Цены на бензин в России побили исторический рекорд. «Налог» на россиян растет
Благодаря запрету правительства на импорт дешевого топлива и монополизации топливного рынка цены на бензин в России бьют рекорды, несмотря на низкий спрос. Пока цены взлетели только на бирже, но оптовая торговля вскоре потянет за собой и розницу. В среду, 17 июня, стоимость Аи-95 подскочила до 56 751 руб. за тонну на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. В общей сложности с начала июня Аи-95 подорожал на 9%, а за два месяца – на 54%. Это скрытый «налог» правительства, которым оно пытается компенсировать выпадающие нефтегазовые доходы.
Россияне заплатят за низкие цены на нефть
- Пандемия коронавируса не мешает ценам на бензин в России безудержно расти. Правительство запретило ввоз в страну дешевого бензина, чтобы нефтяные компании взвинтили цены на топливо и получили с россиян то, что они потеряли в Европе. В свою очередь, сверхприбыль компаний, изъятая из кошельков россиян, может частично вернуться в бюджет, из которого правительство выдаст очередную мизерную подачку пострадавшим и малоимущим гражданам. Это суть и логика монопольного госкапитализма в России.
- На деле система работает так: в 2018 году бензин марки Аи-95 подорожал до 56,3 тыс. руб., что было рекордом. На это повлияло увеличение акцизов – отчислений в пользу государства. Но 17 июня 2020 года во время продолжающейся пандемии коронавируса, когда спрос на топливо объективно упал, рекорд 2018 года был побит – Аи-95 поднялся до 56,751 руб. за тонну. Таким образом бензин в опте подорожал на 9% с начала июня и на 54% за два месяца.
- Бензин Аи-92 растет медленнее, но уже приблизился к рекорду двухлетней давности: 17 июня тонна подорожала до 49,679 руб. Это на 40% дороже, чем в апреле. За пределами биржи тонна Аи-92 уходит дороже 50 тыс. руб. Таких цен не было с октября 2018 года.
- Трейдеры не видят причин, по которым рост цен на бензин мог бы замедлиться или остановиться. Правительство создало все условия, чтобы нефтяные компании наживались на россиянах. В частности, компаниям разрешено предоставлять на торги меньше бензина, чем требовали прежние нормы. Это означает, что компании создают искусственный дефицит и повышают цены. Так, например, Аи-95 на бирже в дефиците, тогда как спрос растет из-за постепенной отмены ограничений.
- Ситуацию могли бы облегчить импортные поставки дешевого топлива. Но глава правительства Мишустин запретил ввозить дешевый бензин для россиян 25 мая. До 1 октября на внутренний рынок не попадет ни капли доступного бензина, дизтоплива, авиакеросина, судового топлива и газойля. Дешевое топливо будут транзитом перевозить в Казахстан. Россияне смогут увидеть его в цистернах, но не купить.
- Среди прочего правительство России запретило поставки из Белоруссии. В апреле они выросли в 200 раз – до 40,1 тыс. тонн и перепугали российских нефтяников. Мурманская область начала закупать топливо в Норвегии, но правительство положило этому конец – платить ренту надо отечественным нефтяникам и бюджету.
- Правительство может решить эту проблему, отказавшись от демпферного механизма. Но по этому механизму оно собирается получить с нефтяником около 600 млрд руб. Механизм работает так: при высоких ценах на нефть правительство из бюджета компенсирует нефтяникам разницу между ценами на бензин на внешних рынках и на внутреннем, а при низких ценах на внешних рынках нефтяники задирают цены на внутреннем и платят с этого процент бюджету. Сегодня 40% цены 1 литра бензина должно быть уплачено по демпферу в бюджет. С импорта же бюджет имеет только 5% в виде ввозных пошлин.
- Однако скрытым налогом правительство вряд ли покроет выпадающие нефтегазовые доходы в этом году: собрать удастся примерно 8,3 млрд долларов, тогда как бюджет недополучит около 50 млрд.
Написать комментарий
Что бы вы сдохли, уроды!