22 ДЕК, 05:51 МСК
USD (ЦБ)    103.4207
EUR (ЦБ)    107.9576


Жесткая посадка «ВИМ-Авиа». Почему компания разорилась, а владелец бежал за границу

28 Сентября 2017 9737 0 События и факты
Жесткая посадка «ВИМ-Авиа». Почему компания разорилась, а владелец бежал за границу

В минувший понедельник владельцы авиаперевозчика «ВИМ-Авиа» заявили о готовности передать компанию под внешнее управление из-за возникших финансовых проблем. На прошлой неделе задержки авиарейсов «ВИМ-Авиа» приняли массовый характер, в аэропортах за рубежом и внутри страны около ста тысяч пассажиров, купивших билеты этой компании, не могут вылететь к месту назначения. В Росавиации и Минтрансе совещаются, изыскивают возможности, обещают разобраться и так далее. Что же произошло с авиакомпанией, насколько ее проблемы характерны для всех российских авиаперевозчиков и что предпринимает правительство для разрешения создавшейся ситуации?

Масштаб бедствия

«ВИМ-Авиа» за период январь–август этого года перевезла почти 2 млн пассажиров и по пассажиропотоку вошла в топ-десять среди российских авиаперевозчиков. На прошлой неделе базовый аэропорт компании «Домодедово» отказался обслуживать самолеты «ВИМ-Авиа» из-за долгов. Компания задолжала аэропорту 500 млн руб., на короткий период под гарантии «Татнефти» об оплате топлива рейсы были возобновлены, но за минувшие выходные в «Домодедово» было задержано 15 рейсов «ВИМ-Авиа», а с понедельника еще 24 рейса на прилет и на вылет. В зарубежных аэропортах (преимущественно в Турции) «зависло» около 30 тыс. человек, внутри страны не могут улететь по вине компании 70 тыс. человек, в некоторых источниках называют совокупную цифру – 140 тыс. человек. Среди пассажиров, которые не могут улететь из-за отмены рейсов «ВИМ-Авиа», есть и иностранцы: из «Домодедово» не могут вылететь, нарушая паспортный контроль, 500 туристов из Китая. Никаких попыток обеспечить пассажиров, сидящих в залах аэропортов по вине перевозчика, питанием, жильем или хотя бы теплыми вещами «ВИМ-Авиа» не предпринимает. В сети есть сообщения, что небрежением к интересам пассажиров задержанных рейсов компания славилась и ранее.

На прошлой неделе авиаперевозчик обратился к вице-премьеру Аркадию Дворковичу с просьбой о предоставлении госгарантий по кредитам. Вице-премьер «спустил» это обращение в Минтранс для «формирования предложений». Пока предложения «формировались», «ВИМ-Авиа» «посыпалась» со всеми вытекающими.

Забеспокоились транспортная прокуратура и Следственный комитет, возбуждено уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере по факту хищений должностными лицами «ВИМ-Авиа».

Контролирующие органы проводят проверки и вдруг обнаруживают, что у компании не все замечательно с финансами. Минтранс, Росавиация и туроператоры проводят бесконечные совещания. Все при деле, работа кипит, люди в аэропортах ждут.

Причины «падения»

Компания «ВИМ-Авиа» сравнительно невелика: за ней числится всего 26 самолетов, из которых летает только 20. При этом долгов у перевозчика по разным источникам до 10 млрд руб., из них только за керосин компания должна 1 млрд руб. (по некоторым данным – 3 млрд руб.). Это слишком большая сумма для небольшой компании. Сбои в авиаперевозках у «ВИМ-Авиа» наблюдаются уже не первый год. Перевозчик экономит на зарплатах сотрудникам, суммы задолженности по этой статье расходов доходят до сотен миллионов рублей, периодически подключается прокуратура, и тогда зарплаты выплачиваются, после чего компания залезает в долги к заправщикам, когда и этот ресурс вырабатывается, берет кредиты, а после снова задерживает зарплату. Компания старалась расширить свой флот, взяв в прошлом году в лизинг более 10 судов, в этом году заключила ряд соглашений о намерениях на поставку лайнеров. Делалось это, вероятно, в ожидании будущих прибылей – рост авиаперевозок (на зарубежных авиарейсах до 30%) в этом году наблюдается существенный. То есть для типичного «пирамидчика» такой подход не характерен. Беда в том, что больших прибылей авиакомпаниям нынешний рост турпотока не сулит – цены на билеты как минимум не растут, а по многим направлениям даже снизились, чего не сказать о расходах авиакомпаний. Многие перевозчики балансируют на грани рентабельности, даже крупные компании в зимний сезон демонстрируют убытки, невзирая на рост пассажиропотока.

Какая неожиданность

От общего пассажиропотока в стране на долю «ВИМ-Авиа» приходится совсем немного, всего пару процентов, поэтому в связи с прекращением работы перевозчика существенных изменений на этом рынке не ожидается. Зато в этой истории (которая для пассажиров еще отнюдь не закончилась) с задержкой рейсов перевозчика во всей красе высветились все проблемы организации авиаперевозок в стране.

Задержки рейсов у «ВИМ-Авиа» случались и ранее, туроператоры говорят, что этот «грешок» наблюдается за компанией уже давно, еще с 2010 года. В 2016 году Росавиация пригрозила компании лишить ее возможности выполнять чартерные рейсы по причине регулярной задержки вылетов. В этом году задержки рейсов у перевозчика начались весной, а летом Ростуризм призвал прекратить продажу туров с перелетами «ВИМ-Авиа», Росавиация предложила компании сократить программу перелетов в Китай. В июле этого года целый вице-премьер правительства Виталий Мутко поручил сформировать штаб и создать специальную рабочую группу по нормализации ситуации с туристами-пассажирами рейсов «ВИМ-Авиа». Чиновник поручил также «обеспечить доставку на отдых» всех российских туристов, оказавшихся в сложной ситуации.

То есть о проблемах перевозчика знали все и знали давно. Но правительство продолжало работать с компанией, привлекая ее для обеспечения перевозок в Сочи и Симферополь, туроператоры сегодня вешают всех собак на «ВИМ-Авиа», хотя прекрасно осознавая риск работы с компанией, продолжали заключать с ней контракты на чартеры. При этом брать на себя какие-либо риски, связанные с перевозчиком, туроператоры не могут и не желают. У туроператоров есть страховочный фонд на непредвиденные обстоятельства, но тратить его на вывоз туристов из мест отдыха они не собираются – не их ответственность. А пассажиры тем временем сидят в аэропортах. У Росавиации своего фонда нет, точнее он есть, но очень маленький, всего 50 млн руб., и на решение этой «неожиданно» возникшей проблемы его не хватит. А пассажиры тем временем сидят в аэропортах. В правительстве и Росавиации «формируют» предложения и ищут внебюджетные источники финансирования. А пассажиры тем временем продолжают сидеть в аэропортах. В это же время ЦБ РФ уже влил и еще намеревается влить в несколько проблемных банков пару триллионов рублей, даже не поинтересовавшись, а куда же делись ранее выделенные регулятором этим банкам льготные кредиты. На вывоз всех пассажиров задержанных рейсов достаточно было бы и доли процента этой суммы.

В идеале туркомпания не обязана задумываться о финансовом положении перевозчика – для этого специальные государственные надзорные органы имеются, выдающие разрешение авиаперевозчику на осуществление полетов.

Гражданин, приобретающий путевку (пакетную услугу) у туроператора, не обязан интересоваться финансовой устойчивостью всех сторон, участвующих в оказании туруслуги. Для этого имеется множество соответствующих госструктур.

Но вот произошел сбой в системе и выяснятся, что виноватых, кроме «ВИМ-Авиа» (хотя и вполне заслуженно), нет, денег на отправку пассажиров нет, свободных бортов нет, другие перевозчики крайне неохотно берутся «подчищать» за «ВИМ-Авиа», ответственных за случившееся тоже нет. Владельцы авиакомпании поспешно покинули территорию России. Президент Владимир Путин отчитывает министра транспорта и вице-премьера Дворковича. А пассажиры задержанных рейсов «ВИМ-Авиа» продолжают сидеть в аэропортах.

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more