Успешная посадка Falcon 9 – революция в ракетостроении или очередное шоу от Илона Маска?
В конце марта частная американская аэрокосмическая компания SpaceX известного предпринимателя Илона Маска совершила повторный запуск и последующий возврат ракеты-носителя Falcon 9. Глава корпорации называет удачную посадку «революционной» в деле космонавтики, центральные российские СМИ говорят о том, что Россия теряет лидерские позиции в доставке грузов на орбиту, а комментарии «Роскосмоса» на это событие довольно сдержанны. Насколько справедливы оценки Маска и действительно ли мы являемся свидетелями технологического прорыва в деле освоения космоса?
Повторный запуск
31 марта с космодрома на мысе Канаверал во Флориде стартовала ракета-носитель Falcon 9 американской частной компании SpaceX. Ракета доставила на орбиту телекоммуникационный спутник, а ее первая ступень совершила посадку на морскую платформу в Атлантике. Достижением является то, что данная ступень уже побывала в космосе и использовалась повторно. Двигатель первой ступени является самой дорогой частью ракеты, составляя примерно треть ее стоимости, и по этой причине его повторное использование всегда представляло интерес для аэрокосмических компаний.
Тем не менее, идея Маска о возврате первой ступени ракеты не является оригинальной. Работы по этому направлению ведутся в России и в Китае, используется технология посадки с парашютом. SpaceX сажает первую ступень с помощью работы ее двигателя, на реактивной струе. Компания использует некоторые наработки, которые применялись американцами при запуске шаттлов.
По заявлению Маска, достижения его компании позволят сэкономить до 30% на стоимости пусков и являются «революцией в космонавтике».
Следует, однако, заметить, что рыночные колебания стоимости, скажем, автомобилей, цены на которые в автосалонах могут упасть в кризис и на большую величину, отчего-то революцией в автомобилестроении не именуются.
Тем более что космическая отрасль в любой стране всегда работала в первую очередь на военных и поэтому вопросы стоимости при использовании той или иной космической технологии совсем не обязательно являлись решающими.
Всех ценою победил
Игроков на рынке пусковых услуг не так уж и много. Лидерами являются США, Китай (по 22 пуска за прошлый год) и Россия (19 пусков). Также на этом рынке присутствуют Евросоюз, Индия, Япония, Южная Корея и Иран, но каждая из этих стран по количеству пусков отстает от тройки лидеров в несколько раз.
Активно работать на рынке коммерческих пусков американцы стали несколько лет назад, благодаря в основном бурной деятельности SpaceX.
Центральные российские издания приводят такие цифры, описывающие экономику космических пусков: в 2014 году вывод спутника связи на геостационарную орбиту российской ракетой «Протон-М» обходился заказчику в 90–100 млн долларов, европейская Ariane 5 выводила два спутника за сумму 180–200 млн долларов, а SpaceX за последние три года совершила 20 удачных пусков и полная стоимость одного составила 62 млн долларов. По этой причине России, чтобы остаться на рынке, пришлось в 2015 году снижать стоимость пуска «Протона» до 70 млн долларов. Эта информация и служит материалом для множества публикаций в российских СМИ.
Цифры разные бывают
А вот какие данные приводит иностранная пресса: цена старта Falcon 9 составляет 133 млн долларов, а разовый запуск «Протона» стоит 90 млн долларов, а при серийном запуске – 65 млн долларов. Кроме того, российский носитель выводит на геопереходную орбиту спутник массой 6,7 тонны, а рекорд для Falcon 9 составляет 5,3 тонны. Иными словами, конкуренцию российским ракетоносителям SpaceX сможет составить только после того как снизит цену хотя бы до 60 млн долларов за пуск. Это не российский агитпроп, это – информация из американских источников.
Эксперты замечают, что на самом деле данных по реальным расходам SpaceX на послеполетное обслуживание спускаемой ступени в открытых источниках нет, нет и серьезного наработанного опыта, чтобы четко говорить о перспективности этой технологии.
В свое время прорывной считалась технология многоразовых запусков, реализованная в шаттлах. Однако после двух серьезных аварий с гибелью экипажей от этой программы отказались.
Будет ли технология посадки первой ступени ракеты-носителя перспективной или же окажется тупиковой ветвью, как это произошло с шаттлами, точно не знает никто. Однако большинство экспертов уверены, что 30% удешевления пусков тут быть не может даже при самом благоприятном исходе.
Кстати, сам Маск, пообещав переворот и революцию в ценах «на космос», ограничился пока что скромной «революционной» скидкой 10% для тех клиентов, которые согласятся на запуск с повторным использованием первой ступени.
Проблемы у каждого свои
На различных сайтах в сети легко можно отыскать образцы бурной полемики между сторонниками и противниками деятельности Маска вообще и в космической области в частности.
Можно лишь добавить, что для SpaceX речь идет о заказах на миллиарды долларов. Сама компания заявляет о том, что имеет пакет контрактов на запуски более 70 миссий в ближайшие несколько лет. В 2014 году компания Маска оспорила в суде монопольное право ULA (совместная компания Lockheed Martin и Boeing) на военные пуски. Кстати, Министерство обороны США выделяло ежегодно ULA 800 млн долларов для «поддержания потенциала».
Сенатор Джон Маккейн назвал эту матпомощь деньгами «на ничего не делать».
Есть за что побороться, и в этом деле все средства хороши. А если учесть, что последние два года SpaceX финансовых успехов, мягко говоря, не демонстрирует, равно как и все остальные проекты Маска (электромобили, настенные чудо-батарейки, «гиперлуп» и так далее), то на пиар приходится налегать с удвоенной силой. Отсюда и шумиха в прессе о грандиозных успехах, прорывах и революционных переворотах. Для поддержания нужного накала страстей сгодятся любые танцы с бубнами. Например, в прошлом году The Moscow Times опубликовала статью «Россия vs Элон Маск: запуски в США угрожают главной роли Москвы в космическом пространстве», в которой Маск заявил: «моя семья боится, что русские меня убьют». Что тут сказать? Возможно, Маску следует призадуматься о своих планах по организации пилотируемого полета на Марс в следующем году. Как бы марсиане не прогневались и тоже чего-нибудь не замыслили.
Однако наличие житейских проблем у американских предпринимателей совсем не означает, что у «Роскосмоса» все замечательно и нет собственных проблем.
Пресса отмечает, что в последнее время из-за сокращения финансирования Россия «сдает позиции» в сегменте коммерческих запусков. Так, в прошлом году дважды переносили запуск «Протона» из-за проблем с наземной системой электрооборудования, а также из-за обнаружения мусора в двигателе ракеты. А в этом году были отозваны все двигатели производства Воронежского механического завода для второй и третьей ступеней «Протона-М» из-за нарушения технологии изготовления.
Можно к этому добавить, что сами эти двигатели летают с 1965 года, новые разработки заморожены. В лучшем случае используются модификации двигателей той серии, которая была разработана еще Королевым.
Отрасль сотрясают бесконечные реформы, а в ее руководство назначаются люди, не имеющие к космосу вообще никакого отношения.
Одно только утешает – Россия совершает число коммерческих пусков примерно такое же, как и США. При том что бюджет «Роскосмоса» составляет 3 млрд долларов, а NASA – 18 млрд долларов.
Что можно расценивать совершенно по-разному. Например, как то, что наша космическая отрасль эффективнее американской в 6 раз. Или еще так: в благородном деле «пилинга» (от слова «пилить») средств налогоплательщиков мы отстаем от штатов многократно. Все зависит от точки зрения.
Написать комментарий
18млрд, и у Наса есть роверы на Марсе, экспедиции межпланетными станциями спутников Сатурна, Юпитера, астероидов. А у Роскосмоса за 3 млрд только извоз на ракетах времен Королева. Радиоастрон - это единственный научный вклад Роскосмоса. И я думаю, что дай Роскосмосу 18 млрд, толще зады и рожи будут только у руководителей роскосмоса