21 ДЕК, 17:50 МСК
USD (ЦБ)    103.4207
EUR (ЦБ)    107.9576


«Рыночный» характер: сколько стоит наша личность

20 Декабря 2022 9836 1 Бизнес и психология
«Рыночный» характер: сколько стоит наша личность

Если вам случалось стараться повыгоднее себя преподнести и «подороже продать», если доводилось общаться с людьми, лишь чтобы завести «нужные знакомства», если «упаковка» – внешность, марки, лейблы и бренды иногда затмевают для вас качество предмета или внутреннюю суть человека – вам не чужд «рыночный» характер – типичный продукт нашего общества. Но, делая собственную личность товаром на продажу, мы рискуем упустить в жизни то, что нам действительно нужно.

Мы, люди, – общественные существа, а потому помимо индивидуального характера человека специалисты выделяют ещё и социальный – комплекс социокультурных установок и норм, определяющих наше поведение в обществе. Социальный характер формируется в первую очередь средой, в которой мы воспитываемся, он помогает приспособиться к ней. Но, к сожалению, далеко не все современные представления об успехе и счастье отвечают нашим глубинным потребностям и способны сделать нашу жизнь по-настоящему гармоничной и счастливой.

Создатель гуманистического психоанализа Эрих Фромм выделял лишь один продуктивный тип социального характера – настройку на самосовершенствование, творческую реализацию в любимом деле, преображение мира вокруг себя. А вот ложных, непродуктивных типов социального характера, уводящих человека в сторону от его истинных потребностей и интересов, Фромм выделил четыре: потребительский, эксплуататорский, накопительский и рыночный. Конечно, эти типы практически не встречаются в чистом виде, но комбинацию их признаков мы вполне можем у себя обнаружить, и некоторые из этих черт будут проявляться ярче других.

Обладатель потребительского характера словно застыл в том возрасте, когда все блага мог получить лишь от родителей. Он так и продолжает в жизни ждать «доброго волшебника», который решит все его проблемы, старается расположить к себе людей, которые смогут обеспечить его нужды. Пассивный и зависимый, неспособный на отказ, такой человек согласится даже на крохи любви и внимания, позволит навязать себе то, что ему чуждо.

Человек с эксплуататорским типом характера возьмёт все от жизни сам – просто отнимет у других людей, силой или обманом, причём как в делах, так и в отношениях. При крайних проявлениях такого характера человек способен и на присвоение чужих заслуг, и на воровство идей, и на безжалостную эксплуатацию окружающих. Даже самых близких людей он будет рассматривать как источник выгоды, предмет для использования.

Человеку с накопительским характером ощущение стабильности и спокойствия дарит накопление вещей. Такие люди стремятся заполучить максимум не только материальных благ, но и любви, и власти, и они будут рьяно защищать свои запасы, отрицая всё новое, что несёт в себе какой-то риск.

Четвёртый непродуктивный тип социального характера – рыночный, и именно связанные с ним проблемы сегодня особенно актуальны, потому что само общество культивирует в нас «рыночные» черты. Нам кажется, что всё в мире продаётся и покупается, имеет свою стоимость, и невольно даже свою собственную личность мы начинаем оценивать как товар для выгодного обмена. Возможность подороже продать себя кажется нам залогом успеха и счастья.

В чём же главные опасности «рыночного» подхода к своей личности, и как их избежать?

В «рыночных» условиях главной для человека становится не своя внутренняя суть, даже не умения и знания, а «упаковка» – располагающая внешность, брендовая одежда, аксессуары и т.п. В ход идёт всё, что может помочь победить в «рыночной конкуренции» – элементами повышения ценности становятся даже личностные черты. Человек с рыночным характером готов культивировать и демонстрировать востребованные черты характера, как угодно подстраиваться под «потенциальных заказчиков» – престижных работодателей, выгодных партнёров и полезных друзей. И далеко не всегда это происходит в соответствии с истинными потребностями и склонностями личности, как когда от интроверта-меланхолика требуется общительность и жизнерадостность, от мягкого по характеру человека – агрессивность, а от скромного – честолюбие. А так как требования на «рынке личностей» постоянно меняются – вынужден меняться и «рыночный человек» – не только внешне, но и внутренне.

Вечное подстраивание под людей и обстоятельства по принципу «Я буду таким, каким меня хотят увидеть», может помешать человеку осознать и развить свои собственные ценные качества, это образует в нём внутреннюю пустоту под многочисленными «слоями» с лейблами и брендами. Самоуважение личности оказывается основано на том, что практически невозможно контролировать – рыночный успех переменчив, а с потерей «стоимости» есть риск потерять и самоидентификацию, и собственное достоинство. В убеждении «я – достойная ценная личность, только если нахожусь на гребне успеха» коренится эпидемия «кризисов идентичности» в современном обществе. Развитые зрелые личности должны видеть источник своих сил и ценности в себе, а не в чужом мнении.

Относясь как к товару к самому себе, можно очень легко увидеть «функцию» и в других, привыкнуть рассудочно, манипулятивно «потреблять» людей как вещи. Зачастую нас больше интересует чья-то способность играть определённую роль – «идеального мужа», «престижного друга», «надёжного юриста», «результативного продажника», – а не то, какими качествами люди на самом деле обладают. Поиск выгоды в отношениях может породить имитацию интереса и любви, ощущение неудовлетворённости и опустошённости, неразборчивость и безнравственность в достижении целей. «Рыночный» человек становится эмоционально отстранённым, не ощущая глубокой привязанности, ведь главное для него – функция, достижение формального успеха, а не чувства, которые лишь мешают играть выбранную роль. Такой человек скорее найдёт себе супруга, который станет «трофеем», чем будет искать близкого по духу, выстраивать близость и вкладываться в отношения.

Но то, что нас на самом деле должно заботить – не востребованность и выгода, а собственное счастье, которое во многом зависит от гармоничных отношений с окружающими. Настоящую эмоциональную связь, искреннюю привязанность и любовь невозможно купить или «выгодно выменять». Не деперсонализируйте других и не превращайте себя в «ценный предмет» для чужого использования, какие бы кажущиеся выгоды это ни сулило. Ведь если настоящая индивидуальность человека становится «неважной», то и отношения между людьми складываются исключительно поверхностные – «приятельство» вместо дружбы, «интрижка» или «сделка» вместо любви. Чтобы выстроить по-настоящему глубокие, прочные отношения, важно узнавать друг друга, видеть партнёров и друзей уникальными, пусть и несовершенными личностями, а не выгодными товарами, которые так легко заменить.

Старайтесь воспринимать себя в жизни не продавцом и товаром, а, скорее, художником и картиной. Помните, что полнота и гармония жизни, подлинное ощущение счастья и успеха приходят к нам не с карьерными взлётами, престижем и материальными благами, а когда мы развиваемся и духовно растём, реализуем свой потенциал, действуем в согласии со своими природными склонностями, идеалами справедливости, добра и любви.

Наталия Красовская

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
Е
20.12.2022 0 0
Егор Александрович Иванков :

При явной и очевидной трансформации всех систем, человеку как целостной системе придется найти этот баланс. А пока мы наблюдаем как социальные группы влияют на сознание отдельных индивидов и не все в состоянии отстоять свою позицию, к сожалению. А людей обладающих навыками создавать свой мир внутри существующих конструкций не много. Мы видим как заимствуются идеи и очень часто они уродуются из-за не дальновидности клонов. Шаблонное мышление к сожалению ограничивает и в большей степени формирует повод для критики. К счастью время расставляет всех по местам и при определённых условиях, цепочке событий мы видим на сколько человек остаётся верен своим идеалам! Егор Александрович Иванков Президент ГК САЛЮС, Председатель комиссии по развитию креативных индустрий ТПП РФ



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more