«Нужен не просто какой-то абстрактный рост ВВП». Вышла ли экономика России из кризиса, как утверждает Медведев?
В российской экономике изменилась погода – об этом заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. По его словам, Россия преодолела рецессию и вышла из экономического кризиса: реальные доходы населения начали расти, инфляция оказалась на рекордно низком уровне, с безработицей правительство справилось. При этом премьер ожидает роста экономики до «европейского уровня» – на 1-2% ВВП в 2017 году. Можно ли согласиться с премьером, правильно ли считать, что минимальный рост экономики обеспечен не действиями властей, а ростом цены с 40 до 55 долларов за баррель? Действительно ли частное потребление и рост реальных доходов в январе показали рост главным образом благодаря единоразовой выплате пенсионерам в размере 5 тыс. руб.? И зачем Центробанк до сих пор борется с инфляцией, когда она в прежних масштабах объявлена побежденной?
Сергей Королев, аналитик «Алор Брокер»: С Дмитрием Медведевым трудно не согласиться, так как рецессия действительно позади – восстановление экономической активности начинает приобретать устойчивый характер. Инфляция на уровне 5%, безработица 5,3%, цены на нефть достаточно высоки, хотя сезонно сейчас период низких цен, иными словами летом нефть будет дороже. Геополитическая ситуация улучшается – многие говорят о частичной либо полной отмене санкций уже в этом году, что даст нам приток новых инвестиций в реальную экономику и увеличит торговый оборот. Уже в первом квартале 2017-го ожидается рост ВВП на 0,6 в годовом выражении, и зависить он будет от потребления, инвестиций, правительственных расходов, чистого экспорта и других показателей. Росту экономики цена на нефть, конечно, помогла, но правительство тоже занимается стимуляцией отдельных отраслей экономики, борется с инфляцией, разрабатывает программы развития и другое.
Январский рост доходов населения – это заслуга выплаты пенсионерам единоразовой суммы в 5 тыс. руб., рост потребления связан с обилием праздников и широтой души русского человека, который в выходные тратит все под ноль. Вряд ли в этом году начнется устойчивый рост доходов населения, вначале свои показатели должны укрепить сельское хозяйство, производство, обрабатывающая промышленность, строительство и т.д. Оживление потребительского спроса жду в декабре 2017, в целом по году – стагнация.
Центробанк держит высокой ключевую ставку, так как цель по инфляции в 4% еще не достигнута. Из риторики представителей ЦБ ясно, что проблема экономики РФ вовсе не в высокой ключевой ставке. Без серьезных потрясений для экономики ключевую ставку в этом году можно снижать до 8,5–9%.
Дмитрий Лукашов, аналитик IFC Markets: Я полагаю, что говорить о выходе российской экономики из кризиса преждевременно. В прошлом году только в августе и ноябре наблюдался небольшой рост ВВП. Все остальные месяцы он или снижался или был нулевым. По итогам всего 2016 года ВВП сократился на 0,2%. Конечно, это гораздо лучше, падения на 3,9% в 2015 году, но все равно об устойчивом, стабильном экономическом росте пока можно только помечтать. Для нормального развития России необходимо не просто какое-то абстрактное, "плюсовое" ВВП. Экономический рост должен быть не ниже среднемирового уровня, составляющего сейчас +2,5%.
Разумеется, рост мировых цен на нефть оказал мощное позитивное влияние на российскую экономику. Однако, на мой взгляд, не следует недооценивать и более-менее успешную работу правительства. В первую очередь это касается развития сельского хозяйства, которое даже ускорило темпы роста до 3,5% с 3% в 2015 году. Кроме этого, можно отметить хорошие показатели в отдельных отраслях: производство электроэнергии, химическая промышленность, металлургия и прочее.
Конечно, разовая выплата пенсионерам в январе оказала позитивное влияние на рост реальных располагаемых денежных доходов населения на 8,1%. Однако, по моему мнению, он оказался слишком существенным. Я не исключаю влияние позитивных макроэкономических тенденций. В частности, за прошлый год в России на 37,9% увеличился сальдированный финансовый результат организаций, а реальные доходы населения сократились на 5,9%. Возможно, что их рост в январе частично «отыгрывал» такую сложившуюся диспропорцию. В этом случае, увеличение доходов населения продолжится в феврале и в последующие месяцы.
Я полагаю, что при текущей низкой инфляции на уровне 5% за последние 12 месяцев, с учетом января 2017 года, нет особого экономического смысла удерживать ставку на сверхвысоком уровне 10%. Это создает излишнее давление на рубль и существенно ограничивает возможности роста ВВП. По моему мнению, снижение ставки до 7-8% могло бы быть вполне адекватной реакцией ЦБ на сложившихся условия в экономике.
Александр Шустов, генеральный директор МФО «Мани Фанни»: Ситуацию в экономике сейчас и в 2010-2012 годах нельзя сравнивать даже приблизительно: уровень зарплат и количество рабочих мест до кризиса и сейчас кардинально отличаются, и сильно отличается оптимизм предпринимателей, а также доля государства в экономике, которая, по нашим оценкам, за указанный период выросла с 55% до 70%. Тот экономический рост, который ощущается сегодня, скорее является следствием от повышения стоимости нефти, которое позитивно влияет на наполнение бюджета, на курс рубля. Инфляция, на мой взгляд, удерживается на низком уровне искусственно, за счет высокой ключевой ставки (10%), и то, можно сказать, что иногда правительство действует прямо противоположным политике ЦБ образом: например, делает единовременные выплаты наличными деньгами пенсионерам, разгоняя инфляцию. В сегодняшних экономических условиях ключевую ставку почти безболезненно можно снизить до 7,5-8% годовых. Думаю, что реальный экономический рост обладает в этом и следующем году размером не более 0,5% годовых. Для устойчивого роста потребительского спроса необходимо, чтобы малый и средний бизнес почувствовали оптимизм и начали повышать заработную плату своему персоналу, и, можно предположить, что условием для такого оптимизма могут быть только серьезные экономические и политические реформы. Опора на растущую цену нефти может быть только временной: пока что страны ОПЕК соблюдают договоренности о сокращении объемов добычи, но эта ситуация может измениться в любой момент.
Максим Романчук, аналитик «Альпари»: Вопрос об экономическом росте очень спорный. Если анализировать макроэкономические показатели, то ситуация в отечественной экономике выглядит достаточно неплохо, особенно на фоне спада в 2014 и 2015 годах. Действительно, уровень инфляции в январе 2017 года достиг отметки 5%. Таким образом, выполнение цели в 4% по итогам 2017 года вполне реально. Как сообщает Банк России, рост ВВП в первом квартале текущего года стоит ожидать на уровне 0,4-0,7%. При этом регулятор утверждает, что текущие темпы роста не создают дополнительного инфляционного давления, и, следовательно, не происходит сокращение реальных доходов населения. Рассуждения на тему перспектив экономического роста, требуется определить в первую очередь основные драйверы, которыми он обусловлен. В доходной части российского бюджета нефтегазовые поступления по-прежнему составляют основной вес. Таким образом, получается, что рост ВВП в первую очередь обусловлен не внутренними драйверами, а ростом цен на энергоносители. Опять же, можно ли считать снижение инфляции достижением правительства? Укрепление рубля по отношению к доллару в 2016 году составило 18%, в феврале текущего года рубль также продолжил рост. В российских производственных цепочках и структуре потребления по-прежнему достаточно высока импортная составляющая. Не удивительно, что укрепление курса национальной валюты привело к снижению потребительских цен.
Даже если российский ВВП в 2017 году покажет 2-хпроцентный рост, это все равно очень мало. Россия – это развивающаяся экономика, и сравнивать ее с европейскими развитыми странами не стоит. Для того чтобы наши соотечественники почувствовали на себе повышение уровня жизни, требуется обеспечить более серьезные темпы роста российской экономики. Безусловно, потенциал развития есть, но в текущих условиях вряд ли удастся достичь более высоких показателей. Ситуация обусловлена внешней экономико-политической ситуацией: санкции и ограничение доступности к внешними финансовым ресурсам. На нее давят и внутренние факторы, к которым можно отнести высокие ставки по кредитам для бизнеса, а это, в свою очередь, обусловлено высокой ключевой ставкой, которая сейчас находится на уровне 10%. Даже если представить, что санкции будут в скором времени отменены (что само по себе маловероятно), то проводимая ЦБ РФ монетарная политика сама по себе не даст обеспечить более высокие темпы экономического роста. Дорогое кредитование и высокие требования по залоговому обеспечению тормозят развитие бизнеса и производства. В прошлом году в среднем малый и средний бизнес кредитовался по ставке более 15%. При сократившемся потребительском спросе это сделало бессмысленным привлечение подобного финансирования.
Для того чтобы доходы населения начали расти, необходимо чтобы заработали экономические механизмы, способствующие развитию экономики. При этом рост должен быть не на уровне 0,5-2%, а значительно выше. Для этого необходимо обеспечить ряд условий, ключевым из которых является возможность для бизнеса привлекать доступное внешнее финансирование. Еще одним важным фактором является стабилизация курса национальной валюты. Начиная с конца 2014 года, мы наблюдаем валютные качели. Ситуация, когда в течение нескольких дней курс рубля может измениться на 5-6% является сегодня нормой. Для любого субъекта бизнеса такая ситуация рушит всякие экономические прогнозы. Слабая валюта выгодна экспортерам, сильная – импортерам, но валютные качели, в конечном счете, больно бьют по всем, включая конечного потребителя, то есть население.
Вероятно, если не возникнет серьезных внешних шоков, то в 2017 году отечественная экономика покажет рост. Вопрос заключается в том, какой цифрой он будет выражен? Если темпы роста экономики составят 1-2%, это, безусловно, станет достижением для российских монетарных властей. Но для развития экономики таких показателей недостаточно. Если курс монетарных властей будет продолжен, то вряд ли в ближайшее время мы станем свидетелями более быстрых темпов роста. Текущая ситуация свидетельствует о стабилизации экономики, однако, по нашим оценкам, она не сможет привести к ее ощутимому оживлению. В текущем году вряд ли мы будем наблюдать стагнацию, однако ожидать ощутимого роста также не приходится. Подобным образом будут вести себя и доходы населения, и, соответственно, потребительский спрос.
Достижение целевого уровня инфляции в 4% заложено в федеральный бюджет 2017-2019 годов как один из ключевых макроэкономических показателей. Перед Центральным банком поставлена четкая цель, и монетарный регулятор всеми силами старается выполнить задачу. На сегодняшний день ситуация достаточно парадоксальная. При уровне инфляции 5% ключевая ставка сохраняется на уровне 10%. Для стимуляции экономического роста необходимо как можно скорее начать процесс снижения ставки. Однако явно видно, что ЦБ не торопится проводить более мягкую монетарную политику. В текущих условиях снижение ставки на 1-2% могло бы способствовать ускорению экономического роста, однако это увеличит инфляционные риски. В текущих условиях ожидать таких резких шагов от регулятора не стоит. Скорее всего, в ближайшее время ЦБ пойдет на снижение ставки, вероятно, это будет около 0,5%.
Надо понимать, что без решительных мер обеспечение устойчивого экономического роста будет невозможным. Для российской экономики отсутствие внутренних драйверов развития сейчас является более серьезным риском, чем рост инфляционных ожиданий. В данном случае вялый экономический рост для страны может стать более серьезной опасностью.
Богдан Зварич, аналитик ИХ «ФИНАМ»: Учитывая конъюнктуру внешних рынков и ситуацию в экономике у России действительно можно говорить об изменении трендов, а также об основаниях для роста ВВП по итогам 2017 года. При этом ситуация за счет роста цен на нефть может стать еще лучше, что приведет к росту более 1%. Однако в рамках рассматриваемых нами консервативных сценариев рост ВВП по итогам года составит порядка 0,8 – 1%. Прогноз же о росте в 2%, на наш взгляд, является оптимистичным. Что же касается причин роста, то я бы не стал ограничивать их исключительно внешними факторами. На мой взгляд, действия правительства позитивно сказываются на развитии экономики, так же как и действия ЦБ по сдерживанию инфляции.
При этом улучшение экономической ситуации может привести к росту доходов уже в рамках 2-го квартала текущего года. Это, в свою очередь, окажет позитивное влияние и росту потребления, что также отразится в рамках ВВП страны за текущий год.
Что же касается инфляции, то ее сдерживание является очень важным фактором, который в долгосрочной перспективе окажет существенное позитивное влияние на экономику – низкая инфляция упрощает работу бизнеса, делая экономику более предсказуемой. При этом в дальнейшем ЦБ будет снижать ставку и, на наш взгляд, до конца года может опустить ее до 8%, что будет способствовать спросу на кредиты и росту инвестиций.
Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем: Наверное, премьер прав в том, что мы справились с той экономической болезнью, которой болели. Но результатом лечения стало появления новой болезни. Мы решили проблемы бизнеса за счет обеднения граждан. Но в рыночном обществе главное не произвести, а продать. Обеднение населения снижает покупательную способность, что бьет по экономике. В результате лечения пациенту становится плохо. Конечно, рост цен на нефть мог бы компенсировать снижение внутреннего спроса. Но такого роста нет. А спрос внутри страны не растет. В результате роста экономики в ближайшее время ждать, наверное, не стоит.
Власти не учитывают фактор обеднения, когда говорит о росте. Точнее они приняли результат одноразовой выплаты за устойчивый рост. Думается, не стоит ждать роста потребления, скорее, наоборот. Мы вроде бы собираемся повысить налоги с населения, но не собираемся повышать зарплаты, в этих условиях доходы могут только снижаться. Чтобы начался рост доходов, нужно поднимать зарплаты и снижать налоги.
Если мы надеемся на спрос со стороны бизнесменов, налоги на которых вроде бы снижаются, то зря. Верхняя часть среднего класса и элита товары покупают не в России. При реализации предлагаемых налоговых новаций и стагнация будет удачей.
Если говорить о позиции Центробанка, то дело не только в выборах. Во-первых, любая организация заточена на какую-нибудь задачу, и старается любое дело свести к этой привычной задаче. ЦБ в 90-е заточен на борьбу с инфляцией. Во-вторых, макроэкономическая стратегия, которую исповедует ЦБ, учит, что главная задача это борьба с инфляцией, а все остальное рынок сделает сам. Причем борьба с инфляцией рассматривается как сжатие денежной массы – удорожание денег. Но такая стратегия приводит к снижению покупательной способности населения, что давит на производство, одновременно дорожают кредиты для производителей, в результате производство сжимается быстрее, чем денежная масса и возникает дурная бесконечность.
Что касается ставки, то снижать ее надо на потребительские кредиты (рост покупательной способности) и кредиты под конкретные производственные программы (рост производства). И здесь можно пойти на существенное снижение.
Сергей Звенигородский, начальник отдела розничных продаж УК «СОЛИД Менеджмент»: Экономическая и политическая деятельность правительства, направленные на рост внутреннего потребления, паритет по экспорту и импорту на долгосрочной перспективе и рост поступлений валюты за счет продажи ресурсов, в 2017 году начинает показывать плоды. Прирост ВВП по номинальному выражению (с учетом стоимости рубля) на 1,5-2% вполне достижим, поскольку продолжается передел внутреннего рынка, когда его ниши занимаются отечественными продуктами и услугами либо зарубежными, но с локализацией в России (производство развернуто и налоги платятся здесь). Поскольку статьи экспорта/импорта показывают превышение экспорта над импортом, поэтому поступления доходов в валюте показывают прирост продажи продуктов с добавочной стоимостью (прирост чистого дохода). Благодаря действиям России на Ближнем Востоке и тревожной деятельности на границах Саудовской Аравии, ОПЕК смог определиться со стратегией развития добычи и доставки углеводородов на ближайшее время. Эти действия позволили снять часть напряженности в создании цен на нефть и газ, а также позволили сделать разворот в их стоимости почти на 50%. Учитывая 30%-ное наполнение бюджета страны от валютных поступлений за нефть и газ, такой фактор также поддержит ВВП в этом году. Предпосылок для кризисного падения, как и возможной глубины его развития, становится все меньше из-за переориентации экономики России на внутренний рынок и выстраиванию новых цепочек финансирования проектов, поэтому коррекции на рынке не будут долгими, что позволит в конечном итоге выйти на плановые показатели прироста ВВП.
По итогам первого квартала будет видно, какие изменения произошли в потребительском спросе. Повышение цен у монополистов пока более значительно, чем прирост зарплат у бюджетников и пенсионеров, поэтому ограничение их аппетитов и полный аудит деятельности могут принести большую пользу, чем отъем у населения большей части средств на минимально необходимый пакет продуктов и услуг. Вместе с тем, переход рынка на рост и открытие новых рабочих мест, а также изменение подхода к спросу (внутренний – значит, хороший) будет служить поддержкой не только для России в целом, но и станет драйвером роста для повышения благосостояния граждан.
Для ЦБ работа с инфляцией – это один из краеугольных камней их политики в финансовой сфере. Стратегия давно выработана и большинство сотрудников работают в системе именно по ней. Поменять одно из основных направлений, к тому же показавших свою эффективность для правительства, можно после предложения новой стратегии. Она должна будет иметь не только привлекательную базу, но и иметь ясный механизм по внедрению и использованию в постоянном режиме, что не сделать за короткий промежуток времени. Новые стратегии или коррекция существующей предпринимаются постоянно, но принятого решения пока нет, поэтому ЦБ действует по своему функционалу. Снижение ставки до уровня инфляции или более, до уровня 5%, будет отличным стимулированием экономического роста, как за счет получения необходимой дешевой ликвидности (пенсионные накопления, как инструмент, правительством недооцениваются), так и за счет выхода части средств с депозитов и инвестирования их в экономику страны (рост потребительского спроса и внесение денег в проекты, как напрямую, так и через фондовый рынок). Двукратное снижение ставки необходимо провести постепенно, но в течение первого полугодия, тогда эффект будет заметен наиболее полно. Эти действия можно увязать с ослаблением отечественной валюты (как этого хочет часть правительства), а также с выпуском ОФЗ для обычных граждан (в отличие от ГКО эти бумаги будут выходить в определенном количестве с прописанным законодательством ограничением на размер выпуска). Манипуляции с ликвидностью для ЦБ привычны, поэтому снижение ставки будет производиться ими уже в ближайшее время (прогнозы и аналитика используются постоянно).
Написать комментарий