17 НОЯ, 17:43 МСК
USD (ЦБ)    99.9971
EUR (ЦБ)    105.7072


Изоляция Катара. Как Трамп и «русские хакеры» спровоцировали бурю в Персидском заливе

7 Июня 2017 9662 2 Политика
Изоляция Катара. Как Трамп и «русские хакеры» спровоцировали бурю в Персидском заливе

В конце мая Персидский залив превратился в черную дыру, поглощающую политическую реальность и мифы – от резкой на поворотах внешней политики президента США Дональда Трампа до возможной причастности русских хакеров к региональному скандалу, закончившемуся изоляцией Катара. Но обо всем по порядку.

Сабли и кинжалы

Президент США Дональд Трамп нанес официальный визит в Саудовскую Аравию 20-21 мая. С собой он привез горячую речь о борьбе с терроризмом, которую произнес в рамках арабо-исламского саммита перед представителями 55 мусульманских государств. С трибуны он назвал все беды региона именем Ирана и призвал бороться с ним. Также он озвучил эфемерную идею создания «арабского НАТО» для суннитских монархий. Но самое главное – он захватил с собой оборонные контракты для Эр-Рияда на 110 млрд долларов.

В целом поездка увенчалась дипломатическим успехом – на приеме у арабских шейхов Трамп танцевал с саблями, а с эмиром Катара Тамимом бен Хамад Аль Тани договорился обсудить поставки авиационной техники для военных целей. Что вполне логично: на небольшой территории эмирата с 2003 года располагается отвергнутая Эр-Риядом американская авиабаза Аль-Удейд, с которой западная антитеррористическая коалиция наносит удары по боевикам в Сирии и Ираке.

Эмир Катара Аль Тани, ничего не комментировавший на саммите в Саудовской Аравии, недолго хранил молчание. 23 мая, выступая на церемонии выпуска катарской военной академии, он обозначил свою позицию в отношении отдельных заявлений Трампа. Выдержки из его обращения распространило информационное агентство Катара (QNA). В частности слова о том, что увеличить напряжение с Ираном – «сильной державой и гарантом стабильности в регионе» – было бы опрометчивым решением. Также эмир охарактеризовал исламистское движение ХАМАС, контролирующее Сектор Газа, «законным представителем палестинского народа» и заверил, что Доха поддерживает регулярные контакты с Израилем. Каждое из этих заявлений само по себе могло взорвать арабское информационное пространство.

Буквально через час представители агентства опровергли подлинность слов эмира, объяснив произошедший казус хакерским взломом страниц агентства в социальных сетях. Однако до Саудовской Аравии опровержения не дошли – отделение «Аль-Джазиры» в Эр-Рияде уже обвинили катарского правителя в том, что он ударил соседей «иранским кинжалом».

Неудачная соколиная охота

После этого арабские государства запустили информационную кампанию против Катара. На страну посыпались обвинения в сотрудничестве с террористическими организациями – «Исламским государством», «Аль-Каидой», «Братьями-мусульманами», Талибаном и ХАМАС (запрещены в РФ).

Так появился любопытный сюжет о соколиной охоте, в ходе которой отправившихся в Южный Ирак членов королевской семьи якобы захватили в плен боевики «Аль-Каиды». В качестве выкупа Доха заплатила им 1 млрд долларов, что и приводилось в доказательство сотрудничества Катара с террористами. История выглядит запутанной, поскольку после 11 сентября 2001 года спецслужбы США до сих пор не могут рассекретить документы, проливающие свет на возможную причастность Саудовской Аравии к террористической атаке.

Однако в Дохе призвали не спешить с выводами и предложили совместно с ФБР США провести расследование по факту хакерского взлома. Его официальные итоги еще неизвестны, но в прессу просочилась, что за акцией, вероятно, стоят русские хакеры, которые специально внесли раздор в единство ваххабитских монархий. Тем не менее, несмотря на отрицание подлинности, высказывания эмира поразительным образом совпали с официальной позицией Катара – политического посредника с растущим геополитическим влиянием в регионе.

Именно раздражение политикой Катара служило топливом для эскалации конфликта и 5 июня привело к решению Бахрейна, Саудовской Аравии, ОАЭ, Египта, Мальдивской Республики и правительств Ливии и Йемена в изгнании разорвать дипломатические отношения с Катаром. При этом объяснения звучали довольно расплывчато – Катар поддерживал экстремистов и религиозную напряженность, а также вмешивался во внутренние дела других государств и дестабилизировал регион.

При детальном же рассмотрении можно понять, что Доха со своими политическими амбициями перешла дорогу почти всей «коалиции бойкота». Так, например, поддерживаемые Катаром «Братья-мусульмане» проявили себя в Египте еще во время «арабской весны» и привели к власти Мухаммеда Мурси, который негативно воспринимается нынешним ставленником Эр-Рияда Ас-Сиси. К тому же, группировка не признает статус «хранителя Мекки и Медины», который самовольно присвоила себе королевская династия Саудовской Аравии, и подрывает тем самым ее легитимность. Точно так же своей идеологией «Братья» угрожают монархии в ОАЭ.

Вдобавок к этому на территории Катара располагаются официальные представительства ХАМАС и «Талибана», а в Сирии Доха, предположительно, контролировала группировку «Джебхат ан-Нусра», а ныне «Джабхат Фатх аш-Шам», которая считается ответвлением «Аль-Каиды». Продажа 19,5% «Роснефти» суверенному фонду Катара (QIA) и Glencore в конце 2016 года с политической точки зрения объяснялась желанием Москвы найти понимание с катарскими партнерами по вопросу сирийского урегулирования. И теперь Россия хочет получить свое обратно.

Понятно, что Саудовскую Аравию, претендующую на лидерство в Персидском заливе и шире – в арабском мире такое поведение Катара, который должен был бы следовать за ней, а не проводить независимую внешнеполитическую линию, не могло удовлетворять. Но в Дохе не только срывали планы по изоляции Тегерана, развивая с геополитическим противником экономические связи и собираясь разрабатывать газовое месторождение Южный Парс. Что важнее – Катар был и остается военным союзником США. И, по-видимому, визит Трампа вселил в саудитов уверенность, что саблей можно помахать не только в ритуальном танце.

Большие против маленького

Так началась транспортная и продовольственная блокада самого богатого государства в мире – если пересчитывать ВВП на душу населения, на каждого из 2,6 млн жителей Катара приходится порядка 144 тыс. долларов – почти втрое больше, чем на гражданина США. Единственная сухопутная граница у Катара – с Саудовской Аравией, и в Эр-Рияде поспешили перекрыть ее для грузов с продовольствием. В результате в государстве началась паника: люди побежали закупать продовольствие впрок. Закрыли суннитские соседи и воздушное пространство для самолетов Qatar Airways.

Властям страны ничего не остается, как успокаивать население, обещая, что перебоев с поставками воды и продуктов не будет (Тегеран уже пообещал осуществлять поставки морем), а зарубежных партнеров в Азии и Европе убеждать в том, что срыва поставок сжиженного природного газа не допустят. Существенные объемы суверенного фонда Катара, составляющие 335 млрд долларов в иностранных активах, в том числе в «Роснефти» и аэропорту «Пулково», представляют существенную подушку безопасности. Однако затягивание блокады может ударить по перспективам проведения Чемпионата мира по футболу 2022 года, разгонит в стране инфляцию и ухудшит экономическое состояние.

Реакция Дохи на действия вчерашних союзников, которые вместе заседают в Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива, оказалась более-менее сдержанной. Тем не менее, целью атаки в Катаре считают лишение страны суверенитета, отказ от самостоятельной внешней политики и подрыв хороших отношений с США. Вопреки официальной сдержанности Катар попытался расколоть ополчившуюся на него коалицию ее же методами. Через свой рупор пропаганды – телеканал «Аль-Джазира» Доха распространила переписку посла ОАЭ в Вашингтоне, из которой можно узнать об участии Абу-Даби в подготовке госпереворота в Турции и связях властей эмиратов с Израилем.

Поскольку Катару буквально выкручивают руки, происходящее напоминает насильственную попытку со стороны Эр-Рияда вернуть эмират в положение «младшего брата». При этом в Персидском заливе подавляется единственная сила с достаточными финансовыми и информационными ресурсами, готовая к разумным компромиссам и диалогу. И если США, пока призывающие в лице главы Госдепа Рекса Тиллерсона к единству, всецело поддержат требования Саудовской Аравии, то в регионе еще сильнее обострится оголтелое противостояние с Ираном.

Борьба же с террористами, о которой говорил Трамп, на Ближнем Востоке чаще бывает борьбой с чужим влиянием, и под террористами каждый понимает свой собственный перечень организаций, что не раз происходило в Сирии. По сути, ультиматум Эр-Рияда Катару заключается в том, что эмир Аль Тани должен сдать свои подпольные группировки, действующие в Сирии, Египте, Йемене, Бахрейне и других странах и позволить «старшему брату» единолично заниматься региональной политикой.

Но исламский терроризм не будет побежден, если Эр-Рияд возьмет верх над Дохой. Спонсирование группировок продолжится, а радикализм лишь возрастет. Покончить с терроризмом, о чем мечтает Трамп, на Ближнем Востоке в обозримом будущем не получится – терроризм давно стал инструментом влияния на региональную и национальную политику. И, к сожалению, не только арабских и мусульманских стран.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.

Александр Мельников

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
С
20.06.2017 1 0
Сергей Семин кэн:

Катар один из крупнейших экспортеров сжиженного газа в мире. США расчищают мировой рынок сбыта для своего сжиженного газа. Qatar is the main global supplier of liquefied natural gas. USA is trying to get rid of the competition in the liquefied gas market.

Н
12.06.2017 0 0
наташа мельникова:

отличная статья



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more