«Гигантское кладбище» Сибири раскрывает 800-летние взаимоотношения человека с шерстистыми зверями
Шерстистые мамонты напоминают об ушедшей эпохе, когда Земля была охвачена ледниковым периодом.
Согласно современным данным, ранние предки мамонтов жили в плиоцене (2,58–5,33 миллиона лет назад, млн лет назад) до того, как их популяции расширились в плейстоцене (2,58 млн лет назад – 11 700 лет назад, тыс. лет назад). Однако по мере изменения климата их численность сократилась до изолированных популяций в современной Сибири и на Аляске, пока они в последний раз не выжили 4 тысячи лет назад.
В Восточно-Сибирской Арктике (>70 ° с.ш.) есть свидетельства не только существования значительных популяций шерстистых мамонтов, но и того, как люди взаимодействовали с ними, что является предметом нового исследования в Quaternary Science Reviews.
Вдоль реки Берелех в России можно найти «мамонтовое кладбище». Здесь тысячи разрозненных костей, представляющих как минимум 156 отдельных мамонтов, найденных рядом с археологическим памятником, указывают на непосредственную близость этих двух сообществ, образующих Берелехский геоархеологический комплекс.
Доктор Владимир Питулко из Российской академии наук и его коллеги стремились оценить взаимосвязь между «кладбищем мамонта» и археологическим объектом посредством повторного изучения стратиграфических и палеогеографических данных, полученных в 2009 году, с новыми полевыми исследованиями, сосредоточенными на левой стороне берега реки, где кости мамонта с готовностью покинули свое жилище в осадке и оказались на кромке воды. Рядом с ними находятся останки плейстоценового зайца, песца и волков, а также сажа и уголь из очагов и обработанные бивни мамонта (один из которых представляет собой незавершенное метательное копье).
Исследователи предполагают, что люди создали эти скопления костей как побочный продукт технологии производства бивня мамонта, в то время как зайцы, возможно, использовались для добычи меха для производства зимней одежды.
Примечательно, что свидетельства активности куколок мясных мух в полостях черепа и костей указывают на то, что туши мамонтов были добавлены на «кладбище» без мяса. Действительно, похоже, имеются свидетельства сортировки костей: только самые ценные были перевезены в Берелех из района, где был убит мамонт, оставив после себя такие части, как позвоночник, запястье («рука») и предплюсна («ступня»).
Есть три радиоуглеродно датированных пика скопления шерстистого мамонта 11,8, 12,2 и 12,4 тыс. лет назад, которые приходятся на известные человеческие поселения в этом районе (11,2–12,4 тыс. лет назад) во время дегляциала Бёллинг-Аллерёд, когда северное полушарие потеплело и появились доказательства пыльцы предполагает, что регион стал более засушливым.
Колебания численности мамонтов на «кладбище» позволяют предположить, что человеческое поселение на этом участке также могло меняться с течением времени (частое заселение, но не постоянное), что исследователи связывают с изменениями окружающей среды в пойме, что делает его пригодным для строительства палаточных лагерей.
Радиоуглеродное датирование останков мамонта указывает на их присутствие здесь еще до поселения человека (начиная примерно 12,5 тыс. лет назад), но также показывает, что люди оставались в этом районе (до ~ 11,2 тыс. лет назад) после того, как массовое накопление останков мамонта сократилось (~ 11,8 тыс. лет назад).
Учитывая это, ученые предполагают четыре возможные причины, объясняющие такое значительное массовое скопление костей: 1) массовая смерть по естественным причинам или по вине человека, 2) повторные групповые смерти в одном и том же месте, вероятно, из-за хищничества человека, 3) концентрация останков в результате геологических процессов, таких как деятельность рек, или 4) полученных исключительно в результате хищничества человека или сбора мусора из трупов умерших.
Тем не менее, последний считается наиболее вероятным для производства полезных инструментов из слоновой кости, а также мяса для питания населения, поскольку на костях нет никаких доказательств причины массовой смерти, радиоуглеродный возраст не группируется в несколько фаз повторяющихся отложений смерти и потоки рек вряд ли достигали достаточной скорости для транспортировки таких тяжелых костей.
Эти находки совпадают с останками мамонтов на палеолитической стоянке Яна, также в Сибири. Здесь, по оценкам, количество «кладбищ» увеличивается на 1–2 мамонта в год, а не происходит массовая гибель. По заключению доктора Питулко и его коллег, эта цифра может быть аналогичной или даже выше для Берелеха.
Это исследование имеет важное значение, поскольку оно меняет ранее существовавшее мнение о том, что между накоплением костей мамонта в результате естественных процессов (таких как отложение в каналах паводков) и человеческими поселениями существовала задержка в 50–80 лет , вместо этого теперь определяя тесную связь между этими двумя более 700–800 лет. К сожалению, теперь, когда отношения человека и мамонта продолжаются, охотники за слоновой костью разграбили это место, не подлежащее дальнейшему изучению.
Написать комментарий