Древние майя умилостивляли своих богов священными подношениями
Будь то человеческие жертвоприношения, сокровища, брошенные в священные воронки, или ритуалы, связанные с добычей ресурсов из земли, древние майя имели богатое мировоззрение, предполагающее тесные взаимные отношения со своими богами.
Но что нужно было делать древним майя, чтобы избежать неудобств, связанных с апокалиптической перезагрузкой, или, по крайней мере, сделать богов достаточно счастливыми, чтобы они отдавали предпочтение новым храмам или даже небольшим домам? По мнению археологов, это во многом зависело от времени, места и масштаба события.
Почему майя должны были угождать своим богам?
Одна из историй происхождения древних майя связана с историей, записанной в Пополь Вух, священном тексте народа майя киче, который до сих пор живет в некоторых частях южной Мексики и Центральной Америки. Этот текст был впервые записан на испанском языке в начале 1700-х годов священником доминиканского ордена, хотя повествование датируется столетиями раньше.
Согласно Пополь Вуху, боги создали людей из кукурузы и дали им огонь после нескольких неудач. «[Они] хотели создать существ, которые бы узнавали их и поклонялись им, которые могли бы говорить и были знающими, но не всезнающими», — говорит Элизабет Пэрис, археолог из Университета Калгари, изучающая майя.
Это предполагает взаимность во взглядах многих исследователей.
«Если они не выполнят свою часть отношений, подразумевается, что боги могут решить уничтожить людей и попытаться создать их снова», — говорит Пэрис.
В результате многие виды древних церемоний майя были связаны с этими духовными отношениями.
Как майя отплатили своим богам?
Как и позднее ацтеки, отплата богам иногда включала в себя человеческие жертвоприношения. Например, на площадке для игры в мяч в Чичен-Ице есть фризы, показывающие, как приносили в жертву игроков.
«Лидер одной команды обезглавил лидера другой команды, потому что тот держал голову высоко поднятой», — говорит Кэтрин Риз-Тейлор, археолог из Университета Калгари.
Человеческие жертвоприношения приносились и в других контекстах, чтобы угодить богам. В Колхе, археологическом памятнике в Белизе, есть захоронения с многочисленными черепами предположительно принесенных в жертву людей. По словам Риз-Тейлор, они относятся к периоду тяжелых войн. Есть также доказательства удаления сердца в таких местах, как Эль-Тахин, город Веракрус, Мексика. Иногда в жертву приносили даже детей.
«Между кровью и фертильностью существует прямая связь», — говорит Риз-Тейлор.
Кровопускание для богов
Жертвоприношение не всегда приводило к смерти. У майя это чаще всего практиковалось как ритуальное кровопускание, когда люди резали себя в таких местах, как мочки ушей или языки, чтобы пустить кровь, чтобы угодить богам.
«На некоторых фресках это выглядит довольно драматично», — говорит Риз-Тейлор, но, вероятно, не всегда это было так кроваво.
Для этого не существует тонны материальных доказательств, поскольку майя часто собирали кровь на бумаге или ткани, а затем сжигали ее - в результате сегодня в археологических записях мало что сохранилось. Хотя это делалось ради богов, Риз-Тейлор говорит, что люди также проливали кровь, чтобы посвятить себя своим предкам.
Повседневные люди майя
Не все церемонии, которые майя должны были угодить богам, сводились к более широкому смыслу обеспечения продолжения их мира. Многие подношения были направлены на удовлетворение конкретных запросов майя.
Например, майя часто приносили подношения богам, когда строили новые постройки. Лидеры оставляли их на площадках для игры в мяч, чтобы посвятить открытые спортивные арены различным богам. В храмах также оставляли подношения, такие как топоры из нефрита или других зеленых камней. Иногда подношения оставляли в пещерах или, как в случае Чичен-Ицы, бросали в сеноты (раковины).
Люди делали небольшие пожертвования для посвящения недавно построенных домов или других зданий, стремясь вызвать добрую волю богов.
«Многие вещи можно одухотворить, делая подношения, в том числе и здания, поэтому во многих зданиях, от обычных домов до храмов и площадок для игры в мяч, есть подношения, которые помогают их одухотворить», — говорит Пэрис.
Во многих домах также были алтари для еженедельных или ежедневных приношений. По словам Риз-Тейлор, подношения обычно не были очень изысканными — большинство из них представляли собой скоропортящиеся товары, такие как еда, напитки или копаловая смола. У нас есть только предположение, что такого рода подношения делались в прошлом на основе сосудов, в которых они находились, хотя подобные подношения до сих пор делаются среди современных народов майя в Мексике и Центральной Америке.
Неодушевленные и одушевленные подношения
Во многих случаях подношение неодушевленных предметов по своей сути не сильно отличалось от человеческого жертвоприношения или кровопускания.
«Многие люди майя рассматривают мир не как неодушевленное, а как живое, и вместо этого верят, что у большинства вещей есть душа», — говорит Пэрис.
В других случаях Пэрис отмечает, что иногда люди теряют части своей души, которые можно снова собрать вместе посредством церемониального приношения.
Некоторые из этих ритуалов продолжаются и сегодня в таких местах, как холмы Чьяпаса на юге Мексики, где и боги, и предки умиротворяются, когда считается, что они расстроены.
«Люди также имеют взаимные отношения в отношении использования лесных ресурсов, и существуют особые поверья относительно охотничьих святилищ в Гватемале, куда охотники возвращают кости добытых ими животных после того, как мясо было съедено», — говорит Пэрис.
Написать комментарий