Тегеран: многоликий город с железными нервами
Поздняя осень в Тегеране всегда берет за душу. Погода бархатная, солнце припекает. Счастье, когда есть время неспешно погулять по древним улицам, поговорить со случайными прохожими про их житьё-бытьё, заглянуть в ресторан традиционной кухни или просто в уличное кафе, предлагающее в огромном пищеварочном котле аш - наваристую лапшу с мясом и овощами, по-нашему, рублей за 100. Вкуснее супа в иранской кухне нет. Что-то похожее я встречал только в Китае, где тоже готовят супы по вековым рецептам. И у иранцев, и у китайцев за плечами - по 5000 лет.
К ашу прилагается хлеб-лепёшка и рисовый десерт, щедро сдобренный шафраном. Съел такое в обед - и до ужина ты в порядке. Кстати, поддержание продовольственного баланса в рамках так называемого «супового набора» дорого обходится властям. Ведь импортеры зерна, мяса и других продуктов под конкретные контракты могут получить валюту по сказочному курсу : 1 доллар - 42000 реалов. Тогда как в уличном обменнике стоимость одного американского «вездехода» подбирается к отметке - 300000 реалов.
Это заоблачные деньги, они отражают глубину кризисных явлений, деформирующих иранскую экономику. Первопричину долго искать не нужно - глобальные экономические санкции, усиленные США в 2018 году во времена президента Дональда Трампа. Дело дошло даже до прямого военного вмешательства в случае с генералом Касемом Сулеймани. Командир элитного спецназа, он был убит в начале 2020 года с помощью американского дрона недалеко от Багдада. Д.Трамп назвал его «террористом». Тогда что такое ИГИЛ (запрещенное в РФ террористическое движение)? На Ближнем Востоке нет другого генерала, который бы за последние годы нанёс столько поражений игиловцам. Будь то в Сирии, будь то в Ираке. Много фактов история ещё скрывает.
Конечно, подобные моменты держат Тегеран в напряжении, прокачивают нервы. Но они у здешних людей железные - говорит мой иранский друг. Однако последние сигналы, приходящие из Вашингтона от администрации Джо Байдена обнадеживают. Специальный посланник США по Ирану Роберт Мэлли говорит, фото США должны готовиться к миру, «в котором Иран не имеет ограничений на свою ядерную программу». Не исключено, что о новом повороте в отношениях с Ираном будет объявлено в конце текущего года или в начале грядущего. К этому США подталкивают и европейские партнёры, не разделяющие непропорциональную санкционную стратегию.
В США и Европе есть влиятельные иранцы, не забывающие повторять: надо отказаться от двойных стандартов в отношении Тегерана, самое время соблюдать функциональный баланс, не шарахаясь то влево, то вправо. Среди них - поистине легендарный нейрохирург Маджид Самии, сделавший сотни непревзойдённых по сложности операций.
Он возглавляет Международный институт нейрохирургии в Ганновере, архитектура которого изящно копирует форму мозга. При его содействии был построен подобный научный центр в Пекине. Новый МИН, причём по масштабам в два раза больше, чем в китайской столице, строится на окраине Тегерана.
Маджид Самии - уже лицо Тегерана. Врач-спаситель, любимчик. В этом отношении иранская столица многолика. Иной такой, по обилию звёздных персонажей, на Восточном направлении не найти. Где ещё есть кинорежиссёр, который с интервалом в пять лет умудрился дважды получить в США нетленный «Оскар»? Это - Асгар Фархади с фильмами «Развод Надера и Симин» / 2012 г. /, «Коммивояжёр» / 2017 г. /. В них нет никакой политики, наоборот, точный фокус на отношениях мужчины и женщины, которые регулируются в Иране традиционными шариатскими постулатами. Сейчас Асгар Фархади снимает новый фильм. Тегеран, по привычке, ждёт третьего «Оскара».
Написать комментарий