Порошенко не «ВКонтакте». Почему запрет российских соцсетей на Украине – отход от европейских ценностей
Не успели Украину «взять» в большую европейскую семью, предоставив безвизовый режим для ее граждан, как Украина поступила не по-европейски. 16 мая президент Петр Порошенко расширил экономические санкции против российских физических и юридических лиц. В том числе против социальных сетей и IT-компаний: «ВКонтакте», «Одноклассников», Mail.Ru Group, «Яндекс» и «1С». Что политический волюнтаризм украинского руководства означает для страны и ее будущего? И что решение Киева обнажило в России?
Убили свободу
Есть общее положение – автократические режимы обречены на борьбу с технологиями, в особенности информационными, которые угрожают сохранению власти правящей клики. Украина, неделю назад получившая важную часть европейской мечты – безвизовый режим со странами Евросоюза, по заявлению президента Петра Порошенко, «порвала» многовековую связь с Российской империей. Однако порвать с Советской «империей» у Киева пока не получается. Во вторник, 16 мая по прямому указу Порошенко Украина расширила санкции против российских физических и юридических лиц. И мало кого взволновали ограничения для дочерних компаний Сбербанка, ВТБ и ВЭБа, тем более «Рособоронэкспорта» или «Ростеха». Но запрет интернет-ресурсов, входящих в топ-10 по популярности среди населения, вызвал настоящее недоумение и негодование.
Президентское решение включает в себя все признаки волюнтаризма: Порошенко не посчитал нужным вынести вопрос на общественное обсуждение и проконсультироваться с профессиональным сообществом. В качестве предлога он использовал исключительно политический мотив – пропаганду и киберугрозу со стороны российских спецслужб.
Не просчитал он и последствия блокировки «ВКонтакте» (16 млн пользователей), «Одноклассников» (9,5 млн), Mail.Ru Group (25 млн пользователей ежемесячно), «Яндекса» (11 млн) и «1С» (300 тыс. предприятий). Но какую пропаганду представляли собой картографические и погодные сервисы? Была ли киберугроза в словарях ABBYY или программе для ведения бухгалтерского учета «1С», которой пользовались 300 тыс. украинских предприятий?
Более непопулярную меру было бы трудно придумать. Помимо гражданского недовольства санкции Порошенко обойдутся бюджету страны в 1 млрд долларов и, по сути, убьют свободу в украинском интернете – до новости об ограничениях организация Freedom House оценивала Украину как частично свободную по этому демократическому показателю, в отличие, к примеру, от «несвободной» России. В свою очередь, правозащитная организация Human Rights Watch призвала Порошенко немедленно отменить свой указ и не ограничивать свободу слова и право на доступ к информации миллионов граждан. Как часто бывает с украинским президентом, он переиграл сам себя и вызвал неодобрение авторитетных западных организаций, следящих за соблюдением демократических процедур.
Издержки русофобии
Фактически президент Украины подписался под документом, который ограничивает распространение информации, насильно разрывает коммуникацию между людьми как внутри страны, так и за ее пределами и создает ситуацию изоляционизма, которую трудно представить в европейском государстве. Впрочем, Украина – не Европа, а страна политического и общественного транзита, где известен пункт отправления – Советский Союз, но вариативно будущее государственного проекта, поскольку европейский путь развития не может быть предрешен географически. Сейчас Украина ближе не к европейским ценностям, а к северокорейскому чучхе. И, вместо того, чтобы быть примером демократического пути для России, Киев показывает, что он еще более неуклюж в информационной политике, но столь же безрассудно авторитарен.
Те же, кто верит, что на Украине откроется свой рынок информационных технологий и социальных медиа, а единое информационное поле России и Украины будет разрушено, сильно ошибаются: советское прошлое Украины выразится скорее в изощренных способах обхода запрета, нежели в изобретении собственного колеса. Более того, запрет введен на три года – срок, который Порошенко вряд ли продержится у власти.
При этом российским компаниям Киев наносит вред меньший, чем украинским гражданам и экономике – речь идет не только о сотнях тысячах компаний, но и гораздо большем числе предпринимателей, которые распространяли свою продукцию через социальные сети. Работу могут потерять программисты и бухгалтера, дистрибьюторы и мерчендайзеры, люди творческих профессий, а также специалисты, работающие в сфере социальных медиа.
Но главное – потуги украинской власти сделать себе хуже назло врагу оборачиваются провалом: санкции за нарушение запрета не предусмотрены, технологий и механизмов блокирования такого большого количества сайтов в стране нет, а на их создание потребуется большое количество денег. В итоге один Порошенко ретируется из российских социальных сетей, а большинство граждан, которым он решил усложнить жизнь, воспользуются обходами блокировок и продолжат пользоваться свободой и правом получать информацию. Борьба авторитаризма с технологиями всегда заканчивается одним – победой технологий.
Российское кривое зеркало
Однако во всей этой истории интересна позиция российских властей, которые занимаются примерно тем же самым – с запалом Дон Кихота сражаются с ветряными мельницами технологий. По словам замминистра связи и массовых коммуникаций Алексея Волина, блокировка популярных ресурсов дискредитирует власть, так как она показывает – «решение власти нереалистично, оно обходится». Это, по его мнению, воспитывает в гражданах «правовой нигилизм» и повышает «компьютерную грамотность». Но разве не этим по сей день занимаются в России, где Роскомнадзор в один день с украинским запретом собирался заблокировать мессенджер Telegram? Отличия, безусловно, есть: российские власти используют более тонкую настройку и изощренную тактику, избегая политической окраски принимаемых мер: блокируют за нарушение авторских прав или призывы к массовым беспорядкам, экстремизму и терроризму, а также за нарушение правил хранения персональных данных россиян. Блокировки идут в судебном и досудебном порядке, и в них, как правило, есть дух политики, но не буква.
Тем не менее, если дело касается Украины, то тут начинается самое интересное. С одной стороны, соседнее государство – это полигон для упражнения в критике власти (что в отношении российской властной иерархии немыслимо). С другой – возможность отстраненно и иносказательно, но все же покритиковать политический курс в России, в частности отдельные его перегибы. Поэтому сеанс саморазоблачения Волина и секретаря генсовета «Единой России» Евгения Ревенко, заявившего, что «в интернете действовать запретами глупо и нерационально, люди так или иначе найдут способы их обойти», можно прочесть двояко: и как критику оппонентов в Киеве, и как оценку аналогичных действий в России. Но в первое – безнаказанную перебранку – верится охотнее: попавший под санкции на Украине телеканал «Россия 24» (входит в холдинг ВГТРК) рассказал, видимо, только для российской аудитории, как бороться с блокировками с помощью анонимайзеров. При этом блокировки были названы «делом, мягко говоря, бесполезным».
Таким образом, тем, кто хотел бы пошутить в духе «кто не скачет – москаль», потому что не выстрелил, как настоящий украинец, себе в ногу, стоит задуматься – не ведет ли Россия себя еще хуже, лицемерно критикуя Киев и высмеивая на его примере собственные драконовские меры.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.
Написать комментарий
Автор услышал звон и давай орать "пожар, пожар!", не разобравшись, в чем же суть запрета. Во-первых, потерь для украинского бизнеса тут никаких, наоборот, убытки понесут русские компании, так как прекратится оплата из Украины контекстной и других видов рекламы в соцсетях, не будет оплачиваться новые версии и обновления бухгалтерской программы, и другие сопутствующие издержки. Это даст стимул развития украинских производителей аналогичных продуктов . Что касается пользователей, то никакого наказания за использование русских соцсетей не предусмотрено-люди вольны тратить свое время, как им хочется. Но уже украинский сектор для бизнеса будет неинтересен, и как его будут дальше поддерживать, неизвестно.Кроме того, люди по натуре ленивы, и если нужно совершать какие-то сложные действия по обходу блокировки, со временем это надоедает и пользователь переходит на простые процедуры -Гугл, Фейсбук, Гмейл