«Рыночный» характер: сколько стоит наша личность
Если вам случалось стараться повыгоднее себя преподнести и «подороже продать», если доводилось общаться с людьми, лишь чтобы завести «нужные знакомства», если «упаковка» – внешность, марки, лейблы и бренды иногда затмевают для вас качество предмета или внутреннюю суть человека – вам не чужд «рыночный» характер – типичный продукт нашего общества. Но, делая собственную личность товаром на продажу, мы рискуем упустить в жизни то, что нам действительно нужно.
Мы, люди, – общественные существа, а потому помимо индивидуального характера человека специалисты выделяют ещё и социальный – комплекс социокультурных установок и норм, определяющих наше поведение в обществе. Социальный характер формируется в первую очередь средой, в которой мы воспитываемся, он помогает приспособиться к ней. Но, к сожалению, далеко не все современные представления об успехе и счастье отвечают нашим глубинным потребностям и способны сделать нашу жизнь по-настоящему гармоничной и счастливой.
Создатель гуманистического психоанализа Эрих Фромм выделял лишь один продуктивный тип социального характера – настройку на самосовершенствование, творческую реализацию в любимом деле, преображение мира вокруг себя. А вот ложных, непродуктивных типов социального характера, уводящих человека в сторону от его истинных потребностей и интересов, Фромм выделил четыре: потребительский, эксплуататорский, накопительский и рыночный. Конечно, эти типы практически не встречаются в чистом виде, но комбинацию их признаков мы вполне можем у себя обнаружить, и некоторые из этих черт будут проявляться ярче других.
Обладатель потребительского характера словно застыл в том возрасте, когда все блага мог получить лишь от родителей. Он так и продолжает в жизни ждать «доброго волшебника», который решит все его проблемы, старается расположить к себе людей, которые смогут обеспечить его нужды. Пассивный и зависимый, неспособный на отказ, такой человек согласится даже на крохи любви и внимания, позволит навязать себе то, что ему чуждо.
Человек с эксплуататорским типом характера возьмёт все от жизни сам – просто отнимет у других людей, силой или обманом, причём как в делах, так и в отношениях. При крайних проявлениях такого характера человек способен и на присвоение чужих заслуг, и на воровство идей, и на безжалостную эксплуатацию окружающих. Даже самых близких людей он будет рассматривать как источник выгоды, предмет для использования.
Человеку с накопительским характером ощущение стабильности и спокойствия дарит накопление вещей. Такие люди стремятся заполучить максимум не только материальных благ, но и любви, и власти, и они будут рьяно защищать свои запасы, отрицая всё новое, что несёт в себе какой-то риск.
Четвёртый непродуктивный тип социального характера – рыночный, и именно связанные с ним проблемы сегодня особенно актуальны, потому что само общество культивирует в нас «рыночные» черты. Нам кажется, что всё в мире продаётся и покупается, имеет свою стоимость, и невольно даже свою собственную личность мы начинаем оценивать как товар для выгодного обмена. Возможность подороже продать себя кажется нам залогом успеха и счастья.
В чём же главные опасности «рыночного» подхода к своей личности, и как их избежать?
В «рыночных» условиях главной для человека становится не своя внутренняя суть, даже не умения и знания, а «упаковка» – располагающая внешность, брендовая одежда, аксессуары и т.п. В ход идёт всё, что может помочь победить в «рыночной конкуренции» – элементами повышения ценности становятся даже личностные черты. Человек с рыночным характером готов культивировать и демонстрировать востребованные черты характера, как угодно подстраиваться под «потенциальных заказчиков» – престижных работодателей, выгодных партнёров и полезных друзей. И далеко не всегда это происходит в соответствии с истинными потребностями и склонностями личности, как когда от интроверта-меланхолика требуется общительность и жизнерадостность, от мягкого по характеру человека – агрессивность, а от скромного – честолюбие. А так как требования на «рынке личностей» постоянно меняются – вынужден меняться и «рыночный человек» – не только внешне, но и внутренне.
Вечное подстраивание под людей и обстоятельства по принципу «Я буду таким, каким меня хотят увидеть», может помешать человеку осознать и развить свои собственные ценные качества, это образует в нём внутреннюю пустоту под многочисленными «слоями» с лейблами и брендами. Самоуважение личности оказывается основано на том, что практически невозможно контролировать – рыночный успех переменчив, а с потерей «стоимости» есть риск потерять и самоидентификацию, и собственное достоинство. В убеждении «я – достойная ценная личность, только если нахожусь на гребне успеха» коренится эпидемия «кризисов идентичности» в современном обществе. Развитые зрелые личности должны видеть источник своих сил и ценности в себе, а не в чужом мнении.
Относясь как к товару к самому себе, можно очень легко увидеть «функцию» и в других, привыкнуть рассудочно, манипулятивно «потреблять» людей как вещи. Зачастую нас больше интересует чья-то способность играть определённую роль – «идеального мужа», «престижного друга», «надёжного юриста», «результативного продажника», – а не то, какими качествами люди на самом деле обладают. Поиск выгоды в отношениях может породить имитацию интереса и любви, ощущение неудовлетворённости и опустошённости, неразборчивость и безнравственность в достижении целей. «Рыночный» человек становится эмоционально отстранённым, не ощущая глубокой привязанности, ведь главное для него – функция, достижение формального успеха, а не чувства, которые лишь мешают играть выбранную роль. Такой человек скорее найдёт себе супруга, который станет «трофеем», чем будет искать близкого по духу, выстраивать близость и вкладываться в отношения.
Но то, что нас на самом деле должно заботить – не востребованность и выгода, а собственное счастье, которое во многом зависит от гармоничных отношений с окружающими. Настоящую эмоциональную связь, искреннюю привязанность и любовь невозможно купить или «выгодно выменять». Не деперсонализируйте других и не превращайте себя в «ценный предмет» для чужого использования, какие бы кажущиеся выгоды это ни сулило. Ведь если настоящая индивидуальность человека становится «неважной», то и отношения между людьми складываются исключительно поверхностные – «приятельство» вместо дружбы, «интрижка» или «сделка» вместо любви. Чтобы выстроить по-настоящему глубокие, прочные отношения, важно узнавать друг друга, видеть партнёров и друзей уникальными, пусть и несовершенными личностями, а не выгодными товарами, которые так легко заменить.
Старайтесь воспринимать себя в жизни не продавцом и товаром, а, скорее, художником и картиной. Помните, что полнота и гармония жизни, подлинное ощущение счастья и успеха приходят к нам не с карьерными взлётами, престижем и материальными благами, а когда мы развиваемся и духовно растём, реализуем свой потенциал, действуем в согласии со своими природными склонностями, идеалами справедливости, добра и любви.
Написать комментарий
При явной и очевидной трансформации всех систем, человеку как целостной системе придется найти этот баланс. А пока мы наблюдаем как социальные группы влияют на сознание отдельных индивидов и не все в состоянии отстоять свою позицию, к сожалению. А людей обладающих навыками создавать свой мир внутри существующих конструкций не много. Мы видим как заимствуются идеи и очень часто они уродуются из-за не дальновидности клонов. Шаблонное мышление к сожалению ограничивает и в большей степени формирует повод для критики. К счастью время расставляет всех по местам и при определённых условиях, цепочке событий мы видим на сколько человек остаётся верен своим идеалам! Егор Александрович Иванков Президент ГК САЛЮС, Председатель комиссии по развитию креативных индустрий ТПП РФ