Скидки и еще один миллиард. Сколько Россия заплатила за урегулирование спора с Белоруссией
На минувшей неделе было достигнуто соглашение в длившемся более года нефтегазовом споре между Россией и Белоруссией. Разногласия между союзными государствами сопровождались с обеих сторон различными обвинениями в необоснованности требований, в «неспортивном» поведении и так далее, и для разрешения затянувшегося спора понадобилось вмешательство глав государств. До чего удалось договориться нашим странам и какова «цена» достигнутых соглашений?
В чем разногласия
Споры между Россией и Белоруссией по поводу поставок углеводородов можно считать уже устоявшейся традицией. Последний из них берет начало в 2015 году, более подробно об этом наше интернет-издание писало ранее.
Если коротко, то стоимость газа для западноевропейских стран и для Белоруссии рассчитывается по разным формулам, и после падения цены на нефть стоимость газа для союзного государства оказалась даже выше, чем для некоторых западных «партнеров». Белорусская сторона посчитала такую цену на газ для себя несправедливой и стала оплачивать Газпрому поставки, исходя из стоимости кубометра вдвое ниже контрактной (73 доллара за 1 тыс. кубов против 132 долларов за 1 тыс. кубов по договору). В ответ российская сторона сократила поставки нефти в РБ почти на треть, что лишило белорусов дополнительных доходов в размере нескольких сотен миллионов долларов в год (сумма, сопоставимая с недоплатой за газ). Нефтегазовый спор сопровождался многочисленными обвинениями в адрес друг друга и громкими заявлениями со стороны чиновников самого высокого ранга обеих стран, были введены ограничения в торговле сельскохозяйственной продукцией, установлен пограничный контроль между РБ и РФ и даже звучали угрозы возбудить уголовное дело в отношении одного из российских чиновников.
После встречи глав государств в начале апреля этого года «накал страстей» в российско-белорусских отношениях заметно поубавился.
Без вмешательства «высших» сил – никак
Традиционно разногласия между Россией и Белоруссией разрешаются на президентском уровне, это справедливо и в отношении последнего нефтегазового спора. Попытка разрешить противоречия предпринимались главами наших государств и в прошлом году, но они завершились только поручением президентов своим правительствам самостоятельно разобраться в текущих проблемах, и в итоге достичь соглашения так и не удалось, скорее наоборот – накал полемики только возрос.
После встречи Лукашенко и Путина, состоявшейся 3 апреля в Санкт-Петербурге, решение хозяйственных проблем между нашими странами сдвинулось с мертвой точки. Это не означает, что наступила полная «тишь да гладь», часть взаимных претензий все равно остается. Например, белорусский лидер в интервью телеканалу «Мир» заявил, что наши страны еще не готовы в полной мере к строительству союзного государства. Тем не менее, необходимые решения в части хозяйственных взаимоотношений между РФ и РБ приняты. На прошлой неделе были подписаны договоры, определяющие цены на газ для Белоруссии на ближайшие три года, внесены изменения в договоры по поставкам нефти и нефтепродуктов, запущен механизм по восстановлению поставок в Россию белорусской сельхозпродукции.
Конкретика
Газ. В этом году цена на российский газ для Белоруссии составит примерно 130 долларов за 1 тыс. кубов, а со следующего года начнет постепенно снижаться.
Кстати, символичная деталь: найти информацию в российских СМИ о конкретных цифрах по газовым договоренностям довольно проблематично. РИА утверждает, что Газпром «раскрыл лишь то, что стоимость газа для Белоруссии по-прежнему останется привязанной к ценам на газ в ЯНАО», и по поводу скидок никаких комментариев не дает. РБК сообщает, что в Газпроме на вопрос по поводу скидок на газ для Белоруссии изданию ничего не ответили. Также ничего конкретного не сообщил журналистам вице-премьер Дворкович, сославшись на корпоративные стандарты.
Иными словами, пока газ находится в недрах, он, согласно Конституции РФ, является собственностью граждан России, но стоит его оттуда извлечь, как немедленно «включаются» корпоративные стандарты, которые стоят на страже интересов иностранных собственников Газпрома, и знать россиянам, почем продано голубое топливо совершенно излишне.
А вот в Белоруссии ничего секретного в этой информации не видят, и совершенно спокойно публикуют ее на своих информресурсах.
Как сообщает БЕЛТА, в следующем году цена на газ для Белоруссии составит 129 долларов за 1 тыс. кубов, а в 2019 году – 127 долларов за 1 тыс. кубов.
По словам вице-премьера РБ Владимира Семашко, «если бы все оставалось как до начала переговоров, то цена была бы под $150, поэтому это – скидка существенная». Кроме того, к 2018 году Москва и Минск договорились сформулировать принципы, по которым в 2025 году можно будет создать единый рынок газа, в котором цены для разных субъектов ЕАЭС будут отличаться только стоимостью транспортировки.
Нефть. Поставки нефти в Белоруссию решено восстановить в полном объеме (24 млн тонн в год). Из них 18 млн тонн будут перерабатываться на белорусских НПЗ, а 6 млн тонн будут реэкспортироваться российскими компаниями, при этом экспортная пошлина будет направляться в белорусский бюджет. Кроме того, с Белоруссии снимается обязательство поставлять в Россию 1 млн тонн нефтепродуктов со своих НПЗ.
По оценке белорусского вице-премьера Владимира Семашко, экономический эффект от достигнутых договоренностей для РБ составит 500 млн долларов в этом году и по 800 млн долларов в 2018–2019 годах.
Финансы. Стороны договорились о выделении Белоруссии российского кредита в 1 млрд долларов, из которых будет погашена задолженность по газу (более 700 млн долларов к началу апреля) и выделении еще одного транша от фонда ЕАЭС на 600 млн долларов. Также российская сторона пообещала реструктурировать старый белорусский долг размером более 700 млн долларов, который Минск должен был выплатить в этом году.
Сельхозпродукция. После встречи Путина и Лукашенко Россельхознадзору поручено отправить специалистов в Белоруссию, чтобы, как сообщил президент Путин, они «поработали там с коллегами на соответствующих предприятиях, в отношении которых возникли какие-то сомнения с точки зрения соблюдения наших фитосанитарных норм». Предполагается, что после успешного визита поставки говядины и молочной продукции с некоторых белорусских предприятий в Россию будут возобновлены.
О каких-либо других договоренностях, достигнутых в ходе многочасовых переговоров президентов, в открытых источниках информации нет.
«Нам делить нечего»
Как заявил белорусский лидер, «у нас с Владимиром Владимировичем Путиным блестящие отношения... Если есть какие-то проблемы, мы их решим... Мы родные братья, нам делить нечего... может быть, еще будет время, когда придется спиной к спине стать и отстреливаться, ну, как военные люди говорят». Возможно, излишне пафосно, но таковы уж «требования жанра».
Когда говорят о тех или иных разногласиях между Россией и Белоруссией, то часто упоминают о том, что белорусская сторона не признает независимость Южной Осетии, Абхазии, Крым не признает российским и в своей внешней политике медленно дрейфует в сторону Запада.
Все это выглядит действительно именно так. Однако, если присмотреться внимательнее, то на деле никакого вреда подобная позиция ни для РФ, ни для непризнанных республик не несет. Более того, хотя белорусский лидер и заявляет, что он «ненавидит посредников», тем не менее, когда это нужно, выступает посредником и предоставляет площадку для «минских соглашений». А когда США наносят ракетный удар по Сирии, белорусский лидер совершенно забывает о своем «западном векторе» и в противовес позиции Евросоюза вполне конкретно выступает с осуждением американской агрессии. И рекомендует Штатам: «Надо ограничить аппетиты и заниматься тем, где очень большие твои интересы. А они – в Северной Америке прежде всего». Иными словами, когда доходит до «дела», у Лукашенко вполне четкая позиция. Очень правильная позиция.
А что до хозяйственных споров или непонятной нам позиции по Крыму... Так ведь как бы наши российские банки вполне себе сотрудничают (в последнее время все хуже) с украинским режимом и де-факто не признают Крым российской территорией, отказываясь там работать. И ничего, процветают. Чего же нам в такой ситуации от сопредельного государства требовать?
Написать комментарий
Вот так, товарищи, не надо спорить и распускать нервы. Дороже станет. Мы любим и тех, и других и не хотим, чтоб наши страны разъединялись. Держитесь, братцы! И учитесь мирным путем разрешать все вопросы и не пытаться доказывать себе кто лучше.