«Важно “не быть пластиковыми”». Что такое ESG-развитие и как с ним обстоят дела в России
Завтра в Нью-Йорке открывается 76-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, на которой первые лица государств наряду с международной политической повесткой обсудят проблемы и успехи мирового сообщества в реализации 17-ти Целей Устойчивого Развития до 2030 года, провозглашённых ООН как план по достижению лучшего и более устойчивого будущего для всех.
Россия активно интегрирует ESG-задачи в развитие бизнеса и Гос.управление. На всех значимых федеральных и региональных площадках Устойчивое Развитие обсуждается как основной стратегический тренд развития. Так, вопросы роста экономики в условиях её трансформации по стандартам ESG обсудят в Москве 14 октября на конгрессе «ESG — (Р)Эволюция». А на завершившемся 10 сентября в Башкортостане инвестиционном сабантуе «Зауралье-2021» (КС писал об этом) повестка ЦУР рассматривалась через призму устойчивого развития регионов и социальных инвестиций.
КС пообщался с модератором сессии «Устойчивое развитие регионов: социальные инвестиции в экономику малых территорий» Светланой Нехорошевой — руководителем проектов Центра развития партнёрства и сети Блока регионального развития Агентства стратегических инициатив.
КС: Светлана, устойчивое развитие регионов традиционно связывают прежде всего с развитием регионального бизнеса, социальные инвестиции воспринимаются в массовом сознании скорее как благотворительность. Социальный капитал бизнеса, SIBы, зелёные бонды — это всё инструменты бизнеса. Где, на Ваш взгляд, золотая середина между прибыльностью бизнеса и необходимостью вкладываться в развитие территорий?
СН: Социальная ответственность бизнеса — это прежде всего инвестирование в устойчивое развитие человеческого капитала, которое в свою очередь влечёт и развитие территорий. Социально-преобразующие инвестиции(impact investing) лишь отчасти можно отнести к области благотворительности, поскольку происходящие общественно-значимые изменения влияют непосредственно на устойчивость бизнеса, его финансовые показатели и возможность привлечения инвестиций для собственного развития. И здесь вопрос, как мне кажется, не в поиске золотой середины, а в осознанной необходимости органичного развития бизнеса на территориях в логике ESG. Сейчас уже невозможно делать ставку только на прибыль, не учитывая потенциального воздействия на окружающую среду и человека. Жизнь меняется стремительнее, чем можно было предположить ещё 20 лет назад — формирующаяся цифровая эко-среда не оставляет шансов для жизни вне социума, в том числе и для бизнеса. Поэтому стремление к устойчивости стимулирует бизнес к разработке стратегий развития с учётом интересов территорий и людей, живущих и работающих на этих территориях.
КС: Устойчивое развитие — это прежде всего инвестиции, то есть финансовые инструменты. Агентство стратегических инициатив не является финансовым институтом, тогда какова роль АСИ в продвижении повестки Устойчивого развития?
СН: Вы правильно заметили, АСИ нельзя назвать финансовым институтом, но инвестиции бывают не только финансовыми, и работа Агентства лучшее тому доказательство. На протяжении многих лет (прим.КС: в этом году АСИ исполнилось 10 лет) АСИ запускает федеральные инициативы и поддерживает значимые для регионов проекты. Вся структура Агентства выстроена таким образом, чтобы агрегировать, развивать и масштабировать лучшие практики устойчивого развития и поддерживать прорывные идеи.
Устойчивый бизнес не прорастёт там, где нет среды. Так вот, роль АСИ в том, что касается продвижения повестки Устойчивого Развития, на мой взгляд, как раз в формировании и развитии среды, выращивании человеческого капитала. И для этого у Агентства есть все необходимые компетенции и инструменты, в том числе и широкая сеть партнёров, среди которых и флагманы продвижения ESG-повестки — ВЭБ РФ и Сбер.
КС: Какие инновации Башкортостана Вы считаете наиболее перспективными с точки зрения развития социальных инвестиций?
СН: Ну, прежде всего, напомню, что Республика вошла в число лидеров Национального инвестиционного рейтинга, результаты которого были представлены на ПМЭФ в июне. Что же касается социальных инвестиций, то уникальность Башкирского опыта, на мой взгляд, состоит в том, что в Республике подошли к аббревиатуре ESG с третьей буквы, то есть, начали с развития факторов управления повесткой в социальной сфере. Институт уполномоченных по НКО, который был запущен в муниципалитетах региона, успешно развивается и позволяет вывести деятельность третьего сектора экономики Республики на уровень доказательной эффективности социальных инвестиций. Об этом в рамках нашей секции рассказала Регина Султанова — член экспертного совета по вопросам некоммерческих организаций Государственного Собрания Республики Башкортостан-Курултая, Общественный Представитель АСИ.
Успешный опыт муниципальных уполномоченных, надеюсь, приведёт и к появлению Института Уполномоченного уже на региональном уровне. Бизнесу, как мне кажется, не хватает как раз компетентной обратной связи от третьего сектора экономики для минимизации рисков социального инвестирования.
КС: Светлана, что значит ESG лично для Вас, почему Вам интересна эта тема?
СН: Вы знаете, я наблюдаю за тем, как растёт, развивается и живёт поколение 2000-х на примере собственной дочери. Она ровестница 21-го века. Их уже окрестили «поколением ESG» и это отнюдь не случайно. Поколение тех, кто возмёт на себя ответственность за завтрашний день, уже сегодня думает иначе, выстраивает свою профессиональную и человеческую траекторию по-другому. Для них важно «не быть пластиковыми» — ни в отношениях с природой, ни в отношениях с людьми, ни в самореализации. Они всегда готовы к усилиям для транформации жизни к лучшему, эффективному. И вот эта их готовность к такой ответственности очень заразительна
Ну, а до прихода в АСИ, я руководила развитием общественных институтов в самом суровом(с точки зрения климата) регионе — Чукотке (прим.КС: С.Г.Нехорошева родилась в Чукотском городе — Певек) и назвала бы жителей Чукотки «Люди ESG» — вопреки суровым реалиям климата и территориальной удалённости, они стремятся к развитию во всех сферах жизни и делают это максимально экологично во всём. Поэтому, если говорить о моём личном восприятии повестки ESG, то это про «не навреди», «развивайся, делай, твори, но не навреди».
Написать комментарий