Кормить Кавказ? СП РФ назвала неэффективными вложенные в развитие СКФО 8 млрд рублей госинвестиций
В течение трех лет из российского бюджета на реализацию программы социально-экономического развития регионов Северного Кавказа (СКФО) было направлено около восьми миллиардов рублей. Но по оценке Счетной палаты России, эти вложения не принесли ожидаемого эффекта ни для рынков региона. Соответствующая информация содержится в опубликованных на официальном сайте аналитических материалах Счетной палаты РФ.
Напряженность сохраняется
Как выяснили аудиторы этого контрольного ведомства, в период с 2017 по 2018 годы на социально-экономическое развитие субъектов федерации по госпрограмме «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года» было выделено 8,8 миллиарда рублей. За два года из федерального бюджета поступило 5,5 миллиарда рублей. А в этом году было направлено еще 2,4 миллиарда.
Как выяснили специалисты СП России меры федеральной государственной поддержки, которые были направлены в регионы Северного Кавказа, до сих не показали ожидаемых результатов. При этом, заявляют аналитики, кардинального улучшения инвестиционного климата не замечено ни в целом по макрорегиону, ни в отдельных его субъектах. «Примеров успешно завершенных инвестпроектов крайне мало, напряженность на рынке труда сохраняется», - говорится в документе СП РФ.
По словам аудитора Счетной палаты Светланы Орловой, на 2017-2018 годы было запланировано 27 инвестиционных проектов, но удалось реализовать всего девять из них. Было создано только 577 рабочих мест, что, конечно, не сможет существенно повлиять на ситуацию на рынке труда на Северном Кавказе, который уже несколько лет не может выйти из «антилидеров» в рейтингах российских регионов по уровню безработицы и заработной платы.
Инвестиции «в пролете»
Как отмечает аудитор Орлова, не выполняются и задачи по привлечению внебюджетных инвестиций: в 2017 году привлечено только 22% от планового объема, в 2018 году – 36%.
Бюджетные средства выделялись регионам Северного Кавказа для реализации инвестиционных проектов. Но механизм отбора и финансирования этих проектов, заявили в Счетной палате, оказался сложным, непрозрачным и по факту сопряженным с коррупционными рисками. Процесс освоения средств из федеральной казны, как полагают в СП РФ, выглядит следующим образом: деньги направляются в капитал акционерных обществ субъектов СКФО, но при этом у федеральных органов нет никаких полномочий, которые позволили бы им принять участие в управлении их деятельностью.
В отчете приводится пример, когда в 2018 году в Дагестане с акционерным обществом не заключалось никаких соглашений. А в Ингушетии вместо соглашения об осуществлении имущественного взноса был подписан договор о предоставлении субсидий. В Северной Осетии-Алании полностью реализованы только два инвестпроекта из пяти, создано всего 73 рабочих места – четверть от запланированного количества.
В итоге, как выяснили эксперты Счетной палаты, все субъекты федерации за исключением Ингушетии, не выполнили сроки заключения соглашений. А предусмотренный Бюджетным кодексом РФ порядок принимаемых решений о бюджетных инвестициях нормативно был утвержден только в двух регионах СКФО.
Исправляя ситуацию
Выводы Счетной палаты поддержал первый заместитель Министра финансов РФ Леонид Горнин.
А Минкавказ, который поздно утвердил перечень инвестпроектов на 2019 год, создав тем самым риски нарушения сроков их реализации, пообещал в своей дальнейшей работе учесть все замечания и рекомендации аудиторов.
Министр по делам Северного Кавказа Сергей Чеботарев подчеркнул, что и во время и после проведения проверки Счетной палаты в регионе продолжалась реализация инвестпроектов. На сегодняшний день по его словам, реализовано 12 проектов и создано 774 рабочих места, а до конца этого года планируется завершить еще 10 инвестпроектов, обеспечивающих создание около тысяч рабочих мест. Для этого дополнительно будет привлечено 6,6 млрд рублей внебюджетных инвестиций.
Написать комментарий