США в лекарственной ловушке: как дешёвый импорт дженериков убил местное производство и поставил под угрозу здоровье нации. Расследование.
В предыдущей статье мы рассказали о дефиците и критической зависимости от импорта большого количества лекарств на фармацевтическом рынке США. Главная суть проблемы – переключение на дешевые дженерики зарубежного производства, которые не смогли обеспечить надежные и продолжительные поставки, зато успешно вытеснили отечественных американских производителей лекарств с собственного же рынка.
Вопреки мифам либеральной глобализации, вместо того чтобы предотвратить дефицит, растущая волна импорта способствовала его возникновению — подрывая и устраняя отечественных производителей. Американские производители постоянно вытеснялись из-за всплесков импорта иностранных лекарств, подпитанных государственными субсидиями, прежде всего, Китая, контролирующего до 90% ключевых фармацевтических химических ресурсов. Зависимость США от импортных дженериков, помимо всего прочего, привела не к увеличению числа поставщиков, а к их уменьшению. За последнее десятилетие рынок консолидировался и около 20% критических лекарств с API Active Pharmaceutical Ingredient, активный фармацевтический ингредиент, обладающий терапевтическим эффектом и являющийся действующим веществом лекарственного препарата поступают исключительно из Китая. А 40% американских дженериков имеют только одного производителя, одобренного FDA (Food and Drug Administration - Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США). Это означает, что один сбой может парализовать национальный доступ к лекарству.
Вообще, данная история «закручена» вполне по законам диалектики – «хотели как лучше, а получилось как всегда»! В самом деле! Подсев на дешевые импортные дженерики, американская медицинская система способствовала их удорожанию! Ставка на расширение конкуренции привела к росту монополизма и цен. Действительно, за непатентованные импортные дженерики, особенно те, которые используются в больницах, американцы на самом деле платят более низкие цены, чем европейцы. Потому что компании-поставщики конкурируют друг с другом, чтобы предложить покупателям в лице больниц самую низкую цену, опуская её до минимума. Со временем цены на многие дженерики становятся настолько низкими, что для других компаний становится невыгодно продолжать их производство и эти компании останавливаются. Одним из таких знаковых закрытий стало банкротство важной для американского фармацевтического рынка компании Akorn Pharmaceuticals в 2023 году, отечественного производителя стерильных дженериков, внезапно прекратившего работу на всех четырех своих производственных предприятиях в США с увольнением 400 сотрудников. Закрытие мгновенно вывело с рынка десятки продуктов, многие из которых не имели краткосрочной замены.
Вдобавок ко всему, низкие цены не стимулируют производителей вкладывать средства в новое оборудование и другие вещи, которые могли бы поддерживать высокое качество и предотвращать отзывы и остановки производства. В итоге, со временем, так или иначе кратковременная дешевизна оборачивается долговременной дороговизной, да еще и проблемами с качеством.
Импортные дженерики все чаще вызывают вопросы, связанные с низким качеством и проблемами безопасности. FDA задокументировало широко распространенное несоблюдение надлежащей производственной практики в Китае и Индии, включая фальсифицированные результаты испытаний и антисанитарные условия. В одном расследовании было вскрыто, что нарушения на индийской фабрике были напрямую связаны с восемью смертями пациентов в США. Аналогично, у Китая есть история скандалов, связанных с безопасностью, например, загрязнение китайского гепарина в 2008 году — когда загрязненный продукт убил десятки американцев. Это не единичные случаи. Исследование 2025 года показало, что дженерики индийского производства на 54% чаще вызывают серьезные побочные эффекты, чем их аналоги американского производства. Почему? Потому что ценовое давление стимулирует сокращение расходов — на безопасность, тестирование и надзор. Как предупреждало исследование Brookings 2023 года, больницы часто не имеют представления о качестве лекарств, а иностранные производители не сталкиваются с серьезными последствиями за экономию.
В связи с данными фактами в Сенате США обсуждается решение о переходе Министерства обороны к производству лекарственных средств для военнослужащих собственными силами для обеспечения военной безопасности. Пентагон ежегодно тратит более 5 миллиардов долларов на фармацевтические препараты, что составляет около 2% всего коммерческого фармацевтического рынка США. По требованию Конгресса Министерство обороны проанализировало 12 917 конкретных препаратов, или около 10% от общего объема рынка США, в рамках усилий по оценке цепочки поставок военной фармацевтической продукции из списка основных лекарственных средств FDA. Только четверть проанализированных препаратов имеют отечественных производителей.
Согласно ноябрьскому 2024 года отчету Министерства обороны, 27% проанализированных препаратов подвержены очень высокому риску, поскольку они либо производятся китайскими производителями и используют китайские ингредиенты, либо были получены из неизвестных источников.
Устрашающая лекарственная зависимость США от Китая и Индии выражается в умопомрачительном росте импорта из этих стран с 2002 года соответственно в 35 и 165 раз! Многие лекарства для американского рынка, производимые в разных странах, включая сами США, не обходятся без хотя бы одного этапа производственного процесса, происходящего в Китае. Даже гигантский сектор дженериков Индии глубоко зависит от Китая, поскольку индийские производители обычно получают сырье с китайских заводов. Тем самым, американские промышленные круги вполне логично приходят к выводу, что основе кризиса лежит простая экономическая истина: Китай и Индия намеренно захватили фармацевтическую промышленность США с помощью промышленной стратегии и государственных субсидий, сделав дженерики слишком дешевыми, чтобы их можно было производить на конкурентоспособной основе в Соединенных Штатах.
Однако, как ни удивительно, но крупнейшим экспортером лекарств в США в последние годы стали не два азиатских гиганта, а сверхскромная Ирландия, где почти все крупнейшие американские производители лекарств имеют производственное присутствие, в некоторых случаях насчитывающее десятилетия. Одной из самых привлекательных сторон Ирландии для отрасли являются налоговые преимущества, которые она предлагает. Некоторые производители лекарств переводят туда свою прибыль, чтобы снизить общие налоговые счета. Это дало основание красноречивому Трампу заявить, что Ирландия «забрала наши фармацевтические компании». А министр торговли Говард Лютник конкретизировал: Ирландия занимается «налоговой аферой», которую эксплуатируют американские фармацевтические компании и «этому нужно положить конец».
Фармацевтические препараты исторически не облагались пошлинами в соответствии с соглашением Всемирной торговой организации, призванным обеспечить пациентам доступ к жизненно важным лекарствам. Лекарства были в основном освобождены от раунда глобальных тарифов, объявленных Трампом в «День освобождения» 02.04.2025, а затем частично отложены на 90 дней. Министерство торговли США 14 апреля объявило о начале расследования на предмет того, угрожает ли импорт лекарств и фармацевтических ингредиентов национальной безопасности Америки, в попытке заложить основу для возможных пошлин на лекарства иностранного производства.
Предложения лоббистских структур, отражающих интересы собственно американских производителей лекарств, предусматривают такие меры:
- ввести специальные и адаптированные импортные квоты и/или тарифы на импорт дженериков, особенно из стран-соперников или с историей нарушений безопасности.
- Расширить внутреннее производство за счет налоговых льгот, гарантий по кредитам и долгосрочных федеральных контрактов на основные лекарственные средства.
- Обеспечить полную прозрачность цепочек поставок, включая маркировку происхождения API и раскрытие информации о месте производства.
- Усилить контроль за соблюдением требований FDA за рубежом и запретить импорт продукции, нарушающей правила неоднократно .
Конкретным шагом на пути восстановления «фармацевтического суверенитета» США стал законопроект «О создании стимулов для долгосрочного производства жизненно важных лекарств (таблеток)», выдвинутый в мае 2025 года в Сенате Томом Коттоном (республиканец от штата Арканзас). Схожий законопроект - «PILLS Act» - «Закон о таблетках» представила Клаудия Тенни в Палате представителей Капитолия.
Закон «О таблетках», в частности, предусматривает следующие меры:
- Налоговый кредит на производство в размере 35% для конечных производителей АФИ и готовых лекарственных средств и 30% для всех остальных компонентов.
- Пропорциональный налоговый вычет за содержание отечественных компонентов в размере до 20% при 100% содержании отечественных компонентов в составе лекарственного препарата.
- Возможность выбора инвестиционного налогового кредита в размере 25% от квалифицированных инвестиций для компенсации затрат на создание новых производственных мощностей (вместо PBTC).
- Запрет на предоставление налоговых льгот любому субъекту, который в любое время в течение налогового года являлся иностранным субъектом, вызывающим озабоченность.
Итак, данная фармацевтическая история еще раз высветила фундаментальные геоэкономические и геостратегические проблемы, порожденные десятилетиями глобализации. Америка увязла в импортной лекарственной зависимости, разрешить которую невозможно без серьезных структурных реформ, сопровождаемых радикальной перестройкой в глобальных цепочках поставок. Резко сократить, тем более, запретить, импорт дешевых дженериков, на которые приходится более 90% выписываемых в США рецептов, невозможно. Требуется напряженная, длительная, и, даже филигранная промышленная политика в этой сфере для выхода на приемлемые (безопасные) уровни зависимости от импорта как готовых лекарств, так и их компонентов.
Написать комментарий