Амнистия предпринимателей – непопулярный шаг для президента
На Петербургском международном экономическом форуме бизнес-омбудсмен Борис Титов отчитался о продленной работе за прошедший год и оценил шаги, которые власть делает в сторону предпринимателей. Почему Владимир Путин пошел на непопулярную меру?
Должность уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте России Владимир Путин учредил в июне 2012 года на Петербургском экономическом форуме. Отчитаться о своей деятельности бывший председатель «Деловой России» и бизнесмен решил так же на площадке форума в последний день его работы, 22 июня. Согласно отчету, ровно за год Титову удалось с нуля создать институт бизнес-правозащитника. Он признался – смотрели на иностранный опыт, занимались поиском аналогов, но убедились лишь в том, что защищать предпринимателей от правоохранительных органов это национальная особенность России. Поэтому страна пошла по собственному пути, который на этот раз оказался путем институционального развития. Но это же предопределило скромные результаты, из-за чего вместо достижений Титов делился своими наблюдениями.
Люди сомневаются, что предпринимательство нужно
В цифрах и фактах картина выглядит следующим образом: омбудсмен создал свой оперативный штаб и группу, в Общественной палате на него работает 30 человек, 58 регионов включены в его систему, открыто 14 центров общественных процедур «Бизнес против коррупции», а до конца 2013 года планируется запуск 30 общественных приемных в субъектах федерации. Однако обращений от предпринимателей получено менее двух тысяч, но они систематизированы, занесены в современную базу данных и обрабатываются в индивидуальном порядке. Титов говорит, что с самого начала боялся сотен тысяч обращений, с которыми невозможно будет разобраться. Но находит количество обратившихся к нему предпринимателей оптимальным. «То, что в стране невозможно делать бизнес, это не так. В стране можно делать бизнес, но отдельные проблемы существуют», – говорит Титов.
Чтобы компетентно разобраться с этими проблемами, нужна помощь экспертов: бизнесмены, как оказалось, пытаются использовать омбудсмена в своей борьбе и подавлении конкурентов. Эксперты должны отсеивать обращения, продиктованные личными счетами, а таких до 70-80%, напоминает уполномоченный по правам предпринимателей. Причем конфликты с правоохранительными органами в таких случаях обусловлены изначальным конфликтом между предпринимателями. Борис Титов даже предложил переиначить давно ушедший в народ лозунг: «Бизнес, не кошмарьте друг друга». И пояснил, подразумевая бизнесменов: «Очень много проблем между нами, чуть что мы сразу бежим в правоохранительные органы». Лидер движения «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева не согласилась с таким мнением. По ее словам, вопросы следует задавать судебной системе и организациям, отвечающим за выработку корпоративных правил поведения.
«Если путь лежит через взятку и правоохранительную систему, то предприниматели идут туда», – говорит Яковлева. Бизнесмен ищет наикротчайший путь к своей прибыли и в этом нет ничего преступного. Несовершенство государственных институтов и приводит к коррупции в правоохранительных органах, а из этого проистекает идеология, которой охвачены не только правоохранители, но и подавляющее большинство населения – предприниматель это жулик и вор. По словам бизнес-омбудсмена, он часто встречается с открытым игнорированием законного требования прекратить уголовное преследование. Предприниматели лишены в глазах российской полиции презумпции невиновности. «Бывают коррупционные и очень коррупционные следы, но чаще бывает защита чести мундира, когда просто нет, мы знаем лучше, чем вы, что здесь происходит, а бывает идеологическая вещь, когда люди, которые там работают, сомневаются, что предпринимательство нужно», – рассказывает Борис Титов.
Президент на стороне предпринимателей
Наиболее трудно омбудсмену приходится в преодолении идеологических аксиом. Поэтому Титов горячо приветствовал смелый шаг президента Путина, когда он на пленарном заседании Петербургского форума поручил Госдуме до летних каникул разработать и принять проект амнистии для предпринимателей. Еще месяц назад президент критиковал первый вариант предложения, опасался, что на свободу могут выйти мошенники, фальшивомонетчики, криминальные элементы. В своей речи Путин отметил: амнистия должна коснуться тех, кто был осужден за экономические преступления в первый раз и готов возместить нанесенный ущерб. «Я должен отдать должное президенту, потому что это непопулярный шаг. В том смысле, что он показывает – предпринимательство нужно стране, показывает и людям и правоохранительным органам, – говорит Титов. – Это очень смелый шаг и мы должны его оценить».
Тем не менее омбудсмен ожидает сопротивления в ходе реализации амнистии. Правоохранительным органом придется закрывать открытые на предпринимателей дела, аннулировать условные сроки. Переход к новой экономической модели или парадигме, как выразился Титов, потребует усиленной работы власти. Представитель Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» Андрей Назаров отметил, что последний раз амнистия подобного рода объявлялась в 1953 году, но амнистии в отношении предпринимателей не было вовсе. Тем более ни в одной стране мира. «Может быть, еще 60 лет ничего подобного не будет», – говорит Назаров и шутит про советскую криминальную драму «Холодное лето 53-го», чтобы не случилось холодного лета 2013-го, так как у Госдумы осталось всего два пленарных заседания, а принять проект амнистии они должны до конца весенней сессии. «Это очень сжатый срок и показатель приоритета, который стоит перед экономикой», – замечает Назаров и добавляет: «Мы не хотели бы, чтобы о нас говорили: предприниматели выпустили на свободу преступников».
На это так же возразила Яна Яковлева: «Не уголовники аплодировали словам Путина о решении по амнистии, а питерский форум, поэтому грань стерта». Сегодня в местах отбывания наказания сидит 9 тысяч предпринимателей. Из них могут выйти 5-6 тысяч. «Это все-таки очень резонансная ситуация, направленная на сигнал обществу и правоохранительным органам», – говорит Назаров. Почувствовав единство целей и задач, а также общность интересов предприниматели на Петербургском форуме договорились действовать сообща. Глава российско-германской внешнеторговой палаты Михаэль Хармс предложил опереться на российские союзы предпринимателей, чтобы более тесно работать и вырабатывать общую позицию. «Это дополнительный фактор защиты предпринимателей», – отметил он.
Борис Титов поддержал эту идею. «Мы были каждый по своему, но в такой важный момент (23 июня 2013 года на встрече с Путиным бизнес-объединения консолидировано выступили за тарифы не выше инфляции, политику снижения издержек для предпринимателей, разумные налоги и мягкую денежно-кредитную политику – «КС») мы показали, что можем выступать с единым мнением перед властью, – сказал Титов. – Нас отделяли друг от друга и этим пользовались, но смена экономической парадигмы требует объединения бизнеса». В зале раздались аплодисменты.
Написать комментарий