Преемники и демоны: откуда появляются слухи об уходе Путина
На рабочем заседании, посвященном подготовке ко Дню Победы, президенту Владимиру Путину пожаловались, что без его ведома ему назначили преемника. Он лишь посмеялся над неожиданной новостью. Но меньше чем через неделю, наблюдая за внутривидовой борьбой в дикой природе, президент отметил, что она ему напоминает о его работе. Почему вокруг фигуры президента все сильнее разгорается межклановая борьба и как он может положить ей конец?
Имя преемника
Год перед президентскими выборами – время турбулентное, полное неприятных сюрпризов, особенно для первого лица государства. Тридцать девятое заседание Российского оргкомитета «Победа», которое состоялось в Большом кремлевском дворце на прошлой неделе, должно было быть во всех смыслах комфортным и предсказуемым. Комитет традиционно обсуждает планы по проведению главного праздника страны – Дня Победы в Великой Отечественной войне. Историческая дата, использующаяся для консолидации российского общества и пробуждения патриотизма, на этот раз стала поводом защитить «правильную» версию истории и сообщить городу и миру «актуальную» информацию о России. Но пока выясняли, как лучше защищать былые подвиги, обнаружился внутренний заговор.
В начале заседания существенных разногласий не предвиделось. Рабочая концепция свелась к тому, что празднование 9 мая должно стать внешнеполитическим посланием, которое защитит официальную историю СССР от ревизионистских нападок. Главный редактор телеканала Russia Today Маргарита Симпоньян рассказала, что для решения поставленной задачи в ближнем и дальнем зарубежье будут распространяться вирусные ролики и георгиевские ленточки. И то, и другое, по общему замыслу, будет способствовать укреплению «правды» и «объективных» представлений о событиях Второй мировой.
Президент Владимир Путин мог только поддержать пропагандистские усилия. Ведь, как он считает, отдельные личности манипулируют исторической памятью, формируя образ врага и разобщая народы. Но не успел он на время отдать приоритет внешней политике, как внутренние потребности – социальные вопросы и забота о ветеранах – напомнили о себе в худшем виде.
С внешнего фронта на внутреннее поле боя президента вернул глава организации ветеранов Афганистана «Инвалиды войны» Андрей Чепурной. Он рассказал о конфликте с лидером Союза ветеранов Афганистана, сенатором и членом президиума «Единой России» Францем Клинцевичем, который якобы разослал членам его организации письма с угрозами и утверждением, что преемником Путина выбран спикер Госдумы Вячеслав Володин. От него, в свою очередь, Клинцевич получит неограниченные полномочия и расправиться с неугодными конкурентами. «Просто закатает и закопает живьем в могилу», – отметил Чепурной.
Путину, естественно, не могло понравиться, что с ним столь грубым образом пытаются решить мелкий хозяйственный спор (Клинцевич действительно инициировал проверку расходования организацией Чепурного бюджетных средств). Но возмутительным было не столько доносительство и использование «доступа к телу», сколько раскрытие неких возможных планов третьих лиц, которые за спиной у президента уже определили, кто займет его место. Более того, со стороны жалоба Путину выглядела как угроза стабильности – небольшой конфликт афганцев, как выяснилось, легко расшатывает систему и, перерастая в нечто большее, обнаруживает ее принципиальную слабость. А поскольку суть спора Чепурного с Клинцевичем заключается в распределении госфинансирования, реплика ветерана не к месту напомнила – у патриотизма, как и у роликов Russia Today, есть своя цена.
«Преемника президента определяет только российский народ», – ответил Путин, очевидно, руководствуясь собственным опытом «назначения» на должность главы государства. Однако выразился он не совсем удачно: российский народ выбирает президента страны, а не преемника, которого, исходя из значения слова, определяют и уже потом, с помощью административного ресурса и политических технологий, создают видимость демократического «выбора». Президент поручил разобраться в ситуации кремлевскому куратору внутренней политики Сергею Кириенко и главе своей администрации Антону Вайно. Но что они будут «расследовать» на самом деле – хозяйственный спор или «заговор», до конца не понятно.
Ангелы против демонов
Одновременно встал вопрос о том, как такое могло произойти, и кто в конечном счете недосмотрел: Кириенко с Вайно или ответственные за протокол. В первую очередь тень ложится на администрацию президента, так как именно там формируется состав комитета «Победа». Но Чепурной его давний член и координатор рабочей группы по взаимодействию с общественными объединениями инвалидов боевых действий. Однако не столь важно, было ли выступление спланировано как элемент аппаратной борьбы Кириенко со спикером Госдумы Вячеславом Володиным, который до выборов в парламент в сентябре 2016 года занимал должность первого зама АП. Гораздо существеннее то, что Путин до сих пор уходит от ответа на вопрос о четвертом (пятом) сроке (2018-2024 гг.), чем создает атмосферу неоднозначности и нервозности в элите. Президент держит интригу, рассчитывая действовать в рамках очередной спецоперации, но уже пожинает следующие из этого проблемы: систему начинает потихоньку трясти и на поверхность, в самых неожиданных местах, прорываются отголоски внутриэлитных конфликтов.
Так, ветераны Афганистана бьются друг с другом за бюджет, но их выстрелы рикошетят в кураторов и высокопоставленных начальников, раскрывая складывающуюся вокруг них мифологию и слухи. Компрометация Володина – якобы обнаруженные у него президентские амбиции, ставит крест на нем как не потенциальном преемнике. Кроме того, слухи о том, что он решил все без согласования с Путиным и распространяется об этом среди своего окружения, могут осложнить ему политическую карьеру.
И как бы ни была красива рифма – преемником Владимира Путина становится Володин, допустить ее теперь уже нельзя. Сам же Володин, мастер лаконичных, чеканных формулировок, автор крылатой фразы «Нет Путина – нет России» после «подставы» не смог соответствовать прежней форме, и выдал трудно усваиваемую сентенцию про отличие тех, кто атакует историю России разных периодов. Мало кто ее понял, но было ясно одно: противники атаковали не историю, а спикера Госдумы, который и был «сослан» на свою новую должность, предположительно, потому, что на многое претендовал: рассчитывал провести президентскую кампанию Путина и возглавить правительство.
Также путем дискредитации из числа преемников, если такой сценарий вообще рассматривается, до него выбыл премьер Дмитрий Медведев, которого половина россиян отправила бы в отставку прямо сейчас. Таким образом политические кланы сужают набор опций для президента и подталкивают к единственно верному решению – идти на новый срок, что, впрочем, не снимает вопроса о будущем после 2024 года и России после Путина.
Однако главное, что произошло на заседании комитета «Победа» – Путина поставили перед фактом: в каком бы зале не проходило очередное мероприятие, он будет чувствовать – под ковром идет настоящая схватка. И единственный вариант, как заставить умолкнуть цапающихся друг с другом бульдогов – заявить о своем выдвижении. Пока же, в стенах Русского географического общества, Путин, наблюдая за тем, как одни моллюски – морские ангелы, в холодных водах Арктики поедают других – морских чертей, заметил, что это похоже на его работу. «Приходится все время смотреть, чтобы нас никто не съел. Оглядываться по сторонам», – заключил президент.
Тем самым он признал: современная политическая система России мало чем отличается от мира дикой природы.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.
Написать комментарий
По сути, если бы Путин ушёл именно сейчас, он спас бы внутреннюю Россию будущего. Но будет то, что будет.