Не корысти ради. Как Минфин борется за импортозамещение в отечественном виноделии
В начале мая Минфин подписал приказ, согласно которому планируется лишить поставщиков импортного вина льготных акцизов. По информации в прессе, чиновники также подумывают о том, чтобы взыскать с импортеров вина недоплату по акцизам за прошлый год, хотя эти сведения официально пока не подтверждены. По мнению импортеров, такие меры Минфина окажутся чрезмерными для отрасли, и большинство игроков уйдет с рынка. Что конкретно планирует Минфин и как это может сказаться на алкогольном рынке России?
Что планирует Минфин
В 2014 году в нашей стране был принят Закон о классификации российских вин по месту происхождения.
Согласно этому закону, продукция российских виноделов делится на три категории: с защищенным наименованием места происхождения (ЗНМП), с защищенным географическим указанием (ЗГУ) и остальная алкогольная продукция – столовые вина, коньяки, ликерные и игристые вина.
К первой категории (ЗНМП) относят вина, которые получены из винограда, выращенного на определенной территории, с заданными требованиями к сорту винограда, к применяемым технологиям и с учетом всех требований при производстве вина.
Во вторую категорию (ЗГУ) попадают вина, которые сделаны из материала, выращенного на определенной территории, но без жестких требований к сортам винограда и технологиям виноделия, установленных для этой местности.
С 2016 года в России действуют дифференцированные ставки акцизов на так называемые тихие и игристые вина. Ставка акциза, действовавшая с 1 января 2016 года для незащищенных тихих вин, равнялась 9 руб. за 1 литр, а для игристых – 26 руб. за 1 литр. Для вин категории ЗГУ и ЗНВР действовала льготная ставка – 5 и 13 руб. за 1 литр соответственно. С начала этого года ставка акциза на защищенные тихие вина сохранилась на прежнем уровне, а на игристые выросла на 1 руб. Для незащищенной категории вин ставки выросли существенно – до 18 руб. за литр на тихие и до 36 руб. за литр на игристые вина.
Закон о классификации российских вин принимался в целях развития отечественного виноделия (насколько он сам по себе эффективен – другой вопрос), но ни в его тексте, ни в Налоговом кодексе нигде прямо не указано, что льготы относятся только к винам, произведенным в России, и по этой причине им активно пользовались до последнего времени импортеры.
И вот по прошествии года с лишним действия льготных акцизов Минфин вдруг «проснулся». Ведомство планирует отменить действие пониженных акцизов для импортеров вина. Кроме того, пресса сообщает, что чиновники рассматривают вопрос о доначислении акцизов за уже ввезенное в страну вино, о чем в неофициальном порядке представители таможни предупредили некоторых крупных участников рынка. Минфин по поводу взыскания «задним числом» недоплаты по акцизам комментариев не дает, адресуя все вопросы в таможенные службы. В ФТС и Центральной акцизной таможне комментариев также не дают.
Как действия Минфина скажутся на рынке вина
Доля импортного вина на российском рынке колеблется в широком диапазоне 25–70% от общего объема. Доля импорта меняется в зависимости от различных причин – колебания курса валют, административных мер регулирования рынка и так далее. К примеру, до дефолта 1998 года на нашем рынке вин было около 70% импорта, а после дефолта этот показатель упал до 50%. В 2006 году, когда Россия запретила ввоз молдавских и грузинских вин, доля отечественной продукции на рынке вина выросла до 70%. После дефолта 2014 года доля российской продукции виноделия выросла до 75%. Следует, правда, отметить, что едва ли не две трети российского вина изготавливается из импортных виноматериалов.
По признанию импортеров, доля защищенного вина занимает до 70% от всего ввезенного ими объема. Если решение о доплате за ввезенную по льготному акцизу продукцию будет принято, то каждая компания из топ-10 ведущих импортеров вина должна будет выплатить от 10 до 100 млн рублей. Некоторые из импортеров заявляют, что после принятия таких мер до 80% компаний-импортеров вина уйдут из бизнеса.
Многие эксперты, однако, утверждают, что ничего революционного на российском рынке вина после отмены льготных акцизов для импорта не произойдет. Как заметила член российской ассоциации сомелье Ольга Дедова, рынок импортного вина вполне сносно пережил обвал рубля в 2014 году. «Даже этот скачок никого не спугнул, никто особенно не закрылся. Конечно, ассортимент был немного урезан, но это были небольшие цифры. Наши производители уже настолько адаптировались к постоянным изменениям, поэтому краха рынка я однозначно не вижу. Если мы выдержали ситуацию, когда евро было по 100 рублей, я думаю, рост ставки акциза особой роли не сыграет», – полагает эксперт.
По мнению многих специалистов, в результате отмены акцизных льгот стоимость импортного вина возрастет в пределах 10%, в основном, в нижнем ценовом сегменте. На цене дорогих вин эта мера и вовсе не скажется. Возможно, на те же 10% сократится потребление импортного вина.
Последствия для российских виноделов
Минфин утверждает, что его приказ об отмене льгот для импортеров продиктован не фискальными целями. Как объясняют представители ведомства, «вопрос в корректном понимании отраслевого закона, его системном толковании, из которого следует, что вина с защищенным наименованием могут быть только российского производства».
Эксперты высказывают мнение, что инициативы Минфина являются результатом лоббистских усилий отечественных виноделов. Тем более, что есть у нас «тяжеловесы» в этой отрасли, лоббистские усилия которых могут быть весьма серьезными – семье главы Минсельхоза Ткачева принадлежат виноградники в Геленджике, с которых виноград поставляется производителю шампанских вин «Абрау-Дюрсо», который, в свою очередь, контролируется семьей бизнес-омбудсмена Титова.
Тем не менее, все не так однозначно с отменой льготных акцизов для импортеров.
К примеру, Роспотребнадзор разрешил поставки в Россию вин молдавского комбината SA Cricova. Импорт молдавских вин был приостановлен в 2013 году в преддверии парафирования Молдавией соглашения с ЕС. Тогда Роспотребнадзор нашел, что молдавские вина недостаточно хороши и даже вредны для российского потребителя. Но вот сменилось направление политических «ветров», опросы показывают, что большинство населения Молдавии против вступления в НАТО, и за вступление в ЕАЭС выступает больше молдаван, чем за интеграцию с ЕС. И вино молдавское «похорошело».
И это решение совершенно не в интересах российских производителей вин, которые находятся в приблизительно одной ценовой нише с молдавскими. То есть открытие нашего рынка для молдавских вин – абсолютно политическое решение. В мире сейчас наблюдается перепроизводство вин с одновременным падением спроса на них, а свободных рынков не прибавляется. Вполне допустимо, что инициатива Минфина с отменой льготных акцизов для импортеров имеет не только, а может и не столько экономическую подоплеку.
Написать комментарий