Имидж российского бизнеса на международной арене – преодоление барьеров и стереотипов.
В ТПП РФ на Ильинке состоялось заседание «круглого стола», тема которого - «Имидж российского бизнеса на международной арене – преодоление барьеров и стереотипов», сообщает Департамент информации и связей с общественностью ТПП РФ.
Организовали «круглый стол» Комитет ТПП РФ по содействию внешнеэкономической деятельности и Комитет РСПП по энергетической политике.
Открыл и вел заседание вице-президент ТПП РФ Георгий Петров. В работе «круглого стола» участвовали представители ТПП РФ, РСПП, Госдумы ФС РФ и Совета Федерации ФС РФ, МЧС РФ, МПР РФ, МЭРТ РФ, Минтранса РФ, Минпромэнерго РФ, крупных российских компаний.
Во вступительном слове Георгий Петров, отметив важность предложенной к обсуждению проблемы, привел свежий пример неоднозначного отношения в мире к российскому бизнесу. С одной стороны, российская (Evraz S.A.) получает согласие на приобретение ведущего североамериканского производителя стального проката и труб для нефтегазовой промышленности - IPSCO (IPSCO Canada). С другой – в парламенте Новой Зеландии правительство обвинили в том, что оно не реагирует отрицательно на попытку российского бизнеса войти в важную для страны молочную отрасль, продукты которой, кстати, Россия традиционно закупает в больших количествах. Слишком по-разному, отметил Георгий Петров, воспринимается российский бизнес в разных странах, причем, к сожалению, отрицательно воспринимается он значительно чаще. Дело здесь не только в конкуренции, хотя и она играет свою роль. Проблема в том, что до сих пор и наши деловые круги, и в целом государство мало уделяют внимания формированию позитивного образа российского бизнеса. У страны, между тем, подчеркнул Георгий Петров, есть прямой резон заниматься этим – решая чисто корпоративные задачи, российский крупный бизнес за рубежом часто делает это в русле общегосударственных целей.
Сложившиеся на международной арене негативные стереотипы, отсутствие целенаправленных и регулярных действий, способствующих их разрушению, слабое информирование международной общественности о поступательном движении России в направлении укрепления экологической и техногенной безопасности наносит серьезный вред имиджу страны и российскому бизнесу, отметил замминистра по чрезвычайным ситуациям Владимир Пучков. Между тем, сегодня Россия запланировала целый ряд крупных проектов в области электроэнергетики, добычи нефти и газа, транспортировки углеводородного сырья, имеющих международное значение. Следовательно, необходимо активизировать политику России на международной арене, создавать положительный имидж страны и бизнеса, уверен замминистра.
Заместитель директора Департамента международного сотрудничества Министерства природных ресурсов Владимир Ивлев поднял вопрос о создании некой структуры, которая могла бы содействовать выходу наших компаний на зарубежные рынки. Наши недропользователи за рубежом всегда будут испытывать сложности, подчеркнул Владимир Ивлев, без поддержки государства. Посольства и торгпредства далеко не всегда представляют, чем можно помочь, например, как получить необходимую лицензию. Структура, способная поддержать наш бизнес за рубежом, должна координировать усилия в этом направлении и МИДа, и других органов власти, чтобы все действовали в одном направлении. Западный бизнес в его экспансии на другие рынки поддерживает множество государственных и общественных агентств и организаций, а почему этого нет у нас?
Представитель МЭРТ РФ Всеволод Гаврилов видит причину попыток ограничить доступ нашего бизнеса на другие рынки в том, что Россия становится сильнее: сильная страна – это сильный бизнес, а значит, и сильный конкурент. Поэтому в рамках законодательства предпринимаются все возможные меры противодействия, в том числе и меры, направленные на ухудшение российского имиджа. По мнению Гаврилова, следует столь же решительно, в рамках законодательства интересующей нас страны, отвечать, реагировать на все выпады. Вот, например, в ЕС, на соответствующем сайте, приведен обширный список рисков реализации проекта «Северный поток». Риски перечислены, а вот контраргументы не указаны. России имело бы смысл подумать об исправлении такой ситуации. Многие европейцы все еще воспринимают проект газопровода по дну Балтийского моря как проект экологически опасный, навязанный Россией Европе через лоббистов за большие деньги. Где наше противодействие? Далее, отметил Всеволод Гаврилов, мы слабо учитываем то, что саморегулируемые организации за рубежом играют весьма важную роль в противодействии, естественно, законными способами нашему проникновению на рынки; следует и российским саморегулируемым организациям активнее защищать интересы именно российских предпринимателей. Опыт показывает: равноправие в таких вещах равносильно выигрышу.
Своими соображениями относительно путей и методов формирования положительного имиджа российского бизнеса поделились также заместитель гендиректора ОАО «Аэрофлот» Лев Кошляков, начальник управления федеральных программ ОАО ГМК «Норильский никель» Зинаида Жукова, президент РАО «Рос-Автотранс» Наталия Иванова, представитель Российского общества страховщиков Ирина Осокина и др.
Главная мысль, проводимая участниками «круглого стола», заключалась в следующем: нынешний экономический потенциал России позволяет ей сегодня вести равноправный диалог с партнерами за рубежом. Но достижение полновесных успехов невозможно, если не предпринимать активных мер к разрушению сложившихся на международной арене негативных стереотипов восприятия российской стороны. При этом подчеркивалось, что это невозможно без участия государства. Определенной неожиданностью для собравшихся стала информация, что, оказывается, МЭРТ уже разработал программу формирования позитивного образа страны и ее экономики, причем составлен план реализации этой программы вплоть до весны 2009 года. Таким образом, в ближайшее время российский бизнес сможет познакомиться с тем, как программа предлагает улучшить мнение о нем вне границ России.
Редакция журнала Капитал Страны
Написать комментарий