Ликвидация перебежчика. Что стоит за убийством Вороненкова в Киеве?
Бывший депутат российской Госдумы от КПРФ Денис Вороненков был застрелен в центре Киева – на пересечении Пушкинской улицы и бульвара Шевченко. Среди возможных причин случившегося – старое дело о контрабанде ФСБ, расследование дела Виктора Януковича и месть со стороны Москвы. Почему не стоит надеяться на объективное следствие, а общественности придется смириться с множеством «правд»?
Символизм напрашивается сам собой – когда осенью 2016 года в Турции террорист расстрелял российского посла Андрея Карлова, президент Владимир Путин собирался на спектакль «Горе от ума» по произведению Грибоедова, тоже погибшего на дипломатической службе в Персии. В день покушения на бывшего депутата Госдумы Дениса Вороненкова Путин планировал посмотреть в Малом театре спектакль Алексея Островского «Последняя жертва». Но говорящие, казалось бы, совпадения на самом деле ни о чем не говорят – они лишь жуткая, иррациональная рамка разворачивающейся истории.
«Человек с лицом вши»
Депутат от КПРФ Денис Вороненков уехал в Киев в октябре 2016 года вместе с женой Марией Максаковой, где самостоятельно вышел на генпрокурора Украины Юрия Луценко и предложил себя в качестве свидетеля. Украинские власти заинтересовались – в рамках дела о государственной измене президента Виктора Януковича он дал ценные показания. С его слов стало известно о письме Януковича Владимиру Путину, в котором содержалась просьба ввести войска на территорию Украины. Для Москвы письмо фактически было поводом провести операцию в Крыму, для Киева сегодня – осудить Януковича за измену родине.
Однако кому в первую очередь нужен был суд над Януковичем? Процесс необходим, прежде всего, правящим политическим силам на Украине, которые испытывают недостаток легитимности. И Вороненков обладал ценностью постольку, поскольку помогал загнать в угол беглого президента. Но вдобавок ко всему он еще и усиливал образ врага и агрессора: Россия в его интервью представала нацисткой Германией, где такие, как он, «умные и достойные», вынуждены «выгрызать» место под солнцем. Он осуждал присоединение Крыма и подчеркивал, что не голосовал за преступное решение, которое принял «один человек», тогда как «все нормальные люди были против, включая его близкое окружение».
Бывшие коллеги называли Вороненкова «иудой», а помощник президента Владислав Сурков, вспоминая о знакомстве с депутатом, дал ему художественную характеристику: «Я увидел человека с лицом вши».
Можно ли было верить в искренность человека, который до того, как бежал за границу, говорил и делал совершенно противоположные вещи – вопрос риторический. Вороненков яростно критиковал новые украинские власти за государственный переворот в 2014 году, предлагал запретить в России игру Pokemon Go, поскольку через нее, по его мнению, иностранные спецслужбы могли вести шпионаж, вносил законопроект, запрещающий иностранцам владеть более чем 20% капитала российских СМИ.
Но не законотворческая деятельность и народное представительство больше всего волновала Вороненкова, а собственная включенность во властную вертикаль. Как писала в своем расследовании «Новая газета», в 2011 году депутат, выдвигавшийся в Нижегородской области, недобрал 20 тыс. голосов и не проходил в новый созыв Думы. Тогда он пошел договариваться с «Единой Россией» и в итоге ему удалось пройти по списку, хотя сама КПРФ пыталась обжаловать перераспределение голосов в свою пользу. Однако в сентябре 2016 года в законодательный орган власти он все-таки не попал. До истечения депутатских полномочий, гарантирующих ему иммунитет, он перебрался на Украину – единственную страну, где его «разоблачения» чего-то стоили.
«Решала» и лоббист
Вороненков бежал в Киев потому, что в России ему грозило уголовное преследование: в 2011 году он, изыскивая деньги на предвыборную кампанию, организовал рейдерский захват здания в центре Москвы. Именно по этому делу Басманный суд Москвы заочно арестовал его после бегства и объявил в международный розыск (тогда же истек и депутатский иммунитет).
Но у Вороненкова также сохранялся тлеющий конфликт с ФСБ, следователям которой не удавалось открыть на него дело, так как оно затрагивало помощников руководителей аппарата Госдумы и вскрывало схему незаконного финансирования выборов 2011 года. Об угрозах со стороны спецслужбы бывший депутат рассказывал уже в Киеве, отсылая к делу «Трех китов» 2007 года, в котором он якобы принимал непосредственное участие, будучи негласным сотрудником ФСКН при Викторе Черкесове. Тогда на контрабанде мебели погорели 16 старших офицеров ФСБ, а Черксесов в результате лишился должности – за то, что вынес внутренние разборки на публику.
Многое о Вороненкове говорит и такая деталь: ему присвоили звание майора ФСКН, но он предпочитал называть себя генерал-майором. Сотрудничая со спецслужбой, он предлагал разрабатывать знакомых бизнесменов, а потом за определенную плату выступал «решалой»: «снимал давление» и менял «негативное отношение власти». Впрочем, по имеющейся информации, ни одно дело он так и не замял, хотя деньги брал вперед, в том числе за лоббирование интересов в Госдуме. В 2007 году его якобы заказал генерал ФСБ Олег Феоктистов, что вылилось в неудачное покушение. Однако сослуживцы Вороненкова беспощадны к его попыткам выглядеть «достойным»: к делу «Трех китов» он никакого отношения не имел, что же до покушения, то в него никто не стрелял – он напоролся на штырь, когда в подпитии выходил из злачного заведения.
Часть системы
С таким багажом бывший депутат и «решала» сбежал в Киев, где, помимо неизвестных сотрудников ФСБ и обманутых бизнесменов, нажил себе еще влиятельных врагов – Януковича и бывших коллег в российской власти. Он признавался, что украинские спецслужбы предлагали ему сотрудничество с первого же дня, но он не отвечал согласием. Однако в это трудно поверить, учитывая, что он сам напросился к генпрокурору и упорно отрабатывал быструю выдачу украинского гражданства.
Вслед за обвинениями в предательстве из России начали звучать предсказания о скорой ликвидации Вороненкова и его жены Максаковой как «израсходованного материала», который нужно «утилизировать». Российскую общественность самым откровенным образом готовили к возможному убийству, его предсказывали буквально за день до 23 марта, когда 28-летний боец Национальной гвардии Украины Павел Паршов напал на Вороненкова в центре Киева и выстрелил в него из пистолета ТТ восемь раз в упор.
Президент Украины Петр Порошенко через своего пресс-секретаря заявил о террористическом акте со стороны Российской Федерации и даже киллера в МВД назвали «агентом российских спецслужб», который внедрился в Нацгвардию и принимал участие в антитеррористической операции в Донбассе. Исходя из того, что Киев заявил приоритет «российского следа» над прочими версиями, надеяться на объективное расследование не приходится. Полем для споров и предметом веры останется вопрос: было ли это убийство политическим или оно имело неполитическую подоплеку. Убили ли Вороненкова за то, что он был рейдером и взяточником и успел перейти дорогу многим людям, или его устранил российский наемник, потому что он «много знал» о системе РФ, а может, это дело рук Службы безопасности Украины, которая точно рассчитала удар по Москве в каких-то собственных целях – любой вариант одинаково возможен.
Под подозрением пребывают все: Киев «не успел» за три месяца предоставить важному свидетелю государственную охрану; Москва намекает, что Украина не гарантирует безопасность перебежчикам – очевидный корпоративный сигнал для желающих сделать ноги; источники в российских спецслужбах отзываются о Вороненкове пренебрежительно, без грамма сочувствия.
Но был ли убитый депутат действительно врагом российского государства? Ровно в той степени, в какой он был причастен к пропаганде, коррупции, рейдерству, попранию основ демократии и закона. На Украине он беспрестанно говорил о преступлениях порочной и прогнившей системы, но как часть содержит в себе целое, так и целое полностью описывает свою часть.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.
Написать комментарий
А когда и кому были нужны мазеповские прихвостни в нашей Малороссии?... Никогда и никому!
Что он думал, когда ехал в Украину? Что ему пообещали за дискриминацию Президента Украины В.Януковича? Одни вопросы! А рассматривать его убийство как действие спецслужб России вообще полный бред! России он был не НУЖЕН как использованный,,,,,,,,,,,,,,,,, которым захотели использоваться спецслужбы Украины. Низко, не профессионально.