Курильщикам здесь не место. Что не так в идеях Минздрава по борьбе с курением?
Министерство здравоохранения и социального развития России представило новую «антитабачную концепцию» на 2017-2022 годы – проект документа, который еще предстоит согласовать с 18 ведомствами, в том числе c Минфином, Минэкономразвития и МВД. Заложенные в нем идеи поставили вопрос: зачем в дополнение к экономическим мерам, ограничивающим потребление табака, применять еще и необычные запреты?
Пугать и отвлекать
Умышленно или по чистой случайности, копия рассматриваемой концепции утекла в СМИ и произвела эффект разорвавшейся бомбы. В заголовки попало наиболее радикальное предложение – запретить продажу табачных изделий гражданам, родившимся после 2015 года не только до 18 лет, что само собой разумеется, но и по достижению совершеннолетия. То, что возможный запрет вступит в силу в далеком 2033 году, когда не будет ни текущего правительства, ни нынешней власти – лишь деталь, не меняющая сути.
Впрочем, и другая инициатива дошла до широких масс в качестве «плохой новости»: правительство предоставит работодателям право увеличить рабочий день для курящих сотрудников. То есть государство влезет в сугубо договорные отношения, не требующие вмешательства со стороны, и выдаст кнут для наемной рабочей силы. Если и этого покажется мало, то вот что было запрятано глубоко в текстах новостных сообщений: любой человек сможет потребовать у курящего прохожего немедленно потушить сигарету. Приведет ли это к вспышке уличного насилия, в Минздраве не уточнили.
Но министерство справилось со своей задачей – внимание было отвлечено на радикальные идеи, и об очередном повышении акцизов, тоже, кстати, прописанном в документе, никто всерьез не заговорил. Тем временем Минфин уже подсчитал будущие доходы: от роста акцизов на 10% в 2017 году и на 27% до 2020 года бюджет получит 35 млрд руб. в этом году, 82 млрд в 2018 и 126 млрд в 2019-м.
Плюсы подобной информационной стратегии очевидны: пока общество обсуждает скандальную часть концепции, правительство повышает акцизы, налоги на табачные компании, вводит для них экологический сбор, ужесточает правила оформления упаковок и мест продажи вредоносной продукции (табачные щитки на кассах предложено сделать болотного цвета). Предполагается, что курильщики после радикальных угроз будут в глубине души испытывать чувство облегчения, что им вообще разрешили потакать пагубной привычке.
Наказывать и собирать
При этом в экономическом плане российские власти действуют довольно умеренно и мягко: Всемирная организация здравоохранения еще десять лет назад рекомендовала ввести акциз, равный 70% от стоимости пачки сигарет, в России же сейчас он составляет 40%. Поэтому его увеличение продолжится, и оно не вполне вписывается в программу «раскулачивания» населения, как это происходит, к примеру, в области ЖКХ, государственных услуг или с городским транспортом – здесь необходимо быть в общемировом тренде.
Однако противоречивые меры Минздрава производят впечатление до боли знакомого подхода: это картина того, что бывает, когда отсутствует публичное обсуждение – как с профессиональным сообществом, так и с широкой общественностью. Чиновники напоминают Госдуму шестого созыва, которую в народе прозвали «взбесившийся принтер» – за безумное количество безумных законов. О степени адекватности чиновников также можно судить по их концепциям, порой не учитывающим ни положения Конституции, ни гражданские права. Минздрав предлагает воздействовать на граждан не через мировоззрение, а насильно, с помощью ограничительных и репрессивных мер.
Тем же, кто радуется ужесточению порядков, следует напомнить бородатый анекдот, в котором глава семейства перед смертью призывал беречь евреев. «Почему?» – спрашивают его родственники. «С ними разберутся – за вами придут». Сегодня Минздрав подталкивает к тому, чтобы стигматизировать курильщиков, завтра можно будет «оторваться» на ком угодно и по какому угодно поводу. И остановиться будет уже невозможно: у скатывания к тоталитарному обществу отсутствуют механизмы торможения.
Еще одна возможная задача резонансной концепции – отвлечь внимание от провалов самого Минздрава в области здравоохранения и перенести груз ответственности за плохое самочувствие нации с правительства на население: это не мы сокращаем объем бесплатной медицинской помощи, а вы много курите и вообще нездорово живете. В министерстве тешат себя статистикой: с 2009 года по 2016 год доля курящих среди взрослого населения страны уменьшилась с 39% до 33%, а к 2022 году она должна составить 25%. Сейчас Россия потребляет в два раза больше табака, нежели страны Евросоюза, и в 2,5 раза больше, чем США. При этом ежегодно от болезней, связанных с курением или вызванных им, умирают 300-400 тыс. человек. Иначе говоря, 10% смертей происходят по причине курения. Таким образом, российская экономика недобирает порядка 2% ВВП ежегодно.
Внутренние противоречия
Однако повышение акцизов до уровня развитых стран в российских реалиях становится палкой о двух концах: вместе с удорожанием сигарет растет доля контрафактной продукции, более того, потребители переходят на альтернативы – электронные сигареты, курительные смеси и самосад. Что может быть гораздо опаснее, поскольку альтернативы зачастую плохо поддаются регулированию и контролю со стороны государства, иногда они долгое время и вовсе не вводятся в правовое поле и требуется очередная трагедия с большим количеством жертв, чтобы правительство ввело регламент.
Видимо, поэтому Минздрав разработал комбинацию из экономических и репрессивных мер. Но в ней есть одно внутреннее противоречие: если государство неплохо зарабатывает на акцизах (достижение европейских уровней может принести в бюджет в сегодняшних ценах до 900 млрд руб.!), зачем бить себя по рукам и запрещать продажи отдельной категории граждан? Это логика Минфина, тогда как логика Минздрава в том, что если где-то убыло, в другом месте должно прибыть: снизятся расходы на здравоохранение и потери трудоспособного населения.
У скандальных инициатив есть большие шансы пройти и оформиться в виде законов – говорят, они нравятся премьеру Дмитрию Медведеву, который в 2012 году горячо поддерживал запрет на курение в общественных местах и на транспорте. Но известно, как в России работают законы: курильщики и сегодня не ограничивают себя в желании покурить у вокзалов, на остановках, у метро и в прочих общественных местах. Какого эффекта добились реализацией концепции 2010-2015 годов, кроме снижения доли потребителей, тоже неизвестно.
В России принять закон довольно легко – никаких серьезных сдержек и противовесов в виде общественного мнения для законодателей и чиновников нет, но вот обеспечить его исполнение – в российской реальности задача практически невыполнимая. Поэтому с большой долей вероятности можно ожидать, что Россия станет первой страной, где запретят продажу табачных изделий лицам, рожденным после определенного года, но курить от этого они не перестанут.
Написать комментарий
у народа как и у меня один только вопрос:ЧТО ОНИ КУРЯТ???