Не можешь запретить – возглавь. Как власти собираются легализовать биткоин в России
На фоне не спадающего ажиотажа вокруг криптовалют российские чиновники выступают с инициативами легализовать этот рынок. Не сумев добиться запрета на хождение в стране этих квазиденег, российские власти, следуя мировой тенденции, решили взять этот процесс под контроль. В чем состоят инициативы чиновников и депутатов по регулированию рынка криптовалют и как это скажется на рядовых гражданах?
Обстоятельства вынуждают
Еще несколько лет назад отношение российских (и не только) финансовых властей к криптовалютам было категорически отрицательным – вплоть до предложения ввести уголовную ответственность за операции с ними. Но вот прошло некоторое время, и регуляторы разных стран, как бы находясь под воздействием обстоятельств непреодолимой силы, потихоньку «сдают позиции» и легализуют криптовалюты. В этом году уже легализовали критовалюты Швейцария и Япония. Планируют легализовать Южная Корея и Индия. Все это время в информационном пространстве поддерживается соответствующий «шум», ажиотаж на рынке «железа» для майнинга доходит до уровня массового психоза, курс биткоина с момента его «рождения» в 2009 году вырос с долей цента до тысяч долларов за «монету».
Как в такой ситуации нашим финансовым властям не отреагировать?
А тут еще и президент Путин в рамках ПЭФ встретился с создателем одной из криптовалют и о чем-то с ним долго толковал за закрытыми дверями. К тому же вице-премьер Шувалов сообщил, что президент крепко «заболел» «цифровой экономикой». При этом курсы криптовалют растут как на дрожжах. Словом, полный комплект причин, чтобы все органы государственной власти бросились спасать Россию, утверждая, что нужно успеть вскочить на последнюю подножку куда-то уходящего поезда нового технологического уклада.
Причем буквально все причастные к этому вопросу структуры – ЦБ, Минфин и Госдума.
Есть, конечно, идея создать криптовалютные биржи в Крыму, легализовать там биткоин и таким образом с помощью криптовалюты организовать расчеты в Крыму, где, как известно, наши ведущие банки отказываются работать, ссылаясь на санкции. Эту идею активно продвигает интернет-омбудсмен и по совместительству совладелец компаний, торгующих оборудованием для майнинга криптовалют, Дмитрий Мариничев. Мысль замечательная, но для обывателя, не «продвинутого» в вопросах высоких технологий, все это уж больно напоминает попытку чесать правой рукой левое ухо.
А в Общероссийском народном фронте предлагают начать майнить «зеленую криптовалюту», то есть на электричестве из возобновляемых источников энергии. Тоже мощная идея и, что характерно, также рождена за государственный кошт.
Кстати, СМИ сообщают о том, что манипуляции рынком криптовалют – обычное дело. «Масштабный мошеннический трейдинг» имел место на бирже Mt.Gox. В 2014 году на ней манипулировали курсом биткоина с помощью так называемых «ботов», в итоге биржа рухнула. Сегодня говорят о некоем загадочном трейдере (или группе трейдеров), который тоже манипулирует ценой биткоина, он работает в основном на площадке Bitfinex, пользуется фактически неограниченным финансовым ресурсом и действует мошенническими методами в нарушение биржевых правил при полном попустительстве со стороны биржи. Как сообщает источник, «если вам было интересно, почему Биткоин вырос в цене на порядок в течение месяца, что ж, вот поэтому. Это были не китайские инвесторы, и не крах площадки Silkroad – эти события, возможно, внесли вклад, но они точно не являлись главной причиной».
Не мышонок, не лягушка...
В вопросе легализации криптовалют власти разных стран (и нашей в том числе) сталкиваются с проблемой – а каков юридический статус этого феномена. Совершенно не понятно, к какой категории отнести это объект – к ценным бумагам, к валюте, к материальным вещам. В криптовалюте ведутся расчеты, поэтому назвать ее «товаром» несправедливо. В то же время, признание биткоина полноценными деньгами противоречит законодательству, которое предполагает полный контроль за оборотом и эмиссией денежной единицы. По ряду причин сложно приравнять биткоин к ценным бумагам или валюте иностранного государства. Словом, сложностей в этом вопросе довольно много.
Минфин предлагает легализовать биткоин, классифицировав его как «финансовый актив», и продавать его через Московскую биржу под контролем Росфинмониторинга. Продажу биткоинов частным лицам ведомство предлагает запретить. В интервью телеканалу «Россия 24» в понедельник, 28 августа замглавы Минфина Алексей Моисеев заявил: «Есть точка зрения, что такие криптовалюты, как биткоин, – это финансовая пирамида. Мы предлагаем называть это валютами, но регулировать не как валюты, а как иное имущество, квалифицировать это как финансовый актив и позволить только квалифицированным инвесторам покупать и продавать их на бирже». Похожего взгляда придерживается глава Минэка Орешкин. «Зачастую цены на них не отражают реальной стоимости такого актива. Это часто происходило с пирамидами у нас в стране в прошлые годы, сейчас мы видим, что похожая ситуация на глобальном уровне происходит с некоторыми криптовалютами», – заявил он в интервью «России 24».
То есть, понимаем, что пирамида, понимаем, что не мы ее контролируем, но работать с ней все равно будем, потому как.
ЦБ пока в раздумьях и «изучает вопрос», планируя в будущем создать собственную национальную криптовалюту.
Депутаты Госдумы полны решимости начать законотворческую деятельность по части легализации криптовалют в качестве иностранной валюты. То есть хранить ее можно, а вот расплачиваться – увы. Что будет с майнингом, то есть фактически с печатаньем иностранной валюты непонятно какого государства, – не ясно. Да еще для операций с иностранными валютами свыше определенной суммы требуется паспорт.
Если рассматривать вариант Минфина, то для участия в биржевых торгах физлицам придется работать через уполномоченные банки или финансовые компании, открывать счета с предоставлением всех необходимых для этого документов. Как заявил замминистра финансов Моисеев, необходимо, чтобы Центробанк «в лице Росфинмониторинга всегда знал, кто продавец, кто покупатель, куда эти счета биткоина двинулись».
То есть куда ни ткни, а всюду участникам рынка придется «светиться», что лишает основной прелести работы с криптовалютами – анонимности и неподконтрольности госрегуляторам.
Активность своего ведомства в вопросе легализации биткоина Моисеев объяснил заботой о защите прав покупателей и продавцов: «Сейчас люди делают это на свой страх и риск, никакой судебной защиты они не имеют. Это наша первая задача».
Некоторые эксперты утверждают, что причины такой «заботы» совершенно в другом. Криптовалюты позволяют выводить деньги из страны, минуя официальные каналы и совершенно неподконтрольно регулятору, то есть «мимо кассы». Вот и весь секрет «нового технологического уклада».
Написать комментарий