Западные МНК уходят из России… и не только
К работе мультинациональных корпораций (МНК) на территории России сейчас приковано особенно пристальное внимание, и каждое решение покинуть рынок или остаться обсуждается в экспертных кругах и в СМИ.
По данным мониторинговой группы Йельского университета на февраль 2024 г., из обследованных 1589 компаний с момента начала СВО: 543 – полностью покинули российский рынок; 505 – ушли, оставив возможность вернуться; 152 – существенно сократили текущие операции; 174 – приостановили новые инвестиции и перспективные проекты; 215 – функционируют без изменений. При этом в мониторинге не выделяются размеры компаний и масштабы деятельности в России. Соответственно, по этой информации невозможно оценить, насколько чувствительным решение свернуть бизнес стало как для российского рынка, так и для самих компаний.
Куда более глубокий и системный подход к изучению деятельности МНК был разработан ОЭСР совместно с ООН, со временем воплотившейся в «Информационную платформу МНК» (OECD-UNSD Multinational Enterprise Information Platform) . Отталкиваясь от величины рыночной капитализации, ежегодно формируется выборка из 500 крупнейших МНК, для которых на базе обследования различных источников данных формируется реестр физических и виртуальных филиалов по всему миру. Самые актуальные сведения доступны на конец 2022 г.
Среди ТОП-500 МНК в России функционировало около 170 компаний, из которых 25 попали в группу, анонсировавших выход с российского рынка, и 113 предприятий, решивших сократить масштабы бизнеса. При этом порядка трех четвертей всех крупнейших МНК получали в России не более 2% совокупной выручки, а каждая десятая – 2-4%.
Причины ухода могут сильно варьироваться, мотивы руководства далеко не всегда озвучиваются в общественном пространстве. Например, руководство одних компаний принимало решение уйти самостоятельно, следуя политическим мотивам, другие компании были вынуждены уйти под давлением правительств домашних экономик и общественности. Еще одной причина выхода с российского рынка являются опасения вторичных санкций. Мы полагаем, что именно последнее стало причиной из России ухода (в том числе с возможностью вернуться) китайских банков. Китайские компании другой отраслевой принадлежности, в том числе гиганты в сфере телекоммуникаций, в крайнем случае урезали инвестиционные проекты, но в своей массе продолжают деятельность без изменений.
Однако крупнейшие МНК уходят не только из России и не только по причине соблюдения международных санкций. За год существенно сократилась популяция филиалов 426 МНК, вошедших в рейтинг ТОП-500 в 2021 и 2022 гг., со штаб-квартирами в США, Японии и европейских странах в африканском и азиатских макрорегионах. Среди стран ЕС исключение составила Германия, для которой слегка скорректировалась методика сбора информации. Сокращение присутствия европейского и американского бизнеса в Африке органично накладывается на «эпидемию» военных переворотов в Судане, Мали, Гвинее и Буркина-Фасо в 2019-2022 гг., что привело к снижению политического и эконмического влияния Запада на экономику этих стран.
Помимо снижения дружелюбности принимающих экономик на решения МНК о переносе бизнеса стараются повлиять правительства стран-метрополий. Политики стимулирования возврата производственных мощностей в материнские страны (решоринг) проводились и более 10 лет назад, но в последние годы все большее число стран стало уделять этому инструменту все больше внимания и средств. В частности, этой проблемой озаботились в США, Японии, Корее, Великобритании, Франции и некоторых других европейских странах. Кроме того, в дополнение к решорингу популярность набирает ниашоринг или перенесение организационных процессов в соседние по отношению к штаб-квартирам МНК страны.
С целью структурировать выборку крупнейших МНК по типам стратегического развития бизнеса все штаб-квартиры и филиалы были отнесены к 17 субрегионам (Австралия и Новая Зеландия, Центральная Азия, Восточная Азия, Восточная Европа, Латинская Америка и Карибский бассейн, Меланезия, Микронезия, Северная Африка, Северная Америка, Северная Европа, Полинезия, Юго-Восточная Азия, Южная Азия, Южная Европа, Африка южнее Сахары, Западная Азия, Западная Европа.).
В соответствии с тем, как у МНК менялись число филиалов и география их размещения, можно выделить четыре условные стратегии МНК: 1) экспансия – рост числа филиалов как внутри материнского субрегиона, так и за его пределами; 2) сжатие бизнеса – снижение числа филиалов внутри и за границами материнского субрегиона; 3) оффшоринг – наращивание присутствия вне материнского субрегиона и закрытие филиалов внутри него; 4) решоринг и ниашоринг – соответственно, обратный процесс.
Доминирующей стратегией оказалось сжатие бизнеса – 38% компаний; относительно чаще сокращение филиальной сети внутри и за пределами материнского регионов было свойственно МНК из США. По пути экспансии пошли чуть более 20% предприятий с большей частотой среди компаний из Европы. Аутсорсинг был выявлен у 12% МНК, а признаки решоринга/ниашоринга – у 10% с доминированием европейских МНК. Азиатские МНК оказались более стабильными в плане управления филиальными сетями – 37% МНК не изменили число подразделений внутри либо за пределами материнского субрегиона. Кстати говоря, итоги сравнения динамики и геопозицирования филиалов МНК в 2018 и 2021 г. преобладающей стратегией была экспансия (45% МНК).
Таким образом, данные миграционной активности филиалов крупнейших МНК демонстрируют тенденцию к сжиманию филиальной сети в 2022 г. На этом фоне выход международного бизнеса из России имеет не такие уж и серьезные масштабы, учитывая, что почти половина из корпораций, полностью или почти покинувших российский рынок, стремятся сохранить за собой возможность вернуться. Однако признаки передела сфер экономического влияния все же присутствуют. Кумулятивный эффект санкций, переворотов, военных противостояний, а также политик стимулирования решоринга/ниашоринга, судя по всему, создает ниши для компаний из развивающихся стран, чем они и пользуются. Учитывая, что существенная трансформация организации мирового производства наблюдается уже не первый год, а эксперты не ожидают снижения неопределенности мировой экономики, мы и дальше ожидаем наблюдать миграцию филиалов МНК.
Статья подготовлена при поддержке Российского научного фонда, проект № 22-78-10110, тема «Российские компании в глобальных цепочках создания стоимости до и после пандемии COVID-19: эффекты инноваций и трансформации бизнес-моделей».
Написать комментарий