ «запрета на кружевное белье» в ТС. В действительности, дело вовсе не в кружевах и соответствующий регламент был принят отнюдь не недавно. Речь идет о запрете на производство «нижнего нательного белья с показателями гигроскопичности менее 6%». Гигроскопичность – т.е. способность впитывать влагу – зависит от состава материала, а отнюдь не от «конструктивных особенностей белья». Норма в 6% действует уже с 2010 года, она была перенесена и в технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности», который вступил в силу 1 июля 2012 года. Однако до 1 июля 2014 года был установлен переходный период, в течение которого разрешалось производство продукции по ранее выданным разрешениям – сертификатам соответствия, в том число и на белье. За это время производители могли переоформить сертификаты в соответствии с требованиями ТС. Например, кружевное белье белорусского производства успешно прошло испытания.
Таким образом, изменения в техрегламенте ТС (тем более, отнюдь не «вчерашние») вовсе не служат реальным препятствием для объединения – как это представляют СМИ. «Это организованная противниками интеграции кампания, подхваченная в основном так же сориентированными против ТС активистами различных неправительственных организаций. Организованная очень хорошо, у них нужно поучиться – как создавать информационное сопровождение интеграционных процессов. Это сопровождение – одно из самых слабых мест и ТС и евразийского процесса. По сути, его просто нет», – поясняет Александр Князев.
И, к сожалению, это отсутствие умелого информационного сопровождения может обойтись для ТС слишком дорого. «Думаю, точку полной состоятельности ТС еще не прошел. Если в Белоруссии его уже, по словам моих тамошних коллег, воспринимают просто как данность, то в Казахстане очень сильны настроения, направленные против участия РК в ТС, против связанной с этим ориентацией на Россию. Поэтому перспективы пока совсем не однозначны, не носят линейного характера, когда бы было очевидно движение только вперед и к успеху», – считает Александр Князев.
Далее читайте:
Написать комментарий
Не ставьте телегу впереди лошади!..Это как с СНГ-что-ли?
Галина Анатольевна, согласитесь, что Вы не правильно выразились: «Однако государственные интересы не всегда совпадают с интересами правящей элиты, …». Вероятно, Вы хотели сказать, что интересы СТРАНЫ крайне редко совпадают с интересами ГОСУДАРСТВА и правящей элиты. Страна это, прежде всего, народ, а государство и правящая элита - враждебные ему образования со своими интересными интересами. На вопрос в названии статьи эволюционная теория дает простой, четкий и однозначный ответ. Интеграции мешало, мешает и будет мешать неправильное общественное устройство в наших странах. Такой вывод получается из основного закона общественного развития: эволюция общества определяется взаимным развитием бытия и сознания со скоростью, пропорциональной соответствию их достигнутых уровней в направлении ЦЕНРОБЕЖНОГО расширения внешней свободы, а после ее достижения в направлении ЦЕНРОСТРЕМИТЕЛЬНОГО расширения внутренней свободы путем формирования и решения первоочередных задач. Неправильность общественного устройства в данном случае выражается в том, что властные указания и инициатива идут сверху вниз. В таких условиях любое объединение воспринимается как ограничение внешней свободы. Отсюда центробежные тенденции. Для их нейтрализации требуется насилие политическое, военное или экономическое. В нашем случае в качестве «насилия» выступают явные экономические выгоды интеграции. Вопрос в том, какая мотивация перевесит. Решение видится в создании условий, не мешающих постепенному преобразованию общества на основе самоорганизации и самоуправления. Для этого желательно повышение уровня социально экономической грамотности населения и изменение правового поля, чтобы самоорганизация стала возможной. В результате, роль государства и правящей элиты будет снижаться, крепостное налогообложение меняться на самофинансирование из прибылей и зарплат, представительная демократия вытесняться инициативой снизу, рыночная экономика уступит место системе потребления, селективно стимулирующей предпринимателей и работников к добровольному и полному личному, производственному и общественному потреблению. Таким образам максимально возможная внешняя свобода будет достигнута, и актуальным станет вопрос о расширении внутренней свободы (возможности не принимать личного участия в организации общественных и личных дел). Сам собой отпадет вопрос о «принудительном» создании союзов. Они сами неизбежно будут возникать, повинуясь центростремительной тенденции.
Давно надо было приводить в законное русло...