«Православный Иран». Как Россия пришла к скандалу с «Матильдой»
Скандал вокруг фильма Алексея Учителя «Матильда» достиг оглушительной силы перед премьерой и вылился в акты насилия и экстремистские действия противников картины. Почему власть долго не разводила конфликтующие стороны и почему не станет этого делать? Что о российской культуре и государственной политике говорит этот скандал?
Православная цензура
Прискорбная традиция гонений на искусство в России, лаконично сформулированная в отношении романа Пастернака «Не читал, но осуждаю», сегодня воспроизводится с небольшой поправкой – «не смотрел». В стране найдется не более тысячи человек, успевших посмотреть фильм Алексея Учителя «Матильда» – о бурном романе молодого престолонаследника Николая II и балерины Матильды Кшесинской. Однако 55 тыс. православных граждан подписали обращение к Патриарху с требованием осудить «кощунство» режиссера над царем-страстотерпцем, возведенным церковью в лик святых.
Год старательной информационной борьбы депутата Госдумы Натальи Поклонской с кинокартиной и ее постановщиком не прошли даром: люди со справками о психическом нездоровье начали врезаться на машинах в кинотеатры, заниматься поджогом автомобилей и всячески угрожать прокатчикам. Дошло до того, что крупнейшая киносеть «Синема парк» и «Формула кино», близкого к Кремлю миллиардера Александра Мамута, отказалась от показа скандального фильма. Сработала самоцензура – руководство сети выразило обеспокоенность безопасностью зрителей во время показов. И в какой момент: когда противники кощунственного изображения императора сделали фильму оглушительную рекламу. Причем картине, про которую даже ее защитники не скажут «шедевр».
Совершенно искусственный конфликт рос на глазах у российской общественности продолжительное время: сначала как выяснение отношений между Поклонской и Учителем, но затем он превратился в воронку, захватывающую все больше персоналий, от православно-боевого объединения «Сорок сороков» до администрации президента и Русской-православной церкви. Возможно, в качестве акта президентской кампании – разогрева электората перед днем, когда нужно сделать правильный выбор в пользу одноного-единственного несменяемого кандидата – власти нужна была острая дискуссия вокруг надуманной проблемы, но не вылившийся из нее экстремизм.
Власть и Путин лично долго занимались словесной эквилибристикой, желая пройти по тонкой разделительной черте между сторонниками свободы творчества и теми, кто успел «оскорбиться» вместе с Поклонской. Но даже сейчас Кремль не спешит пресекать православный экстремизм, поскольку видит в разгоревшемся конфликте часть ядерного электората и их консервативные голоса. Отчетливо это видно по тому, как правоохранительные органы, привыкшие работать по указке сверху, с промедлением реагировали на заявления отдельных депутатов, просивших дать правовую оценку действиям активистов.
В то время как нагнетание истерии перед выходом «Матильды» взбудоражило темные силы общества, по Невскому проспекту в Санкт-Петербурге прошел «крестный ход» против показа фильма «Матильда – пощечина русскому народу» (десятитысячную церемонию не удалось бы собрать без деятельного участия городской администрации, которая ранее передавала Исаакиевский собор РПЦ). Симптоматично, что «чаша» министра культуры Владимира Мединского как раз оказалась «переполнена»: он возмутился происходящим, только когда православная цензура заявила свои права на регулирование культуры и при поддержке части элиты добилась отмены показов в кино.
Серое против черного
Министерство культуры давно путало два термина: этика и эстетика. С приходом Мединского оно предполагало, что искусство должно быть «духовно-нравственным», то есть этичным. Тогда как искусство это прежде всего эстетика. Идеи гуманизма, моральные универсалии, вечные человеческие ценности ни во что не ставились чиновниками, они хотели видеть в идеологизированном искусстве ценности «российской цивилизации».
Так закладывалась крайне правый диктат в идеологической сфере, подкрепленный законом о защите чувств верующих. Во многом плодами этой политики стало то, что не состоялась оперная постановка «Тангейзер» в Новосибирске, в Москве хулиганы под предводительством Энтео срывали художественные выставки, а сегодня условного «модерниста» Кирилла Серебренникова посадили под домашний арест, не пустив в кинотеатры историческую фантазию Учителя.
Если откуда и пошло мракобесие, то его адрес легко найти в списке правительственных учреждений. Однако, несмотря на то, что именно Мединский начинал прививать России «традиционное» мировоззрение, связанное со «скрепами», вся история «альтернативной», высоко духовной и превосходящей все остальные цивилизации вышла из-под контроля стараниями одной Поклонской. В прошлом крымский прокурор, она вошла в воды внутренней российской политики с присоединением Крыма и сразу же обозначала, что она представляет идеи некой «небесной» России и «богоизбранного» русского народа.
Одна из немногих федеральных политиков, вышедших с законсервированными представлениями о России с украинского полуострова, она с первого дня билась не за мораль и ее соблюдение в обществе, в том числе в массовом искусстве, но исключительно за другой, во многом выдуманный, образ России, еще более радикальный и нетерпимый, нежели задумывали в Минкульте. Стране, не имеющей образа будущего, она в русле исторической политики государства, которое воспевает прошлое и изымает из него неприятные и неудобные подробности, предложила совершенно определенный образ сакрализованного прошлого.
Крестовым походом против «Матильды», где прошлое в духе романтической фантазии подвергается ревизии, Поклонская вырвала из рук Мединского знамя патриотического подъема, замешанного на традиционных дрожжах. Она пробудила православных радикалов и фундаменталистов, создав политический прецедент прямого влияния на культуру. И если для страны и ее культуры это катастрофа, поскольку понимание искусства как правды, а не правдоподобия у фундаменталистов и сочувствующих им весьма архаичное и примитивное, то для них самих это возможность предъявить свое видение «правильного» человека. Сделать из России «православный Иран».
После «Матильды»
В какой-то степени Поклонской удалось то, чего государство за деньги добивалось с приходом Путина: организовать низовую активность, которая бы опиралась на идею патриотизма и противостояния собственных ценностей ценностям иным, преимущественно западным. Администрация президента платила за это деньги различным доморощенным движениям, Поклонская нашла иной «ключ» – буквально «православие, самодержавие, народность».
И если привластные движения имитировали, как само общество, так и его реакции, то социальная волна, запущенная Поклонской, и есть часть общества, которая проявляет свое возмущение органически. Однако одного без другого – успеха Поклонской без предварительной работы Кремля – не могло возникнуть: почва для «самодеятельности» была подготовлена руками нынешней власти, всю историю своего существования боровшейся с оппонентами и инакомыслием всеми доступными способами.
Теперь же Кремль столкнулся с противоречием: как идейно можно противостоять тем, кто борется за ценностный суверенитет и «тысячелетние» традиции России, если до этого власть сама выступала с тех же позиций? Перед нами новый извод черносотенцев, которые заставляют власть учитывать себя как социально и политически активную группу. Естественно, власть в состоянии воспользоваться правом на насилие и, приделав к православным активистам приставку «ультра», показать пример здорового патриотизма. Другое дело, что в предвыборный период это категорически не в ее интересах. Президента и без того упрекают в сдаче «русского мира» и отказе от захвата всей Украины.
Поэтому фильм «Матильда» – лишь удобная точка опоры для проснувшихся православных фундаменталистов или тех, кто хотел бы считать себя таковыми. Первая такого масштаба и, судя по бездействию властей, далеко не последняя.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.
Написать комментарий
Я думаю, что прав Харлан, может и не во всем и не так чудовищно все....Но,Это все не случайно сложилось...как с Поклонской..кто ее наставлял, а точнее кто-то ее использовал, ее любовь к императору.Как с Рамзаном,который организовал шариат, чтобы прекратить прелюбодеяния-он искренен, я не сомневаюсь!!! как в культуре-Мединский, который как бы действует во благо, на патриотизме... пошло закрытие музеев их разорение, Когда он о патритизме позаботился в Польше,восстанавливал памятники советским воинам, то там стали рушится памятники советским воинам,я об этом уже писала, Доску манергема в Санкт-Петербурге-списали на Иванова и отправили его подальше от Кремля. Мединский же, всю его деятельность кто-то прикрывает как бы взятками на реставрации нужных объектов-я об этом уже писала...А действуют по схеме-объединения церквей, что исходит от католиков и патриарх с ними в "доле"но ведет себя тайно и хитро! А президент оказался исполнителем его воли, заложником-на своем несчастье, которое ему кто-то устроил...и здесь нашлось на кого списать.... Вот так играя на чувствах лучших-творится и продвигается идея разрушения России...И патриарх с президентом здесь на первых ролях- я не сомневаюсь ни минуты
На самом деле ничего удивительного в этом конфликте нет. Поклонская, сама того не желая, начала играть роль "мины замедленного действия" под фундаментом отношений, существующих в российской номенклатуре. Она просто не поняла, куда попала. Поклонская, чтобы она там о себе ни думала и в какие платки бы ни рядилась – плод украинской, а не российской политической культуры. Различие в том, что успех в рамках украинской политической культуры предполагает инициативу, пусть и подлую. А успех в российской политической культуре предполагает хождение строем. Поклонская решила выйти из строя. Она поверила, что роль местной юродивой, которая будет самостоятельно выбирать себе жертв из числа деятелей культуры и страдать ради чести последнего русского императора, принесет ей успех. Благо сторонников такого помешательства нетрудно найти и в номенклатуре РПЦ, и среди пострадавших от телевизора и усиления церковной реакции прихожан. Она не учла только, что власть еще не давала добро на расправу над режиссером Алексеем Учителем и беготню с изображением Николая Романова. Это Путин и его ближний круг выбирает жертв и героев. А задача Поклонской и прочих персонажей – бичевать тех, кто избран жертвами, и возвеличивать героев. Именно так было в Советском Союзе – а Путин, Мединский и прочие только этот опыт и знают. Мединский – не просто министр культуры, но и идеолог "победобесия", опасных спекуляций на истории Второй мировой, которые помогли превратить россиян в сообщество сторонников войны и агрессии. Ему совершенно не нужна конкуренция мифов и появление на пьедесталах рядом с генералиссимусом Сталиным или маршалом Жуковым расстрелянного большевиками императора. Император должен остаться историческим персонажем, а не предметом поклонения Поклонской. Именно поэтому российское министерство культуры финансировало работу Учителя и защищает право показа этого фильма в кинотеатрах. Мединскому некуда отступать – потому что, отступая, он отказывается от собственного права казнить и миловать. Но что самое интересное, что и Поклонской некуда отступать. В лучших традициях украинской номенклатуры она вступает в прямое столкновение со своим новым врагом. Она обвиняет Мединского в нецелевой растрате бюджетных средств, в неправомерности выдачи прокатного удостоверения и потакании создателям провокационного фильма, один из которых – о ужас! – с "Западной Украины, где был реализован Евромайдан". Поклонской осталось только вспомнить, что сам министр культуры – изначально тоже не россиянин, а украинец из Смелы – и картинка заговора сложится сама собой. Интересно, кто победит в этой схватке – победобесие или мракобесие. Победа Мединского – это успех путинского режима, его консервация в неосоветских формах. А победа Поклонской покажет, что мракобесы пользуются все большим и большим влиянием в стране – не случайно же чуть ли не первым регионом, в котором отказались показывать фильм Учителя, стала Чечня. И мы еще не знаем, в какие разборки может вылиться позже это нашествие средневековья на "совок". Ну и так, для информации, выпустил этого джинна из бутылки именно сам Путин, когда украл Крым и развязал войну на Донбассе.
Учителю просто необходимо отказаться от прибыли выложить в сеть интернет ютуб не важно, Матильда, и указать расчетные счета с возможномтью оплаты любыми способами вплоть тайными и т.д. , чтобы эти е.анаты немогли воспрепятствовать и оплате за просмотор, а Учителю анонсировать это дело и ждать. А народ, которого колебИт эта хрень, сознательный народ, посмотрит, сделает выводы, и поставит свою оценку ввиде оплаты или нет , естественно будут и халявщики , но мне думается сознательных "диванщиков" гораздо больше. Только вашу статью я нашел заинтересовавшись : "кто из кенотеатров отказался показывать матильду" , тоесть статью надо выложить массово для всех, деванщикам надо донести.
Это еще началось в 1980 Годы в Бытность СССР ,Появилась такая террористическая организация Национальный Фронт Памяти .Это Террористическая организация .В 90 Годы обзавелась дружбой с Ультра Правыми Исламистами .Хотя Сама Националистическая Фронт Памяти ,преимущественно состоял ,либо из Ультра Правых Православных .Либо Ультра Правых Язычников .Из этой организации вышла Русская Национальное Движение ..Святая Православная Русь .СОРОК СОРОК .Черносотенцы .Великое Воинство Донское Состоящее из казачьих корпусов .также из нее вышел Правый Сектор и Батальон Азов .В 90 и по сей день Россия хлебает горе ,от Ультра Правых Ортодоксальных течений фундаментализма Ислама .Но сейчас наблюдается страшное явление ,ибо 3 течения ультраправого ортодоксального фундаментализма ,ультра правый Ислам ,И Ультра правые Православные ,И ультра правые Католики .В Российской Федерации .Сливаются в одно целое и друг другом поглощаются и уже эти три течение являются одним целым организмом Государством ,Которое имеет свою собственную Армию .Своих избирателей .Которое диктует Гос Власти Российской Федерации Свой Требования .При помощи своих послов ,И грозиться тем если Гос Власть России ,не выполнит ее требование .То они Гос Власти РФ ,объявят поход Крестоносцев на Джихад Воину против Неверных !