«Сейчас будут санкции». В Россию возвращаются вывезенные капиталы?
В Сбербанке сообщили о рекордном притоке денег из-за рубежа. Это произошло перед тем, как был опубликован американский «кремлевский список». Аналогичные движения капиталов зафиксировали и другие участники рынка. Вместе с этим, как отмечают специалисты, возвращение капиталов в Россию обязано деофшоризации и обстановке, которая сложилась в последнее время на мировых рынках.
Средний чек богатых клиентов SPB
Непривычно большой приток капитала произошел в январе текущего года, о чем сообщила руководитель Sberbank Private Banking Евгения Тюрикова. По ее словам, главной причиной этой тенденции стали ожидания новых санкций. «Последнюю неделю декабря и в январе, мне кажется, все прожили под тем, что сейчас 29 января и 2 февраля будут санкции, и давайте вот куда-то их [деньги] заведем», – отметила она.
Как пишут «Ведомости», за первые две недели нового года объем средств, который поступил в подразделения корпоративно-инвестиционного бизнеса группы Сбербанка, увеличился в три раза (в сравнении с прошлым годом). Конкретных цифр Тюрикова не обозначила, отметив только, что в этом случае можно говорить о сотнях миллионах долларов. Всего «средний чек» богатых клиентов компании увеличился с 2,3 млн долларов до 3,8 млн. Напомним, что сумма порога входа в Sberbank Private Banking находится на уровне 100 млн руб.
Вместе с этим, как поясняет руководитель SPB, в январском притоке деньги, как правило, приходили из Швейцарии. Но были случаи, когда финансы поступали из Австрии и Великобритании, однако их суммы были не такие значительные.
«Рыба ищет, где глубже»
Вместе с этим, как отмечает инвестиционный аналитик Global FX Иван Карякин, приток средств в Sberbank private banking и приток капитала в Россию вещи, по сути, разные. Если все-таки приток капитала произойдет, он, в первую очередь, будет зависеть от смены инвестиционного климата, чего, по словам эксперта, пока не замечено.
Плюс к этому, по словам Карякина, слова которого приводит «Эксперт», цифры вкладов и увеличение среднего размера чека, конечно, можно назвать большими, но это пока что не многомиллиардные долларовые суммы. Вероятно, это деньги состоятельных граждан, которые пока не смогли найти «достойного применения деньгам и не могут быть удовлетворены доходностью своих капиталов». Если говорить, как отмечает аналитик, о так называемой привлекательности российских ОФЗ для нерезидентов, то их привлекательность будет иметь место также и для резидентов, с учетом небольших рисков вложений.
В свою очередь, эти самые риски на самом деле в России стали ниже. А их рост на Западе обусловлен теми же санкциями и финансовыми кризисами – в таких условиях западные нерезиденты не получают защиту в рамках законодательства. Карякин приводит в пример банкротство банков на Кипре: в этом случае больше всех пострадали именно россияне. Плюс к этому, доходность по вкладам в странах Европы, с учетом ключевой ставки ЕЦБ = 0%, не превышает долей процентов.
«Рыба ищет, где глубже, капитал более прибыльного применения. Люди, которым удалось заработать или накопить, не важно, каким образом, несколько миллионов долларов, быстрее понимают риски, связанные с их деньгами и найдут способ их сохранить и найти им более прибыльное применение», – подводит итог аналитик.
Логичное объяснение
Еще один эксперт отмечает, что Евросоюз и США уже давно потеряли амплуа «безопасной гавани» для капиталов из России. Александр Гуськов из IBFS United подтверждает, что зарубежные банковские организации действительно сделали более жесткими требования для объяснения происхождения средств. Более того, даже если капитал был заработан «в рамках закона», но давно, его владелец может столкнуться с проблемами в процессе подтверждения легальности средств.
Поэтому, как объясняет специалист, приток средств в российский private banking имеет вполне логичное объяснение. То есть, как и было сказано выше, в этом плане свою роль сыграли деофшоризация, а также новая амнистия капиталов. И вот здесь стоит понимать, что личные средства – это одно, а вложения в бизнес – совсем другое. Гуськов поясняет: «Когда в конгрессе только готовился законопроект о санкциях, вывоз капитала частным небанковским сектором, по данным Банка России, сменился ввозом и за II квартал 2017 года составил 10,5 млрд долларов (ввоз и вывоз капитала банками объясняется спецификой финансового рынка, а небанковским сектором – отражает объем вложений в те или иные активы)».
Написать комментарий