Делаем ставки. Кто победит в торговой войне США и Китая
На прошлой неделе американский президент Трамп дал поручение своему представителю выяснить, нужно ли проводить расследование в отношении Китая по поводу кражи интеллектуальной собственности. Многие эксперты полагают, что таким образом дан старт торговой войне между Китаем и США. Действительно ли речь идет о полномасштабном экономическом конфликте и кто может выйти из него победителем?
Это только начало
Дональд Трамп подписал меморандум, в котором торговому представителю США Роберту Лайтхайзеру поручается провести проверку в отношении воровства китайцами американской интеллектуальной собственности. Поручение американского президента звучит многообещающе: «Г-н Лайтхайзер, вы вправе рассматривать любые варианты, имеющиеся в вашем распоряжении. Это только начало».
Торговый представитель действует в рамках закона США о торговле от 1974 года, который позволяет в президенту в одностороннем порядке и без согласований с Конгрессом ликвидировать нарушения в торговых соглашениях.
Китайцы ответили на это довольно сдержанно: «Китай надеется, что американские торговые представители будут уважать и придерживаться объективных фактов, а также действовать с осторожностью». И пообещали предпринять симметричные меры в случае, если американцы таки не будут достаточно «осторожными».
Многие эксперты полагают, что американский президент тем самым объявил Китаю полномасштабную торговую войну, и теперь мировая пресса изобилует прогнозами экспертов и размышлениями на тему, кто сильнее: слон или кит. Точнее, с учетом символики, – дракон или орел.
Прищучить китайцев американский президент обещал еще во время своей предвыборной компании, грозных слов Трамп не жалеет и теперь, достается своим и чужим. «Наши прежние глупые лидеры позволили им зарабатывать сотни миллиардов долларов в год на торговле. Однако они ничего не делают для нас с КНДР, только говорят… Мы больше не позволим, чтобы это продолжалось», – написал Трамп в соцсети.
Пугать санкциями китайцев для США – дело не новое. Такое было уже в 1989 году после событий на площади Тяньаньмэнь. Тогда Штаты боролись за демократию с кровавым коммунистическим режимом, против которого и так действовали хорошо известные нам так называемые ограничения Джексона–Вэника. По поводу этих ограничений США выдавали Китаю ежегодные «индульгенции» – вейверы (отказы от требований) и с введением санкций практически ничего не изменилось.
А немного позже Штаты и вовсе «расслабились» в отношении Китая, стали перетаскивать туда производства целыми секторами.
Можно было бы предположить, что сегодняшние «громы и молнии», исходящие с Капитолийского холма, – такое же пустое сотрясание воздуха, что и 30 лет назад, но это не совсем так.
Штаны на лямках стали коротковаты
За минувшие десятилетия Китай превратился в мощную промышленную державу. На сегодня он является лидером по объемам торговли и претендует на лидерство в экономике, инвестициях, валюте и так далее.
О намерении Китая возглавить процесс глобализации напрямую заявил китайский нацлидер Си Цзиньпин на последнем Давосском экономическом форуме. В американской парадигме безусловного мирового доминирования такое возвышение Китая не предусмотрено. В принципе, американцы ничего не имеют против экономического роста Китая, да и кого угодно, но только при условии, что этот рост контролируется Штатами и заведомо меньше собственного американского. А вот с этим как раз и проблема.
Эксперты часто сравнивают экономики Китая и США с сиамскими близнецами. Китайская экономическая мощь создана во многом благодаря американскому капиталу и технологиям. Американские инвестиции в китайскую экономику превышают 200 млрд долларов, взаимный товарооборот составляет почти 700 млрд долларов. Ширпотреб, электроника, бытовая техника и многие другие товары в США преимущественно китайского производства. И тем не менее, США в отношении Китая устраивает только один вариант – китайцы должны сдерживать свой рост и экономическую экспансию, что, в свою очередь, совершенно не устраивает Поднебесную. Транснациональные корпорации устроили в Китае мировую кузницу, зарабатывая на этом сверхприбыли. Скажем, ширпотреб на выходе с конвейера китайской фабрики стоит на порядок дешевле, чем на полках американских торговых сетей. Кстати, эта завышенная стоимость во многом формирует огромный американский ВВП. Экономика Китая ориентирована на внешние рынки сбыта, то есть контролируема извне, также ТНК контролируют источники энергии и сырья для работы этой «кузницы», а американские ВМС контролируют пути морских поставок китайской продукции. Тишь да гладь. Только вот китайцы «артачиться» стали в последние годы. Роют каналы в Центральной Америке и в обход Малаккского пролива, строят базу на входе в Суэцкий канал. А еще заявляют, что будут развивать внутренний спрос, что при населении 1,3 млрд человек вообще может сделать китайскую экономику независимой от внешних рынков. Северную Корею приструнить не торопятся, то есть резолюцию Совбеза ООН в отношении санкций к КНДР поддерживают, только вот по некоторым позициям готовы применить ограничения лишь с сентября. Кстати, товарооборот за первый квартал этого года между КНР и КНДР вырос почти на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А вот с Южной Кореей все не так чудесно – Сеул решил разместить на своей территории американскую ПРО, а в Китае отчего-то упали продажи корейских автомобилей. Совпадение, наверное. Впрочем, продажи американских Ford тоже обвалились.
Кстати, некоторые эксперты утверждают, что встречные меры Китая на американские ограничения в торговле будут скорее всего куда менее шумными, зато более действенными.
Кто кого
Торговый конфликт между ведущими экономиками мира породил полный спектр предсказаний экспертов по поводу его результатов. Точнее, по поводу конечных результатов противостояния все как раз теряются в догадках, но вот что касается потенциальных возможностей участников конфликта – тут мнений хоть отбавляй. Экспертные мнения по этому вопросу очень зависят от политических предпочтений авторов, и эти оценки можно условно разделить на две части – те, которые высказываются «сторонниками Штатов» и те, которые «за Китай», «нейтралы» встречаются редко.
«Сторонники Штатов» в своих утверждениях часто опираются на исследования американского аналитического центра The Conference Board, в которых утверждается, что экспорт китайских товаров в США достигает почти 4% ВВП Китая, в то время как экспорт американских товаров не превосходит 1% ВВП США. То есть потеря рынка сбыта для экономики Поднебесной в разы более существенна, чем аналогичные потери для Штатов. И это святая правда. Можно, конечно, спорить по поводу различного качества этих ВВП, но в целом потери для Китая в случае закрытия для его товаров американского рынка можно назвать катастрофическими. Расчеты на то, что эти объемы можно будет реализовать на каких-то других рынках, ничем не подтверждены. Формирование внутреннего рынка – дело пока еще отдаленной перспективы.
Те, кто «за Китай», часто ссылаются на публикацию в гонконгской South China Morning Post, где перечисляются американские компании, бизнес которых во многом зависит от продаж на китайском рынке.
Среди этих компаний называют Apple, четверть прибыли которой получена за счет китайского рынка, Boeing, у которой до 30% продаж модели 737 приходится на Китай. Компания планирует до 2035 года поставить китайцам этих самолетов на 1 трлн долларов, и 150 тыс. американцев, работающих на компанию, очень рассчитывают на эти поставки. А это уже не шутки. Упоминаются и другие компании, а также и тот факт, что в американских торговых сетях типа Wal-Mart китайских товаров 40–70% от общего объема. Удорожание этих товаров вряд ли будет понято миллионами американцев, а социальная напряженность в стране и без того сейчас возросла. А чего стоит возможное сокращение поставок американской сои в Китай – на Поднебесную приходится более половины американского экспорта сои, и девать ее больше некуда, американцы впихивают ее, куда только могут. В том числе в Россию в «нулевых» втюхивали ее в форме товарных кредитов.
Также те, кто условно «за Китай», напоминают, что у китайцев накоплено американских трежерис на триллион долларов и таким объемом можно если не обрушить, то серьезно потрясти американскую экономику. Некоторые эксперты полушутя напоминают, что когда долг имеет такой размер, то уже не совсем понятно, чья это проблема – китайцев или американцев. И все это тоже святая правда.
Редкие «нейтралы» говорят, что полномасштабная торговая война слишком разрушительна для экономик обеих стран и поэтому вряд ли состоится. По мнению специалистов, грозные заявления американского президента имеют целью получить дополнительные преференции в торговле.
Речь идет о прогнозах на ближайшую перспективу, что же касается более дальних прогнозов, то специалисты утверждают, что конфликт будет нарастать и причины тому уже выходят за рамки экономики.
Можно сказать, что некоторые шаги к удушению китайской экономики американцы предприняли и до последних заявлений Трампа. Еще в мае американские рейтинговое агентство Moody's понизило суверенный рейтинг Китая, что означает удорожание кредитов для китайцев. К компании по нагнетанию паники вокруг перспектив китайской экономики подключились такие медийные гиганты, как Блумберг, Рейтер и The New York Times. То есть, все еще только начинается, но пока очень осторожно и неторопливо.
Написать комментарий