С-300: система ПВО, созданная для атаки истребителей и бомбардировщиков НАТО
Серия С-300, разработанная во время холодной войны, включает такие варианты, как С-300П, С-300В и С-300Ф. И Россия, и Украина используют С-300 в продолжающемся конфликте, а украинские силы нацеливаются на эти системы, чтобы ослабить российскую оборону.
Понимание С-300: система ПВО времен холодной войны в современном мире
В прошлом месяце разработанная Россией система ПВО С-300 была повреждена в Иране в результате обстрела, начатого Израилем.
Силы обороны Израиля нанесли удар по этой сложной радиолокационной системе, созданной для отслеживания целей над центральным иранским городом Исфахан, где находится крупная иранская военная база и ядерный объект. Москва и Тегеран уже много лет поддерживают дружеские отношения и часто обмениваются военной техникой и другим вооружением.
Иран впервые приобрел системы С-300 у России еще в 2016 году в рамках торговой сделки на сумму около 800 миллионов долларов.
ЗРК С-300, в частности, сыграл активную роль в продолжающейся российской спецоперации на Украине. Как и несколько военных систем, задействованных в конфликте, С-300 играет на стороне обеих сторон. Москва использовала систему С-300 в режиме баллистических ракет для нанесения ударов по гражданским объектам и объектам критически важной инфраструктуры в Киеве, что сделало уничтожение этих систем ПВО главным приоритетом для украинских сил. С февраля 2022 года Киев, по заявлению украинских властей, повредил как минимум несколько российских систем С-300, а также как минимум еще одну усовершенствованную систему ПВО С-400 «Триумф».
Представляем С-300
Поскольку во время Холодной войны гонка вооружений между Советским Союзом и Соединенными Штатами обострялась, обе страны уделяли большое внимание разработке передовых вооружений. Примерно в это же время Советы полагались на свой арсенал С-25 «Беркут» и С-75 «Двина» в качестве мобильных зенитно-ракетных комплексов (ЗРК).
Однако, чтобы противостоять растущей угрозе крылатых ракет воздушного базирования большой дальности, СССР требовалась более совершенная система. Комплекс С-300 был разработан в конце 1960-х годов, чтобы восполнить этот пробел в возможностях.
Центральное конструкторское бюро «Алмаз» отвечало за разработку этого нового ЗРК, который также предназначался для защиты от воздушных налетов и новых западных истребителей четвертого поколения. Существуют три основных варианта серии С-300, а также еще несколько подвариантов.
С-300П был первым вариантом, созданным в 1979 году, а несколько лет спустя последовал вариант С-300В. С-300Ф стал следующим завершенным подвариантом семейства. Обозначенный Организацией Североатлантического договора (НАТО) как SA-10A Grumble A, С-300П включает в себя целый ряд возможностей и функций, включая систему управления огнем, обзорную РЛС и ракеты-носители. Первоначальная система С-300П была полумобильной и была спроектирована с возможностью использования путевой системы наведения ракеты. Однако в конечном итоге технические проблемы не позволили системе TVM отслеживать цели на более коротких дистанциях. Чтобы исправить это, в систему была добавлена система командования-наведения.
Называемый членами НАТО SA-23a Gladiator и SA-23b Giant, С-300В «Антей-300» был уникально сконструирован компанией «Антей». Этот вариант был разработан, чтобы заменить советский 2К11 «Круг» и обеспечить Советскому Союзу надежную защиту от крылатых ракет, баллистических ракет и даже самолетов. Как уточняют в Центре стратегических и международных исследований:
«С-300В использует ракеты 9М83 и 9М82 для поражения баллистических боеголовок в радиусе 40 км. 9М83 имеет длину 7,5 м, ширину 0,5 м и может поражать самолеты на расстоянии 75 км. 9М82 имеет длину 10 м, ширину 0,85 м и может поражать самолеты на расстоянии 100 км.17 Экспортный вариант ракеты «Антей 2500» аналогичен 9М82, но увеличивает дальность действия ПВО до 200 км».
С-300Ф, получивший обозначение Министерства обороны как SA-N-6, был представлен в 1984 году. Являясь корабельным вариантом ЗРК С-300, эта уникальная модель оснащена комплексом TOP SAIL и РЛС 3Р31 «Волна» и может быть установлена на линейных крейсерах типа «Киров» и крейсерах типа «Слава». Последний представитель серии С-300 — «Антей-2500». Этот вариант, разработанный в 2010 году, имеет запас хода 350 км. Российские государственные СМИ утверждают, что «Антей-2500» обладает «высокими тактико-техническими характеристиками, позволяющими использовать его для противовоздушной обороны важнейших административных, промышленных и военных объектов, группировок войск, береговой инфраструктуры и сил ВМФ в местах дислокации».
Написать комментарий