«Трамп на эту войну обречен». К чему приведет торговая война США и Евросоюза?
Президент США Дональд Трамп ввел пошлины на импорт стали и алюминия в размере 25 и 10% соответственно. Пошлины начнут действовать с 23 марта. В Евросоюзе готовы ответить на протекционизм США зеркальным увеличением пошлин на американскую сталь, а также товары промышленного производства и сельского хозяйства (бурбон, виски, джинсовая ткань, апельсиновый сок). Обеспокоенность по поводу решения США выражают в Китае и Японии. Канаду и Мексику повышение пошлин временно не затронуло. Таким образом, США ступили на тропу торговой войны. Будут ли в этой войне победители и проигравшие? Пострадает ли от этого мировая торговля и мировая экономика? И как она отразится на России, которая входит в десятку ведущих импортеров стали и алюминия в США?
Дмитрий Лукашов, аналитик IFC Markets: Я полагаю, что торговые войны неизбежны. С начала 80-х годов Соединенные Штаты снабжали весь мир своим главным товаром – долларами. Соответственно, собственное производство отошло на второй план, и было перенесено в страны с дешевой рабочей силой. Доллары активно покупали все остальные страны мира, главным образом, для пополнения своих валютных резервов. Сейчас произошло насыщение и США вынуждены каким-то образом возвращать производство из других стран на свою территорию, а также создавать новые реальные заводы и фабрики. Я не ожидаю, что мировая экономика пострадает, так как о сворачивании производства речь не идет. Ожидается лишь его глобальное перераспределение. Конечно, отдельные страны пострадают, но Россию этот процесс затронет в минимальном объеме.
Сейчас и я, и американский фондовый рынок верим, что у Дональда Трампа все получится. Индекс S&P 500 после его победы на президентских выборах вырос на более чем на треть и уверенно обновил исторический максимум. Широкое введение импортных пошлин может объективно стимулировать дальнейшее развитие американской экономики. Единственный риск, который просматривается, заключается в том, что в ответ на новые пошлины США, другие государства могут начать распродавать долларовые активы. Однако пока это маловероятно, так как торговые войны ведутся на данном этапе вполне цивилизованно.
Российские сталелитейные компании пока не пострадали от новых американских пошлин, так как мировая цена на сталь сохраняется на комфортно высоком уровне. Решение США не оказало на нее негативного влияния. В целом внешнеторговый протекционизм является весьма полезным делом для стран, его инициирующих. Например, Россия ранее добилась создания предприятий по сборке стиральных машин на своей территории. Теперь наша страна не только полностью себя ими обеспечивает, но и занимает 7-е место в мире по экспорту стиральных машин. Это отличный результат и США, похоже, хотят брать с нас пример.
Александр Шустов, генеральный директор МФО «Мани Фанни»: История с защитой американских металлургов от импорта повторяется регулярно, так как в Конгрессе США есть сильное лобби этих производителей, и оно все время повторяет мантру, что отрасль разрушается от дешевого импорта из других стран, и что нужно ограничить импорт, и тогда производство стали в США снова начнет расти, поднимется экспорт, который оказывает непосредственное влияние на состояние платежного баланса и на курс доллара. Заградительные пошлины вводились и раньше, например, на катанку, но до сих пор эти меры к желаемому не привели. В США на данный момент уже действуют 169 антидемпинговых правил по стали, и все они почему-то не привели к победе американской сталелитейной промышленности. В 2002 году уже вводились пошлины на сталь, но привело это только к потере рабочих мест американцами в размере примерно 200-250 тыс. Конечно, лоббисты скажут, что часть этих мест была потеряна как раз из-за импорта, но факт в том, что торговые войны по определению не могут принести пользы воюющим сторонам, потому что увеличивают издержки обоих. Любопытно наблюдать, как развитые страны, в течение последних 25 лет строившие различные договоры о свободной торговле и превозносившие ВТО, вдруг начинают отказываться от соглашений о свободной торговле и затевают торговые войны. Это происходит и на американском, и на европейском континенте, вводятся эмбарго на поставки продуктов питания, и так далее. Вводимые Трампом пошлины не являются чисто экономическим инструментом: они не коснулись Канады и Мексики, а кроме того, Вашингтон готов в обмен на политические преференции в других сферах эти пошлины обсуждать и снижать. Российские Evraz, НЛМК и ТМК, у которых есть активы в США, от повышения пошлин даже могут выиграть, правда, объем этого выигрыша пока не посчитан даже самими компаниями. Думаю, что следующим этапом развития этой истории будет не торговая война, а все-таки переговоры, в первую очередь, с Китаем, который тоже выдвинет свои условия, и у США с ним начнется диалог, предсказать итог которого сложно. Если в результате пошлин производство стали в США вырастет, то оно уронит цены на мировых площадках, и экспортировать ее будет все равно менее выгодно.
Сергей Звенигородский, начальник отдела розничных продаж УК «СОЛИД Менеджмент»: Вашингтон в ближайшее время резко активизировал свое давление на мировой рынок и политическую систему мировых взаимоотношений. Это давление требуется подкреплять не только методом шантажа и военной силы, но и экономическими данными. Для США торговые войны позволят, только за счет своего экономического веса, получить желаемый профицит в торговле через несколько лет напряженного труда по возрождению индустриальной Америки (где их постиндустриальные мечты теперь?), но это будет (если будет) потом. На данный момент изменения в торговле больше тормозят развитие США, чем их партнеров, но у них не стоит на повестке дня агрессивная экспансия по глобальному охвату мира, а Вашингтону требуются все ресурсы именно сегодня. В 2018 году ориентировочные потери совокупно составят около 80 млрд долларов (половина – на США), стоимость продукции вырастет на 10-15%, а время для возрождения инфраструктуры, постройки новых производств, развития нефтедобывающей и газовой добычи, а также различных строек и проектов (стена на границе с Мексикой, военные проекты, Арктический проект…) будет сдвинуто на более поздние сроки, что чревато дополнительными потерями как для Вашингтона, так и для его партнеров. Если экспансия будет свернута, то США смогут уже через 3-4 года диктовать в экономическом плане свои условия всем партнерам и без «выкручивания рук», но «ястребы» не готовы даже на короткий срок терять контроль над ситуацией вовне, поэтому пошлины на ближайшее время будут больше вредить их намерениям. Россия занимается продажей проката стали и алюминия в сегменте с высокой стоимостью, поэтому дополнительные пошлины будут обходиться другими методами и схемами. Если в этой отрасли США полностью закроют нам доступ, то и здесь будет найден выход, как ориентирование на растущий внутренний рынок, так и продажа продукции через компании третьих стран или совместные производства. Конечно, там не будут полностью закрывать свой рынок в той отрасли, где без импорта не обойтись, но создать свое будет очень сложно. Отношения с ЕС могут перерасти в нечто большее, чем торговый конфликт, денонсация некоторых договоров может стоить дороже любых бонусов от собственной экономики. Кроме того, Канада и Мексика не получат пошлины только в том случае, если подпишут двусторонние договоры, которые им создадут в Вашингтоне в течение 15 дней. Если они не согласятся, то их также оставят «за бортом».
Роман Ткачук, старший аналитик «Альпари»: Торговые войны, безусловно, будут серьезным испытанием для мировой экономики. Но какую именно форму они примут, и кто от них пострадает в большей степени – на текущий момент сказать сложно. Пока же окончательно непонятны условия пошлин, а также вопрос о том, какие из стран получат льготные условия.
Вероятна перекройка экономической карты мира и создание новых, самых неожиданных альянсов. США переформатирует отношения со своими традиционными партнерами – Канадой, Мексикой, Австралией (для этих стран сделана отсрочка введения пошлин на 30 дней). Показательно, например, сближение позиций Саудовской Аравии и России: страны сблизил вопрос поддержания нефтяных цен, а король Саудовской Аравии даже посетил Россию. Протекционистская политика западных стран может еще усилить восточный вектор экономической политики России.
Безусловно, введение пошлин – это поддержка американских металлургических компаний. В то же время политика протекционизма может привести к росту цен на сталь и продукцию металлургии внутри США, что может негативно сказаться на промышленности.
Американский рынок занимает маленькую долю в экспорте российских металлургических компаний (наибольшая она у «Русала» – около 10%), обойтись без него можно. Снижение поставок на этот рынок окажет умеренно-негативное влияние на финансовые результаты компаний. Найти новые точки роста металлургам непросто – внутренний спрос в России на продукцию не растет, а выходить на внешние рынки достаточно сложно. Исходя из этого, компании вынуждены искать экзотические варианты – рост экспорта в страны Северной Африки, Индии и т.п.
Больший риск представляют торговые войны в мире. Если аналогичные меры примет Евросоюз – это будет сильным ударом по российским металлургическим компаниям.
Кирилл Яковенко, аналитик «Алор Брокер»: На мой взгляд, ни победителей, ни проигравших не будет в том, что сейчас развязывается между США и всеми остальными странами – участниками металлургического рынка. Европа и азиатские страны, на долю которых приходится большая часть поставок стали, очевидно, не намерены спокойно наблюдать за происходящим и уже сейчас прорабатывают варианты как мирных путей решения вопроса, так и с помощью контрмер. Например ЕС, учитывая, что торговый баланс с США, несмотря на его небольшой спад, продолжает поддерживать экономику североамериканского континента, может ввести ответные пошлины на ввоз популярных товаров из США – в первую очередь речь об алкогольной продукции (бурбон и виски), апельсиновом соке, мотоциклах марки Harley Davidson и джинсовой продукции Levi’s. В какой-то степени, конечно, ЕС явно будет не достаточно введение заградительных пошлин для этих товаров и необходимы будут корректировки в законодательных актах по вопросам работы американских компаний на территории ЕС. Но в случае развития такого сценария под угрозой может оказаться уже собственная так называемая европейская открытость мировому бизнес сообществу. Между тем в руках американцев все же остается очень главный козырь в виде автомобильного рынка. Например, немецкий автопром имеет высокую степень зависимости от американского сбыта и в случае введения ответных мер на ввоз автомобилей из Германии, ЕС необходимо будет делать серьезный выбор, а в текущих экономических условиях без такого динамичного рынка сбыта поддерживать отрасль на плаву будет тяжело. Что касается азиатских стран, то для них решение о пошлинах означает потерю выгодного рынка сбыта и единственный верный способ будет попытаться заявить на США в международный суд при ВТО, предугадать, как долго будут рассматриваться эти иски и каков их исход сложно. Однако можно ожидать, что вряд ли как-то международное сообщество сможет повлиять на действия правительства США.
В сухом остатке пошлины создадут предпосылки к дефициту доступного по цене сырья внутри американской промышленности, это спровоцирует рост внутренних цен на конечную продукцию, от которой сильно зависима и промышленность и оборонный сектор США, если вспомнить предыдущий опыт попыток поддержать металлургов в США, то можно ожидать всплеск безработицы. Поскольку некоторые заводы не смогут закупать сырье по новым ценам. Также такая политика Штатов может спровоцировать рост поставок алюминия и стали в Мексику и Канаду, на которые пошлины не распространяются и в этих соседних странах либо будут работать перекупщики, либо откроются новые предприятия, которые будут все также снабжать рынок США сырьем, но уже по новым правилам. Что же касается варианта возрождения металлургической промышленности в США, то пока это выглядит очень туманно, поскольку рынок там не готов. Примечательно, что даже те, кто поддерживал Трампа на период всего его правления, к идее введения повсеместных пошлин относятся очень скептически, скорее всего, будет развязана компания в поддержку отмены этого решения.
Важно добавить, что для ведущих компаний из РФ введение пошлин, скорее всего, отразится наименее негативно – и Евраз, и ТМК, и НМЛК имеют заводы по производству труб и сталелитейной продукции, они на территорию США ввозят полуфабрикаты для дальнейшей обработки, и по сути являются американскими производителями, то есть работают на благо экономики США, поэтому на их бизнесе это может сказаться лишь косвенно. Напомним, что всего в США поставляется около 35 млн т стали в год, за 9 месяцев 2017 года из РФ было поставлено всего 2,4 млн т стали или всего 9% от всего импорта, доля алюминия из РФ на американском рынке – всего 6%. То есть российские компании, конечно, потеряют часть своей прибыли, но в целом это не критично для их бизнеса чего не скажешь о Китае, Южной Корее, Сингапуре и Японии.
Ярослав Кабаков, заместитель генерального директора ГК «ФИНАМ»: Торговым «войнам» столько же лет, сколько и самой торговле. Их в мировой истории было бесчисленное количество, они есть всегда, на место закончившихся «войн» приходят новые, процесс продолжается. В этом нет ничего необычного, так как в рамках защиты своего суверенитета, страны хотят защитить и своих производителей, поддержать свою экономику. Так что решению США ввести пошлины на некоторые виды металлопродукции не стоит удивляться. Мировой торговле это решение, как и другие, ему подобные, вряд ли нанесет серьезный ущерб. Это не запрет ввозить данную продукцию в США, а значит, поставки могут продолжиться. Кроме того, товарные потоки могут быть перенаправлены в другие страны, что сохранит объем мировой торговли, а, возможно, даже ее увеличит. Металлургия, как и любая другая отрасль, пережила в своей истории немало различных кризисов, переживет она и этот, можно не сомневаться.
Возможно, что эти меры приведут к сокращению импорта металлопродукции в США, но не факт, что это поможет металлургии страны. Ведь у производителей есть множество затрат и не факт, что произведенная ими продукция будет привлекательной для потребителей внутри страны и конкурентоспособной на мировом рынке. Кроме того, не исключено, что ответные меры других стран могут быть такими, что их металлопродукция, даже с увеличенными пошлинами, будет привлекательней, нежели американская. Например, производители могут получить целевую помощь властей своих стран для продолжения поставок в США, например, в части снижения трат на производство, перевозку ее. Они могут заняться и повышением эффективности, чтобы даже с выросшими пошлинами, их металлопродукция была привлекательной, то есть различных сценариев может быть множество. Сейчас давать какие-либо прогнозы преждевременно, и первые результаты действия пошлин, возможные изменения, все это станет понятно минимум через полгода после введения этой меры, и как это отразилось на экономике США, и на мировой торговле.
Российские металлурги, как и металлурги других стран, тоже могут получить поддержку властей в данном случае. Пока не сообщалось о значительном ущербе для отечественных производителей, так что делать какие-то выводы преждевременно. Есть и внутренний рынок, и рынки других стран, так что не исключено, что часть продукции отечественных металлопроизводителей будет перенаправлена туда. Но главное, что нужно время, чтобы оценить влияние пошлин на российские компании, разработать и принять меры, которые позволят уменьшить ущерб, если он появится.
Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем: Для современной экономики торговая войны между такими экономическими субъектами, как США и Европа, не просто опасны, они разрушительны.
Современная экономика держится на кооперации. В одиночку сегодня никто не способен произвести даже телевизор.
Поэтому главная опасность торговой войны не в том, что возникнут сложности на рынке металла, а в том, что будет нанесен удар по взаимному доверию, а без него невозможна эффективная кооперация, а значит, и развитие экономики. Обе стороны в условиях войны будут искать других партнеров.
Но, несмотря на стратегические потери, Трамп на эту войну обречен. Его главное предвыборное обещание это увеличения числа рабочих мест, а это возможно в значимых масштабах только при возрождении производства в США. Но при современном уровне жизни импорт будет дешевле собственной продукции. Поэтому без повышения пошлин возродить производство очень трудно, если возможно. И на этом фоне с позиции Трампа любые потери мелочь.
Тем более что и европейская и американская экономика достаточно сильны, чтобы выдержать удары торговой войны.
Другое дело, что эта война вряд ли будет последней.
Нужно возрождать и другие сферы производства, а не только металлургию. Не окажется ли США в кольце торговых фронтов? Посмотрим!
Для России, с ее сырьевой экономикой, проблемы на рынке металла, особенно алюминия, это серьезно – новые рынки найти здесь не так просто, но не смертельно.
Главное для нас углеводороды.
Написать комментарий
Ситуация похожа на создание Западом "железного занавеса" для Советского Союза. Который завалил западные страны дешёвыми пиломатериалами производимыми заключенными ГУЛАГа. В результате западная лесная промышленность обвалилась. Сегодня например Китай использует свою дешевую рабочую силу, так как более миллиарда человек живёт в сельской местности и за всю жизнь не зарабатывает более 500 долларов. Есть откуда черпать дешёвые трудовые ресурсы. Такая-же ситуация с Южной Кореей. Она построила на границе с Северной Кореей экономическую зону, где трудовые ресурсы из северной Кореи. При этом и Китай и Корея экспортируются товары в США и призывают их к здоровой, добросовестный конкуренции. Нонсенс. Трамп абсолютно в своём праве. сергей семин кэн The situation is similar to imposing “Iron Curtain” on Soviet Union when it had flooded western markets with inexpensive lumber products produced by prisoners of Gulag. At the time, this had resulted in a crush of the western timber industry. Today, China is able to use its cheap labour thanks to a billion people, living in rural areas, who would not earn more than $500 USD in their lifetime. Inexpensive labour resources are endless. Similar situation is taking place in South Korea where a special economic cooperation zone has been built on the border with the North, utilizing labour of North Korean workers. At the same time, both China and South Korea are exporting their goods to USA and are calling for healthy and honest competition. This is nonsense. Trump absolutely has the right ... Serguei Semine PhD