В авиакомпаниях резко сократился объем летних планов по рейсам в направлении Крыма. По словам аналитиков, к причинам такого спада привело несколько факторов, начиная с Крымского моста и заканчивая резким ростом тарифов аэропорта в Симферополе. В аэропорту поясняют, что рост цен связан с тем, что нужно вернуть инвестиции (32 млрд руб.), которые были вложены в новый терминал.
Ситуация
В нынешнем летнем сезоне объем планируемых авиарейсов в Крым сократился на 22,2%. Если говорить более конкретно, то речь идет о 551 тыс. мест. К таким расчетам пришла Транспортная клиринговая палата (ТКП), взяв за основу расчетов расписания рейсов. Как пишет «Коммерсант», в прошлом году на летний сезон было выставлено 2,7 млн кресел, в текущем – 2,1 млн. Больше всего сокращений пришлось на АК «Уральские авиалинии»: 187 тыс. кресел (39%). АК Red Wings сократила план на 64 тыс. кресел (27%), АК «Аэрофлот» – на 51 тыс. (14%), «Россия» – на 74 тыс. (13%), «Глобус» (S7) – на 42 тыс. кресел (13%).
Как считает главный эксперт НИУ ВШЭ Федор Борисов, спрос в крымском направлении изменился из-за «многофакторного и объективного» процесса. Так, перевозчики решили пересмотреть программы, учитывая, что доля пассажиропотока со строительством Крымского моста, перейдет на наземный транспорт. Есть ряд причин, из-за которых авиакомпании ощущают убыточность полетов, поэтому и не спешат «увеличивать емкости». Еще одна из причин, которая этому способствует – это увеличение стоимости топлива в Симферополе. Так, в прошлом году тонна керосина стоила 41,5 тыс. руб., с начала 2018-го – уже 50 тыс. руб. Однако за период с января по май пассажиропоток аэропорта увеличился на 6,6%, до 1,2 млн человек.
Аэропорт Симферополь
Как отмечают представители авиакомпаний, плюс ко всему симферопольский аэропорт увеличил тарифы. Так, с первого июня было объявлено, что сбор за взлет-посадку с НДС будет составлять 624 руб., тариф за обеспечение авиабезопасности – 408 руб. Обслуживание вылетающего пассажира на внутренних линиях будет составлять 461 руб., и так далее.
В АК «Уральские авиалинии» проинформировали, что в итоге стоимость рейса увеличилась на 50%. Комментируя ситуацию, коммерческий директор Nordwind Имран Назаров сообщил, что из-за выросших тарифов авиакомпании придется сократить на следующий период число рейсов в полтора раза. Что, конечно же, отразится на стоимости билетов.
В «Нордавиа» заявили, что резкое увеличение тарифов представляется «угрожающе критическим». По ряду направлений стоимость перелетов увеличивается на тысячу рублей. В плане южных направлений спрос заметно падает. В «Руслайне» рассказали об аналогичной ситуации. По словам владельца компании Николая Уланова, цена обслуживания увеличилась в два раза. А перед летним сезоном это «было достаточно нечестным». Как минимум, потому, что осенью и зимой было продано около 50% билетов с учетом прежних тарифов.
«Отбиваем инвестиции»
Объясняя рост тарифов, представители аэропорта пояснили «Коммерсанту», что эта ситуация связана с инвестиционной составляющей: необходимо вернуть вложения, которые были сделаны в новую структуру воздушной гавани. Как поясняется, сумма инвестиций в терминал составила 32 млрд руб., где 30% был получены от инвесторов, и еще 70% – за счет банковских кредитов. Доля Крыма в аэропорту – 49%, 51% – пул инвесторов.
В аэропорту также заявили, что тарифы «сопоставимы с аналогичными сборами, которые были установлены ФАС для построенных и реконструированных аэропортов в РФ». Вместе с этим, как заявил собеседник, это практически не отразится на стоимости билетов, так как доля аэропортовых сборов в их себестоимости обычно не более 10%. То есть, стоимость одного кресла увеличится на «несколько десятков рублей». В этом плане инвестор сможет вернуть вложения только при достаточном количестве перевозчиков. Поэтому, если не найти компромисс, то «снижение тарифов станет неизбежным для сохранения пассажиропотока».
Написать комментарий