В Сибири обратились к грязным технологиям выборной кампании 2016 года
На выборы в горсовет Новосибирска и Заксобрание Новосибирской области начали активно заводить «двойников». Законодательные меры против этой «черной» избирательной технологии активно обсуждали в 2016-м, когда фейковые кандидаты массово выводились против реальных на выборах в Государственную Думу. Однако действенные меры так и не были приняты.
Тренд подложных кандидатов-однофамильцев был заложен в 1998 году в культурной столице России. Тогда в первом туре выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга на 8 округах из 50 были зарегистрированы однофамильцы, на некоторых поголовье тезок доходило до четырех. Мода на фейковых кандидатов быстро распространилась по всей России, так что уже через год в федеральное законодательство были внесены изменения, которые не только обязали кандидатов указывать сведения о неснятых и непогашенных судимостях, но и ввели новый институт регистрации псевдонима кандидатами, имеющими однофамильцев. Однако все эти меры оказались очевидно недостаточными.
Почти 20 лет спустя, на выборах в Государственную Думу VII созыва технология была так обкатана, что глава ЦИКа Элла Памфилова честно признавалась: «Единственное, что я могу – это погрозить пальчиком». Подобные угрозы действия не возымели, и, например, в Чебоксарах на округе №38 зарегистрировались три (!) полных (!!!) тезки – Николаевы Олеги Алексеевичи: кандидат от «Справедливой России», от «Зеленых» и самовыдвиженец. Впрочем, законодатели внесли очередные поправки: если кандидат менял имя менее чем за год до выборов, то в бюллетени указывались и новые и старые ФИО. Но ничего не помешало желающим набрать в фейковые кандидаты реальных тезок, тем более, что в России много однофамильцев: например, Кузнецов – третья по распространенности фамилия, Лебедев – шестая, а Смирнов вообще входит в десятку самых распространенных фамилий в мире.
Кстати, одна из причин такого роста популярности этой «черной» выборной технологии – возвращение одномандатных округов. Напомним, что с 2007 по 2011 год выборы по одномандатным округам не проводились, всех депутатов Госдумы избирали только по партийным спискам, и о фейковых двойниках тогда речи не шло. В масштабах страны о них заговорили именно в кампанию 2016-го. С этой точки зрения, те, кто настаивает о возвращении выборов по партийным спискам, в этом аспекте совершенно правы.
Появление в бюллетени однофамильца реально проходной кандидатуры может отнять значительное число голосов. Обычно фейковый кандидат подбирается так, чтобы первая буква его имени или отчества предшествовала в алфавитном порядке. Так на дополнительных выборах депутата Госдумы в Свердловской области в 2000 году против фаворита Овчинникова Николая Александровича был выдвинут Овчинников Владимир Владимирович. В бюллетене Владимир стоял раньше Николая и двойник набрал больше 5% голосов.
В некоторых случаях, бесспорно, появление однофамилица – это как раз дань широкой распространённости в России нескольких сотен русских фамилий. Например, в 2003 году на пост главы краевого центра в Ставрополье претендовали действующий мэр Ставрополя Дмитрий Кузьмин и его однофамилец, депутат краевой думы и бывший мэр Ставрополя Михаил Кузьмин. Однако чаще всего «двойники» заводятся политтехнологами намеренно, чтобы ослабить позиции наиболее сильного противника. И это четко видно по двум позициям: крайне скромной биографии «двойника» и его отсутствию в общем информационном поле избирательной кампании. Иногда его имя может быть использовано для очернения репутации других кандидатов (и в первую очередь проходного противника), но он никогда лично не участвует в дебатах, не имеет проработанной программы, не встречается с избирателями.
Например, на выборы в горсовет Новосибирска, которые назначены на 13 сентября, на двух округах против фаворитов (по результатам опросов и мнению экспертов) выдвинуты однофамильцы: безвестный избирателю студент из Барнаула Иван Стрекалов и столь же безвестный экспедитор из ООО «Р-Авто» Дмитрий Андреевич Курочкин против несколько лет проработавших на округе активистов ЛДПР Василия Стрекалова и Дмитрия Павловича Курочкина. Еще на одном округе уже на выборы в Заксобрание Новосибирской области против самовыдвиженца Ильи Полякова заведен безработный с долгами, согласно базе судебных приставов, почти в полмиллиона рублей Алексей Поляков. Интересно, что во всех трех случаях реальными соперниками фаворитов являются кандидаты от КПРФ, которая на данный момент в Новосибирске занимает позицию партии власти, и именно в ее руках находится пресловутый административный ресурс.
На сегодняшний день поставить законодательный заслон появлению таких вот «клонов» невозможно, в силу того, что у каждого гражданина есть конституционное право на участие в выборах. А то, что не у каждого кандидата есть совесть, к сожалению, каждому избирателю приходится выяснять самостоятельно. И главное здесь – максимально ответственно подойти к выбору, чтобы не попасться на трюки политтехнологов.
Написать комментарий