«Эффект обеления». Чем может обернуться для России выведение экономики из теневого сектора?
Представители российских финансово-экономических властей заявляют, что в стране продолжается процесс по обелению национальной экономики. Эту тенденцию подтверждают Минфин и Минэкономразвития, ФНС отчитывается о растущей эффективности администрирования налогов. И даже в Центробанке заявляют о сокращении объемов теневых операций. Но независимые эксперты утверждают, что принудительный «выход из тени» может негативно повлиять на экономический рост и доходы населения
Всем выйти из тени!
Понятие «вывод экономики из тени», как пишет РБК, означает вовлечение неформальной или теневой деятельности в регулируемый оборот. В результате усилий государственных структур предприниматели и наемные работники начинают выплачивать налоги и сборы – то есть делать то, чего раньше активно пытались избегать. Если говорить о сути процесса, то благодаря «обелению экономики» в казну собирается больше денег с экономических агентов. Но у этой медали, как считают опрошенные РБК эксперты, есть и обратная сторона - первое время происходит торможение экономического роста. А в Минэкономразвития считают, что обеление зарплат является одной из причин сокращения реальных располагаемых доходов россиян.
Как говорится в экспертном обзоре ФНС, в период с 2013 по 2017 год объемы налогов, которые поступали в консолидированный бюджет (то есть в федеральный и региональные) увеличились практически на 60%. И это при том, что, основные налоговые ставки в указанный период не менялись. В реальном выражении в этот период рост налоговых поступлений находится на уровне 19,9%, а накопленный за пять лет рост ВВП — только 1,2%.
Как заявляют аналитики ФНС, только за 2017 год в бюджет пришло порядка 390 млрд рублей доходов лишь благодаря более качественному администрированию налогов. «Это дополнительные доходы, полученные благодаря работе налоговых органов по обелению экономики с использованием инструментов дистанционного цифрового контроля и мониторинга налоговой среды», — отметил глава ФНС Михаил Мишустин.
В прошлом году «эффект обеления» был еще больше - с января по ноябрь 2018-го поступило уже 407 млрд рублей. И останавливаться на достигнутом никто не собирается. В Минфине РФ утверждают, что в текущем году работу по повышению собираемости налогов и улучшению их администрирования сконцентрируют на расширении базы зарплатных налогов и «обелении теневых зарплат».
Зарплатные налоги
По информации Росстата, в прошлом году скрытый фонд оплаты труда составлял весьма внушительную сумму - порядка 13 трлн рублей или около 12,6% ВВП. В эту цифру входят заработные платы «в конвертах» в официальном секторе, оплата труда у индивидуальных предпринимателей и наболевшая за последнее время проблема доходов самозанятого населения. Как пишет РБК, уменьшение доли скрытых зарплат в ВВП можно было наблюдать ежегодно, начиная с 2016 года. Но перед этим был резкий скачок в кризис 2014-2015 годов, когда доля серых зарплат достигала 13,5 %. В конце концов, все вернулось на круги своя и в 2008 и в 2018 году была одинаковая доля зарплат в конвертах в ВВП – 12,6%. Только вот их сумма выросла в 2, 5 раза - с 5,2 до 13 трлн рублей.
В неформальном секторе, как выяснил Росстат, сегодня занято 15,25 млн человек, что составляет 21,3% от всех занятых в экономике. В данный момент власти заняты проведением эксперимента, суть которого состоит в регистрации и упрощении налогообложения самозанятых. Распространяется он пока что только на четыре региона: Москву, Подмосковье, Калужскую область и Татарстан.
При этом возникает «вилка» между ростом зарплат и снижением реальных доходов населения. По данным Росстата, в первом полугодии 2019 года реальные располагаемые доходы россиян снизились на 1,3% в годовом выражении, а реальные зарплаты увеличились на 1,9%. Минэкономразвития признает, что сокращение реальных располагаемых доходов происходит, в частности, в результате процесса обеления при котором растут платежи по налогу на недвижимость и по НДФЛ, которые учитываются в реальных доходах со знаком минус.
Процесс обеления
По официальным данным, в целом доля ненаблюдаемой экономики в российском ВВП медленно, но верно сокращается. Объем скрытой экономики в 2017 году составил 12,7% ВВП — против 13,8% ВВП в 2014 году. Росфинмониторинг, использующий свою методологию оценки, также фиксирует сокращение объемов теневой экономики — до 20% ВВП в 2018 году по сравнению с 28% в 2015–2016 годах.
Обеление экономики меняет правила игры для бизнеса в лучшую сторону. Но только в конечном итоге, а период перестройки отнимает ресурсы для роста. Некоторые эксперты сравнивают этот процесс с переходом человека на диету для похудания – первоначально это суровый период, требующий привыкания к новым условиям, но потом жизнь становится лучше, чем раньше.
В период стагнации выход экономики из тени – это дополнительное изъятие средств из потребления в пользу государства, которое подрывает потребительский спрос. Но сама по себе теневая экономика создает неравные конкурентные условия – те, кто работает по «серым схемам» получают конкурентное преимущество по сравнению с теми, кто честно платит налоги. Однако в долгосрочной перспективе экономический рост невозможен без вывода из тени, бизнеса и наемных работников.
Написать комментарий