Как России и республике Беларусь перепроектировать свое участие в глобальных цепочках стоимости
В последнее десятилетие на территории бывшего СССР происходят разнообразные, но противоречащие друг другу процессы. С одной стороны, экономическая интеграция между евразийскими государствами получила новый толчок к развитию после того, как в январе 2015 года свою деятельность начал Евразийский экономический союз (ЕАЭС). В состав ЕАЭС первоначально вошли Россия, республика Беларусь (РБ) и Казахстан. Всего лишь на один день позже к альянсу присоединились Киргизская Республика и Республика Армения. Целью создания союза является необходимость и потребность обеспечения относительной свободы торговли и обмена рабочей силой, товарами, услугами и капиталами, а также осуществление скоординированной экономической политики в разнообразных сферах. Даже с учетом различных разногласий, которые возникают между странами-участницами, интеграция между Россией и РБ развивается на уровне Союзного государства.
С другой стороны, экономика стран ЕАЭС последние 20 лет демонстрирует тенденцию к стагнации. Динамика ВВП во всех странах примерно одинакова. После периода поступательного развития темпы экономического роста стран ЕАЭС обрели устойчивую тенденцию к снижению. Так, в 2000-2008 годах ВВП Беларуси увеличивался каждый год на 8%, то уже в 2011 году он снизился до 5% прироста, в 2013 и 2014 – ровно на один процент, а в 2014 на 1,6%. Схожая тенденция наблюдалась и продолжает наблюдаться как в России, так и в Казахстане. Снижение темпов развития в сфере экономики в основном связано с тем, что оно происходило на базе устаревших советских технологий. С помощью их потенциала экономики союзных государств существовали и развивались до 2010–2011 годов, однако он не бесконечен и со временем практически иссяк.
Следовательно, процесс интеграционного развития стран ЕАЭС сопровождается фактической эрозией собственной материально-технической базы, в особенности обрабатывающей промышленности. Одной из причин этого может быть больший акцент не на внутриэкономическую интеграцию в ЕАЭС, а сохранявшийся до последнего времени более выраженный курс на интеграцию в глобальные цепочки стоимости (ГЦС). Как мы показали в предыдущей статье российские отрасли обрабатывающей промышленности резко снизили эффективность интеграции в ГЦС после кризиса 2008-09 гг.
Поэтому, в настоящее время критически важно таким образом перепроектировать участие обрабатывающей промышленности в ГЦС, чтобы добиться действенной реиндустриализации российской промышленности в рамках нарастания интеграции в рамках ЕАЭС. Еще в 2015 году на заре создания ЕАЭС Е. Ленчук и В. Филатов правильно отмечали: «восстановление устойчивого роста как в России, так и в Евразийском регионе в целом, связано с созданием современного промышленного потенциала. При этом должны решаться две важнейшие задачи. Во-первых, …необходимо преодолеть ярко выраженные тенденции деиндустриализации и примитивизации структуры экономики и восстановить отрасли промышленности традиционных укладов на новой технологической основе. Во-вторых, одновременно следует создавать конкурентоспособный сектор, связанный с развитием передовых технологий высших технологических укладов, для чего необходимо формировать соответствующую технологическую базу». Реализация данных задач зависит от осуществления проектов по организации политики в сфере промышленности в каждой отдельно взятой стране, а также в рамках различных объединений.
Необходимы меры субсидирования и расширения рынков сбыта промышленной и сельскохозяйственной продукции. Нужно проводить политический курс, применяя меры, имеющие в своей основе следующие положения:
- выявление наиболее приоритетных и выгодных для развития отечественного промышленного производства отраслей в процессе реализации комплексной политики;
- проведение масштабных промышленных проектов, способствующих объединению и обмену экономического потенциала;
- эффективное использование уже существующих производственных мощностей, управление и развитие уже годами налаженных производственно-технических отношений, выпускающих продукцию, способную выдерживать конкуренцию на международном рынке.
Россия и Беларусь обладают значительными позициями на мировой арене в ряде отраслей.
Агропромышленный комплекс
Россия и Беларусь являются двумя ведущими экспортерами продуктов питания в мире. Поэтому сотрудничество между Россией и Беларусью в сфере производства и экспорта продуктов питания дает обеим сторонам прекрасную возможность участвовать в глобальных цепочках создания стоимости. Обе страны достигли соглашения о поставках основных продуктов питания в случае необходимости.
Россия и Беларусь сформировали единую аграрную политику, применяя законодательство в аграрной сфере для увеличения объемов взаимной торговли сельскохозяйственной продукцией.
Россия является крупнейшим в мире поставщиком пшеницы и вместе с Украиной обеспечивает почти четверть всего мирового экспорта. Египет и Турция импортируют 70% своей пшеницы из России. Если бы это жизненно важное снабжение было остановлено, это было бы разрушительным для обеих стран, которые находятся в разгаре экономического кризиса и уже борются с инфляцией, которая приближается к 50%, поскольку цены на продукты питания, топливо и электроэнергию продолжают расти.
Рынок удобрений
В настоящее время на Беларусь и Россию приходится около 15% всего объема мировых удобрений. Соответственно, Европа будет сильно зависеть от таких ресурсов, как калий из этих двух стран. Россия является одним из важнейших в мире экспортеров трех основных групп удобрений: азотных, фосфорных и калийных. По данным Федерального таможенного комитета, в 2021 году Россия экспортировала в общей сложности 37,6 млн т удобрений (14,5 млн азотных, 11,9 млн калийных, 11,2 млн сложных) на общую сумму $12,5 млрд. Россия и Беларусь являются ключевым регионом добычи и производства калия, а Россия - важным источником азота. Помимо роли основного производителя этих двух удобрений, Россия также является ключевым поставщиком основного сырья для азотных удобрений - природного газа. совокупный экспорт калия из России и Беларуси составляет 40% от общего объема мирового экспорта.
Нефтегазовый рынок
Россия производит 10 миллионов баррелей нефти в день, что составляет около 10% мирового спроса, и является крупнейшим поставщиком природного газа в Европу. Этот источник используется в качестве топлива для электростанций и обеспечивает теплом домохозяйства и предприятия в этом регионе. Поэтому сотрудничество между Россией и Беларусью в сфере добычи и экспорта нефти открывает перед обеими сторонами множество возможностей.
Эффективным решением для модернизации участия РФ и РБ в региональных ГЦС на базе ЕАЭС является повышение цен на энергоносители для внешнего рынка.
В декабре 2021 года Россия и Беларусь определили основные принципы работы единого газового рынка двух стран, а также договорились об объединении рынка нефти и нефтепродуктов посредством международного соглашения. Цена на российский газ, продаваемый Беларуси в 2022 году, останется неизменной (128,5 долларов за 1000 кубометров). В настоящее время как известно цена газа на европейском спотовом рынке испытывает умопомрачительные колебания (вплоть до 4000 долларов за тыс. куб. м), так что даже уровень 1300 долл., установившийся к концу апреля 2022 года, т.е. превышающий цену для Беларуси в 10 раз (!!!) рассматривается как относительно приемлемый.
А с 1 апреля 2022 года Белоруссия перешла в расчетах за газ с Россией на рубли, благодаря чему цена природного газа для республики «стала выгоднее, чем было предусмотрено действовавшим до сегодняшнего дня соглашением».. Соглашение об изменение валюты для оплаты поставок подписали министр энергетики республики Виктор Каранкевич и глава «Газпрома» Алексей Миллер. Точная стоимость газа для Белоруссии не указывается.
По данным Еврокомиссии, из России ЕС получает 40% газа, 27% нефти и 46% угля. Если эти важные поставки будут остановлены, больше всего пострадают Италия и Германия.
Успешная интеграция России и Республики Беларусь в региональные ГЦС на базе ЕАЭС возможна при условии, что последовательно будут сняты тарифные и таможенные ограничения. Как показывает опыт реализации китайско-корейского соглашения о свободной торговле устранить как таможенные пошлины, так и регулятивные препятствия, называемые нетарифными барьерами в торговле можно следующим образом:
• Большинство таможенных пошлин можно снять в день вступления соглашения в силу.
• Остальные таможенные пошлины возможно снять в течение переходного периода, чтобы отечественные производители могли постепенно адаптироваться к более низким пошлинам. Потребители выигрывают от более низких цен, а экспортеры — от большей конкурентоспособности.
• Практически все таможенные пошлины на промышленные товары можно полностью отменить в течение пяти лет после вступления соглашения в силу.
Рекомендации по мерам интеграции обрабатывающей промышленности РФ и РБ в региональные ГЦС на базе ЕАЭС:
1. Отойти от ориентации на сохранение и восстановление исключительно советских технологических и промышленных цепочек. Союзное государство РФ и РБ сыграло позитивную роль в их сохранении как стартовой базы, но к настоящему времени потенциал роста исчерпан. Сегодня для промышленного развития нужны новые институты, работающие на запуск и управление ростом экономики.
2. Рассмотреть вопрос создания союзной структуры для индикативного планирования и прогноза экономических индикаторов. Разработать в рамках Союзного государства систему проектного планирования в расчете на государственно-частное соинвестирование с соответствующими институтами.
3. Разработать общую промышленную политику с текущим, среднесрочным и долгосрочным наполнением. Обеспечить ориентацию союзных программ на стратегические приоритеты с выходом на уровень промышленного производства.
4. Провести гармонизацию понятий и терминов, используемых в нормативной базе технологического развития Беларуси и России, выйти на создание единой системы долгосрочного прогнозирования неоиндустриального развития.
5. Наладить постоянную деятельность экспертных групп для проработки совместных программ промышленного районирования и размещения производительных сил, в том числе на новом технологическом уровне.
6. Создать механизм для привлечения в проекты (программы) Союзного государства внешних инвестиций с использованием новых, симметричных для России и Беларуси, финансовых инструментов (например, хеджирования) и гарантий на высоком политическом уровне.
7. Необходимо определить основные принципы работы единого газового рынка двух стран. Принять международное соглашение об объединении нефтяного рынка.
8. ЦБ России и Национальный банк Беларуси должны повлиять на создание гармонии в денежно-кредитной политике обоих банков.
Авторы:
Толкачев Сергей Александрович, д.э.н., профессор
первый заместитель руководителя Департамента экономической теории
Арефьев Пётр Владимирович, к.э.н., доцент Департамента экономической теории
Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва
Статья подготовлена в рамках гранта РФФИ-БрФФИ, проект 20-510-00026 «Оценка макроэкономической эффективности интеграции отраслей обрабатывающей промышленности России и Республики Беларусь в глобальные цепочки стоимости».
[1] Статистический ежегодник. М., 2015. С.27.
[2] https://kapital-rus.ru/articles/article/o_nevnyatnom_uchastii_rossiiskoi_ekonomiki_v_gcs_v_postglobalizacionnyi_per/
[3] Ленчук Е., Филатов В. Новая индустриализация как условие формирования устойчивого экономического роста стран ЕАЭС // Мир перемен. 2015. №3. С.150.
[4] https://tuoitre.vn/nga-dong-gop-nhung-mat-hang-quan-trong-nao-cho-the-gioi-20220301003442681.html
[5] https://www.forbes.ru/biznes/459127-cem-grozit-miru-zapret-na-eksport-rossijskih-udobrenij
Написать комментарий
В рамках научно-исследовательской, опытно-конструкторской работы (НИОКР) по теме: «Создание систем на условиях системного синтеза государства, бизнеса, науки и общества на условиях экономически эффективных хозрасчетных моделей, отвечающих текущим вызовам и не противоречащих общемировым трендам» был реализован экспериментальный проект и создана ГК САЛЮС. Достигнутые положительные результаты, указывают на возможность применения разработанного проектного инструментария в сфере стратегического планирования, в рамках Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 8.11.2021 года №633. Также данный инструментарий может быть масштабирован на интеграционные модели взаимовыгодного сотрудничества Российской Федерации со странами Евразийского континента и Африки. Экспериментальный Проект имел широкую информационную поддержку и был частично внедрён в жизнь крупнейшими общественными организациями, объединениями и государственными структурами, что позволило реализовывать большой объём задач, как тактических, так и стратегических. На данном проекте отработаны множественные гипотезы управления новациями, что даёт возможность избежать значительного количества рисков в будущем. Транснациональная, вертикально интегрированная корпорация ГК «САЛЮС» находится в реестре экспериментально-правовых режимов (регулятивная песочница), на базе проведённого эксперимента было реализовано значительное количество законодательных инициатив, что говорит об успешно выбранной стратегии и имеет перспективу развития на 50 лет.