Главный резерв развития российской экономики
В настоящее время, когда Россия отрезается посредством санкций от мирового рынка передовых производственных технологий, необходимо разрабатывать стратегию экономического роста с учётом его сопряжения с технологическим прогрессом. Как оказывается, решить такую двойную задачу возможно на основе политики, в основе которой лежит эффект масштаба.
В настоящее время, когда Россия отрезается посредством санкций от мирового рынка передовых производственных технологий, необходимо разрабатывать стратегию экономического роста с учётом его сопряжения с технологическим прогрессом. Такой комплексный подход позволяет решить двойную задачу по обеспечению Россией технологического суверенитета и по поддержанию опережающего экономического роста. Сама по себе такая постановка является весьма сложной, ибо во многих случаях две задачи противоречат друг другу. Данное обстоятельство требует какого-то особого подхода при разработке и реализации экономической политики.
В Центре макроэкономических исследований Финансового университета при Правительстве Российской Федерации была предложена некая концептуальная основа для подобной политики. Как оказывается, сопряжение экономического роста и технологического прогресса может быть достигнуто на основе такого фундаментального экономического понятия, как эффект масштаба. Под таковым понимается ситуация, когда рост масштаба производства ведет к росту его эффективности. Этот эффект является «живым», а потому отнюдь не всегда и везде проявляется. Поэтому первой задачей на этом пути является идентификация тех регионально-отраслевых ниш, где этот эффект действует и желательно, чтобы он действовал максимально сильно. На втором этапе следует задать приоритеты, куда следует направлять деньги прежде всего – туда, где наиболее активно проявляется эффект масштаба. На третьем этапе передовым предприятиям следует «отсыпать» денег для того, чтобы наращивать производство и параллельно осуществлять исследования и разработки, тогда как отстающим предприятиям следует помочь позаимствовать прогрессивный опыт у лидеров. Точка.
В этом состоит основная концептуальная установка специалистов из Финансового университета.
Прикладные расчеты для аграрного сектора России показали, что режим, когда происходит активный экономический рост с заметным ростом производительности труда, характерен только для 34 регионов России из рассмотренных 82 субъектов Российской Федерации. Следовательно, ярко выраженный эффект масштаба в общем случае является относительно редким явлением, нуждающемся в поддержке и развитии. Данное обстоятельство является исходным принципом для разработки концепции селективной поддержки региональных производств, исходя из их имеющихся технологических достижений. Этот управленческий принцип противостоит традиционному «справедливому» принципу выделения средств отстающим регионам и производствам, который пока так и не дал положительных результатов.
Чем различаются традиционный и новый подходы?
Традиционный подход предполагает финансовую помощь отстающим регионам и производствам для того, чтобы они что-то там у себя подправили и догнали остальных участников рынка. Вся история России, включая дореволюционный период, советское и нынешнее время, свидетельствует о том, что этот подход не дает положительных результатов. Доказательством тому является колоссальный разрыв в экономических показателях разных регионов страны. Новый подход предполагает адресную финансовую помощь: передовикам производства можно и нужно дать денег для дальнейшего роста масштаба и эффективности их производства, а отстающим надо дать денег для заимствования новых технологий и методов управления, чтобы они смогли повысить эффективность своей работы. Дальше стоят практические задачи по обеспечению контроля целевого использования выделяемых средств. Это несложно обеспечить путем контроля показателей объема и эффективности работы соответствующих предприятий. Например, если выделенные деньги потрачены на закупку более современных технологий, но при этом производительность труда не увеличилась, то можно начинать расследование о нецелевом расходовании средств. Если деньги выделены на расширение производства, а его не произошло, то также можно включать механизм административной ответственности.
Любопытно, что проведенные расчеты для фармацевтической отрасли России показали наличие в ней положительного и практически всеохватывающего эффекта масштаба. Данный вывод указывает на искусственный характер низкой инвестиционной активности в отрасли и предоставляет инвестору (частному и государственному!) крайне благоприятные возможности. Расчёты показали, что эффект масштаба в отечественной фарминдустрии подчиняется нелинейной зависимости с точкой максимума. При этом ни один производственный комплекс страны не достиг и не превысил указанный порог эффективности, следовательно, отрасль имеет практически неограниченный коммерческий потенциал. Для сравнения: пороговая точка для эффекта масштаба фарминдустрии соответствует уровню выручки предприятия в размере 978,6 млрд руб., тогда как крупнейшее предприятие из выборки (АО «Р-Фарм») в 2020–2023 гг. получило выручку в районе лишь 120–180 млрд руб. Таким образом, ни один производитель на российском рынке даже близко не подошёл к пределу эффекта масштаба, что открывает колоссальные возможности для отечественного инвестиционного рынка и может служить надёжным маркером для частных и государственных инвесторов. С точки зрения потенциальных государственных инициатив по развитию отечественной фармацевтической промышленности полученные оценки свидетельствуют о том, что отрасль искусственно недоинвестирована при наличии большого коммерческого потенциала. Таким образом, в государственной политике может быть реализован широкий спектр решений для повышения инвестиционной активности в отрасли.
Исследователи из Финансового университета предлагают рассмотреть возможность создания государственной корпорации «Росфарма», которая взяла бы на себя роль главного драйвера по созданию и совершенствованию технологий производства в РФ лекарственных препаратов с последующей передачей (в том числе на коммерческой основе) прогрессивного опыта и знаний в территориальные филиалы и другим предприятиям отечественной отрасли. Эффект от такой акции трудно переоценить.
Насколько революционны и актуальны предложения Финансового университета?
Дело в том, что вся человеческая цивилизация развивалась благодаря эффекту масштаба. Империи расширялись не благодаря жадности их правителей, а благодаря эффекту масштаба: рост размеров страны делал ее еще сильнее и эффективнее. Однако этот процесс не бесконечен. В какой-то момент эффект масштаба способен иссякнуть, тогда рост империи прекращается и процесс разворачивается в обратную сторону.
Сегодня Россия обладает громадным эффектом масштаба. Расчеты специалистов Финансового университета показали, что он велик даже в сельском хозяйстве, а в такой супертехнологичной отрасли, как фарминдустрия он в вообразимой перспективе может считаться неисчерпаемым. Тем самым это важнейший резерв и козырь России.
Однако для того, чтобы задействовать имеющийся экономический козырь российской системе управления нужно осуществить в свои рядах антибюрократическую революцию. Возможно это или нет, покажет будущее, но, по крайней мере, цель определена и путь намечен.
Автор: Екимова Наталья Александровна, ведущий научный сотрудник Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Написать комментарий
С превеликим интересом читается материал. Цитирую: ... он (эффект масштаба) велик даже в сельском хозяйстве. И кто же его будет исполнять, если дети возраста - 0...4 года стали на 100% городскими. Прошу найти время и полистать мою статью https://dzen.ru/a/Zw_KYeTb81423kFs