Утром пшеница – вечером помидоры, вечером пшеница – утром помидоры. Как Россия и Турция развивают торговлю
В средине марта Турция перестала выдавать лицензии нашим экспортерам на беспошлинный ввоз пшеницы, кукурузы и ряда другой сельхозпродукции. А за две недели до этого турецкая сторона в одностороннем порядке закрыла паромное сообщение с Крымом, прекратив поставки товаров и продуктов на полуостров. Что же происходит в торговых отношениях между нашими странами и каковы потери России от вводимых Турцией ограничений?
Начало торговых войн
После того как осенью 2015 года Турция сбила над территорией Сирии российский бомбардировщик, наша страна приняла в отношении Турецкой Республики ряд специальных экономических мер. С 1 января 2016 года был наложен запрет на ввоз в Россию ряда турецких сельхозпродуктов: клубники, винограда, цитрусовых, груш и яблок. Под запрет попали также сливы, персики, капуста и многое другое, включая продукцию птицеводства. Но самое важное – был наложен запрет на импорт турецких помидоров, которых ввозилось в Россию на полмиллиарда долларов, и эта статья была главной в турецком экспорте продовольствия в нашу страну.
Турецкие помидоры стали продаваться под видом азербайджанских, количество их уменьшилось, а цена возросла. Подорожали в супермаркетах также цитрусовые и другие фрукты и овощи импортного происхождения. В СМИ стали появляться сообщения о том, что россияне находятся в некоторой растерянности от того, что вынуждены ограничивать себя в потреблении помидоров и как пережить зиму без этого продукта, вообще не понятно.
Турецкое руководство в прошлом году в качестве извинения за сбитый самолет «выдало» нечто вроде «неловко получилось, но мы не виноваты», списали все на происки коварных врагов и президент Путин дал поручение правительству «начать процесс нормализации торгово-экономических связей с Турцией в целом». Налаживание отношений коснулось в первую очередь туризма, осенью 2016 года был снят запрет на ввоз турецких цитрусовых, персиков, слив и еще ряда сельхозпродуктов, но по самым емким позициям (помидоры, яблоки, груши) запрет сохранился.
Кстати, вопреки регулярно появлявшимся в СМИ сообщениям о том, что россияне находятся в растерянности от того, что лишены дешевых (относительно) и качественных (очень спорно) турецких помидоров, фонд «Общественное мнение» выяснил, что за восстановление отношений с Турцией в прошлом году высказались только 27% россиян.
Сегодняшние баталии
В конце февраля турецкая сторона приостановила паромное сообщение с Крымом, прекратив поставки сельхозпродукции, стройматериалов и бытовой техники на полуостров. Действо это было произведено без предупреждения и в одностороннем порядке. Паромное сообщение с Крымом было восстановлено осенью прошлого года по просьбе турецкой стороны. Турки получили рынок сбыта, контракты на поставку исчисляются сотнями миллионов долларов и при этом Турция неоднократно заявляла, что не намерена признавать российскую принадлежность Крыма. Наши чиновники утверждают, что искать какую-либо политическую подоплеку в этом запрете не следует и все это не более чем «рабочая ситуация двух хозяйствующих субъектов».
В преддверии визита Эрдогана в Россию наше правительство отменило запрет на ввоз турецких гвоздик, репчатого лука, цветной капусты и капусты брокколи. Официальные сообщения об итогах визита турецкого лидера в Москву полны радужных перспектив по всем пунктам повестки встречи – от экономики до сотрудничества спецслужб. Подчеркивается, что достигнуто «продвинутое многоплановое партнерство» и «завершен процесс нормализации» между двумя странами.
Но, вероятно, «капустно-луковых» уступок оказалось недостаточно и всего лишь через пару недель после этой знаменательной встречи «продвинутое многоплановое партнерство» дало трещину.
15 марта Турция перестала выдавать лицензии российским экспортерам на беспошлинную поставку пшеницы, кукурузы, подсолнечного масла и шрота. Теперь максимальный размер пошлины будет составлять для пшеницы и кукурузы 130%, для риса – 45%, для подсолнечного масла – 36%. При этом для подсолнечного масла действует еще одно ограничение – его таможенная стоимость должна быть не ниже 1800 долларов за тонну при том что его текущая цена составляет 800 долларов за тонну.
Условия эти являются запретительными, и специалисты говорят о полной остановке закупок.
Эксперты полагают, что эти ограничения связаны с тем, что «приближается сезон урожая, и это чисто демонстративная акция, в отместку за помидоры».
Потери
Россия в прошлом году отправила в Турцию сельхозпродукции на1,6 млрд долларов и около двух третей этой суммы приходится на пшеницу, кукурузу и подсолнечное масло.
Турция является вторым после Египта импортером российского зерна, закупая в год почти 5 млн тонн. Этот объем идет не на внутреннее потребление, а в основном на экспорт, после переработки его в муку. Турция держит около 25% мирового рынка муки, в то время как Россия продает в год всего около 100 тыс. тонн этого продукта.
В этой отрасли ситуация очень напоминает нефтянку – предпочитаем торговать сырьем. Разница только в том, что нефтянка является донором бюджета, а сельхозпроизводство существует за счет госдотаций. Куда девать освободившиеся объемы зерна, ответа пока нет.
Россия экспортирует зерно во многие страны Азии, Африки и Южной Америки, среди покупателей нашей сельхозпродукции есть крупные страны, такие как Египет, Иран, Саудовская Аравия и другие. В этом году добавились Алжир, Мали, Буркина-Фасо, Кабо-Верде и тому подобное. Пресса сообщает о возможном начале поставок в Эритрею.
Беда только, что речь в каждом таком случае идет о сотнях тысяч тонн, в то время как на Турцию уходили миллионы тонн. Если и удастся решить вопрос о перенаправлении экспортного потока, то уж точно не быстро.
Эксперты утешают рассуждениями о том, что Турция своим запретом «рубит сук на котором сидит». Говорят, что теперь турки вынуждены будут покупать недостающие объемы в Европе по более высоким ценам и припоминают сравнительно недавнюю историю, когда Египет тоже отказывался от наших поставок пшеницы, но потом вынужден был вернуться к ним, но уже по более высокой цене. Возможно, что ситуация повторится, но гарантировать этого не может никто.
В свое время правительственные чиновники не раз говорили о том, что у антироссийских санкций есть одна положительная сторона – они заставили нас перейти к политике импортозамещения. Возможно, турецкие санкции заставят задуматься, для чего нужно гнаться за лидерством в экспорте сельхозпродукции, производство которой дотируется из бюджета, а зарабатывает на этом узкий круг экспортеров и только. Более того, эта гонка ведет к снижению качества продукции. Замглавы Минсельхоза Евгений Громыко сообщает: «С момента исчезновения хлебной инспекции мы видим скатывание вниз по этим показателям, а именно качество производства зерна. Либерализация и демократия в подходах к производству не принесли желаемого результата. Бизнес выбирает то, что можно продать – продается четверка (4-й класс пшеницы. – ред.) и слава Богу».
Что же касается «помидорного» вопроса, то он тоже довольно неопределенный. С одной стороны, для замещения импорта по огурцам и помидорам необходимо построить и модернизировать до 2 тыс. га тепличных комплексов. Государство субсидирует строительство нескольких сотен га теплиц в год, темпы скромные, к тому же тарифы на электроэнергию довольно высоки. Поэтому продукция этих теплиц мало того, что в качестве сильно уступает турецкой, которая выращена на открытом грунте, так еще и довольно дорогой получается, но работа эта ведется и сворачивать с намеченного пути пока не планируется.
С другой стороны – наши взаимоотношения с Турцией не ограничиваются поставками сельхозпродукции. Например, обсуждается вопрос поставок в Турцию наших систем противовоздушной обороны С-400. Кто знает, какими дополнительными условиями могут быть обременены эти договоренности. Может быть, помидоры как раз и «падут жертвой» в этом деле.
Так что вопрос о наличии сравнительно дешевых и относительно качественных помидоров на прилавках российских магазинов по прежнему открыт.
Можно, конечно, выращивать помидоры на открытом грунте в южных областях России, как это делалось при Союзе. Не Кипр, конечно, и не Сирия, несколько урожаев в год не получишь, но обеспечить страну в летний сезон дешевой и качественной продукцией можно. Но это не рыночно, то есть пополнения офшорных счетов производителю не обеспечит, поэтому такой вариант не рассматривается.
Написать комментарий