«Мы ждем только мечтателей». Зачем Саудовской Аравии город будущего за 500 млрд долларов и при чем здесь Россия
Саудовская Аравия продолжает удивлять мировое сообщество своими смелыми планами и экономическими идеями. На международном форуме Future Investment Initiative Королевство представило город будущего NEON стоимостью 500 млрд долларов. Наследный принц призвал к сотрудничеству по проекту мечтателей со всего мира и среди первых инвесторов нашел Россию. Почему Россия откликнулась, и о чем мечтают российские власти?
«Самый амбициозный проект в истории»
О главном «мечтателе» Саудовской Аравии мировая пресса начала писать почти три года назад, когда в королевстве сменился монарх. Мухаммед бин Салман с тех пор перешел в статус наследного принца. И это несмотря на довольно молодой возраст – сейчас ему 32 года. По его заказу американские инвестиционные банки разработали для зависимой от нефти страны программу экономических реформ. Документ получил название «Видение 2030» и обошелся более чем в миллиард долларов. Самой привлекательной его частью для иностранных инвесторов до сих пор была частичная приватизация крупнейшей в мире нефтяной компании Saudi Aramco, запланированная на вторую половину 2018 года. Однако на международном форуме Future Investment Initiative в Эр-Рияде принц Салман предложил еще один масштабный проект.
Последние тридцать лет Саудовская Аравия жила неправильно и должна вернуться к умеренному и открытому всему миру исламу, заявил принц в интервью Bloomberg. Доказательством экономических, социальных и идеологических реформ в его концепции призван служить «город нового поколения» – высокотехнологичное поселение NEOM. Пока у двигателя прогресса Королевства есть красочная презентация и ряд технических параметров.
Место для города размером 25 тыс. квадратных километров выбрали вблизи Красного моря – рядом с Суэцким каналом. Причем он должен располагаться не у границы с Иорданией и Египтом, а на территории всех трех государств, символизируя мост между Африкой и Азией. Климат в выбранной точке Аравийского полуострова намного благоприятнее, нежели в остальной его части. По крайней мере, за счет близости к воде средняя температура в городе будет ниже на 10 градусов, а это уже привлекательно.
В рекламных роликах проекта женщины ходят без платков и трудятся плечом к плечу с мужчинами – для Саудовской Аравии картина фантастическая. Ведь женщины в Королевстве ограничены во многих правах, во многих случаях и в праве на труд. Наибольшим проявлением либерализма до сих пор считалось то, что женщинам разрешат с середины 2018 года водить автомобили. В городе NEOM они, по-видимому, избавятся от архаических культурных установок и смогут в значительной степени вестернизировать свой образ жизни.
Помимо индивидуальных свобод городу предоставят статус свободной экономической зоны. По замыслу, он объединит в себе передовые достижения науки и технологий. Так, энергию в NEOM будут добывать из возобновляемых источников, преимущественно используя солнечные батареи. Из транспорта будут исключительно экологически чистые виды. Продовольствие станет продуктом новейших биотехнологий и инноваций. Концепция предполагает полное самообеспечение города – как энергетическое, так и продовольственное. И это в самой богатой нефтяной стране, где добывается больше всего сырья и производится недостаточно продуктов питания.
Строительство города укладывается в программу «Видение 2030» – первая очередь должна быть сдана к 2025 году, а еще через пять лет от NEOM ждут вклада в ВВП Королевства в размере 100 млрд долларов. Однако и стоить «самый амбициозный проект в истории» будет немало – 500 млрд долларов. Деньги наследный принц надеется найти у инвесторов и уже привлек первых: японский банк Softbank и Российский фонд прямых инвестиций.
Глава РФПИ Кирилл Дмитриев пообещал вложить в проект несколько миллиардов долларов. Организация тесно работает с партнерами на Ближнем Востоке и в Азии, в частности с Эр-Риядом удалось создать совместный фонд на 10 млрд долларов для вложений в российскую экономику, однако пока из этих средств инвестировано лишь 10%. Поэтому заявление российской стороны могло быть ответной вежливостью.
«Умные города» как антиутопия
Сама же идея технологичного и инновационного города далеко не нова. В Китае построено уже несколько «умных городов». Они позволяют власти к взаимной выгоде сотрудничать с высокотехнологичным бизнесом. Так, к примеру, Пекин работает с корпорацией Alibaba в Ханчжоу – 9-миллионном мегаполисе, где жизнь горожан постепенно приближается к научной антиутопии, когда действия жителей почти полностью контролируют компьютерные системы, а большинство населения с радостью участвует в социальном рейтинге, который отражает финансовое состояние гражданина и учитывает его общественное поведение, включая правонарушения.
Западных наблюдателей китайский опыт скорее пугает: технологии распознания лиц позволяют оплачивать покупки в магазинах без кредитной карточки или телефона, искусственный интеллект управляет дорожным трафиком, видеонаблюдение на улицах тотально, а большие данные позволяют знать о каждом горожанине почти все. Такие условия лишают человека анонимности и индивидуальной свободы – власти применяют технологический арсенал для обнаружения и наказания несогласных с политикой государства. Очевидно, «умные города» подталкивают научные и технические разработки, но ставят под вопрос базовые принципы свободы. В том числе поэтому западные страны пока отстают от Китая, где исторически нет демократической культуры, а ценность человеческой жизни гораздо ниже.
Однако Саудовская Аравия не отражает в своей концепции NEOM негативный опыт городов будущего. В отношении свобод, социального и политического устройства, Королевство намерено построить собственный островок свободы – своеобразный Гонконг. Несмотря на это, преобразования социально-политического характера редко перекидываются из одной точки на всю карту страны – тот же Китай давно настаивает скорее на «одной стране», нежели «двух системах» в отношении Гонконга и со временем собирается поглотить и растворить в себе свободолюбивый город.
«Идеальное общество», которое должно возникнуть в NEOM, также имеет мало шансов на выживание, несмотря на отдельную налоговую систему и электронное правительство. Ведь ему, скорее всего, будет противостоять авторитарная машина большого государства. Между тем инвесторы так далеко не заглядывают и оценивают усилия наследного принца Салмана всего лишь как пиар, цель которого – привлечь инвестиции в страну, остающуюся архаичной, нетерпимой и неприветливой к не мусульманам.
У России в плане строительства «умных городов» тоже свой путь. Для правительства и его главы по сей день актуален пример Кремниевой долины, взятый за идеал для отечественных инновационных кластеров. Правда, в отличие от американской долины, российские «иногорода» пока ничего экономике не дали. На проект «Скольково» с 2009 года потратили более 7 млрд долларов, из которых 120 млрд руб. – бюджетные средства. Вот и в Петербурге Дмитрий Медведев анонсировал строительство своего «Сколково» за 41 млрд руб. Сумма, по сравнению с размахом Саудовской Аравии, небольшая, но для российского бюджета существенная.
«Те, кто не умеет мечтать, не должны приходить к нам для сотрудничества. Мы ждем только мечтателей», – заявил принц Салман на презентации NEOM. Представители России на форуме в Эр-Рияде подтвердили – в стране мечтатели не перевелись.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.
Написать комментарий
Они сделают, а у нас разворуют.