Уроки латыни
«Предсказывать сложно, особенно если речь идет о будущем», - не без иронии заметил однажды Нильс Бор. Пятью столетиями раньше похожую максиму сформулировал Фома Кемпийский в своем трактате «О подражании Христу» - Homo proponit, sed deus disponit - человек предполагает, а Бог располагает.
По этой причине с высокой степенью точности и предсказать события ближайшего будущего не представляется реальным. Но обозначить ряд экономических проблем, связанных с текущей острой геополитической ситуацией все же возможно. Пока что Правительству удается компенсировать негативные последствия, связанные с санкционным режимом и разрывом привычных кооперационных связей. Но это не значит, что опасных проблем не существует. Наибольшую тревогу экономистов представляют собой следующие области.
Демография
Естественная убыль населения происходит с 2018 г., в прошлом году нас стало меньше на 555 тысяч человек – это население губернского города. Депопуляция чревата рядом негативных экономических последствий: падает совокупный эффективный покупательский спрос, и это создает ограничения дальнейшему росту экономики. Последствием может быть падение производительности труда и эрозия человеческого капитала: падает спрос на высшее образование и рост квалификации работников, поскольку их дефицит приводит к росту зарплат в сферах, требующих низкой или средней квалификации, и высшее образование не рассматривается более как фактор роста личных доходов. Положение усугубляется эмиграцией ученых и квалифицированных специалистов, в силу различных причин, которые должны быть проанализированы.
Одновременно происходит сокращение слабо населенных территорий – население покидает ряд регионов: в первую очередь регионы Севера, Дальнего Востока и Приволжья. За последние 30 лет сократилось население 70% российских городов, которые находятся в состоянии стагнации и с большой долей вероятности их ждет исчезновение с географических карт. Иными словами, исчезают носители уникальной региональной культуры, что обедняет общенациональную культурную копилку и снижает степень культурного многообразия. И конечно же депопуляция означает рост оборонных рисков. При этом миграционный приток из стран ближнего зарубежья в настоящее время не способен компенсировать дефицит рабочей силы.
Наука
Наиболее выигрышным способом решения проблемы естественной убыли населения является рост производительности труда за счет внедрения прогрессивных технологий. Но сложившаяся динамика такова, что за последний десяток лет производительность труда у нас в стране падала, а создание технологий требует развитой научной базы. В научной сфере, особенно в прикладной отраслевой науке без преувеличения произошла катастрофа после распада СССР. Деградация науки продолжалась и в нулевые годы. Несмотря на определенные усилия последнего десятилетия положение в научной области не удалось выправить – число занятых в НИОКР за это десятилетие сократилось почти на 30 тыс. человек. Россия по уровню финансирования науки находится на 34 месте в мире, уступая по числу патентных заявок США в 16 раз/, а Китаю в 38.
Положение усугубляется разрывом международных научных связей. Президент РАН А. Сергеев говорил: «Если кто-то считает, что мы сами все сделаем без сотрудничества с зарубежьем, что сможем самостоятельно угнаться за мировой наукой, тот, мягко говоря, очень наивен. Сегодня основные прорывы делаются в сборных международных командах». Глава Сколтеха А. Кулешов видит основные потери отечественной науки в условиях санкций результатом прекращения доступа к современному научному оборудованию в условиях, когда «нет собственного научного приборостроения, нет собственной вычислительной техники, нет микроэлектроники».
Машиностроение
Внедрение передовых технологий в экономическую ткань любой страны происходит не напрямую от науки к конечному производству, а при посредстве такой области как машиностроение. По этой причине машиностроение обладает самым высоким мультипликативным эффектом. Среди прочего машиностроение определяет международный имидж страны. Не случайно США в последние годы отчаянно стремятся провести реиндустриализацию страны как в рамках трампономики, так и в рамках байденомики. Поумнели в Новом Свете, сбросили дурман постиндустриализма и пытаются повысить свою неприлично малую долю 8% обрабатывающей промышленности в ВВП, хотят догнать не только заоблачный машиностроительный Китай, но хотя бы Германию – 19%, Италию – 18, Южную Корею – 16, Японию – 15%. В России-Матушке доля «обработки» в ВВП с 2016 по 2022 медленно подросла с 13 до 14,2%, слава Богу мы не успели так «постиндустриализироваться» как Штаты, держимся на среднеевропейском уровне, но технологический уровень нашего машиностроения и всех обрабатывающих отраслей существенно ниже чем в передовых странах, добавленная стоимость в большей мере создается в средне и низкотехнологичных отраслях, а не в высокотехнологичных. Именно поэтому у нас существует удивительный парадокс – средняя зарплата в низкотехнологичном табачном секторе промышленности превышает зарплату во всех прочих секторах обрабатывающей промышленности, а в самых высокотехнологичных отраслях - производство компьютеров, электронных и оптических изделий, производство электрического оборудования, производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки – средняя зарплата аж в два раза (!) ниже, чем в «табачке»!
Правда импортозамещение и высвобождение внутреннего рынка от иностранных производителей дали серьезный импулс росту отечественной «обработки». По прогнозам Минэкономразвития она должна вырасти на 7% до конца 2023 года. За первое полугодие был зафиксирован рост на 6,2%.
Что будет?
Это никому неизвестно, но определенный откат назад, определенную деградацию нам предстоит пережить. Ну, ничего. Не такое переживали. Но выживем. Определенно – выживем.
Что делать?
Лучший совет, наверное, дал Марк Аврелий: Fac quod debes et quod futurum est - Делай что должен и свершится, чему суждено.
Весь вопрос в том, что именно должно. На него следует ответить нашим экономическим властям. Нисколько не желая предвосхитить результаты их анализа, заметим, что туризм стоит на втором месте после машиностроения по своему мультипликативному влиянию на национальную экономику. Россия занимает 43 строчку в мировом рейтинге развития туризма. Но при этом мы располагаем огромным числом исторических памятников и уникальных ландшафтов, где можно развивать исторический, экологический, деревенский, фольклорный, рыболовно-охотничий, вотчинговый, экстремальный и прочие виды туризма. В развитой высокотехнологической экономике США туризм приносит 800 млрд. долларов ежегодно, и дает вклад в ВВП страны на уровне 2,2%.
Написать комментарий