Смерть от «Боярышника». Почему россияне «мрут как мухи», пока власть борется с алкоголизмом
Столкнувшись с экономическим кризисом, россияне меняют потребительские привычки и все чаще предпочитают традиционному алкоголю спиртосодержащие лосьоны и лекарственные настойки. Оборот средств растет, возникает бизнес, обслуживающий новые потребности, а власти не идут на уступки и продолжают повышать стоимость алкогольной продукции. Почему государство проигрывает борьбу с алкоголизмом и не особо беспокоится о массовых смертях?
Неблагополучные мухи
Чтобы в високосном 2016 году случилось практически все худшее, что можно себе представить, за полторы недели до нового года власти взялись за обсуждение антиалкогольной кампании. «Люди мрут как мухи», – прокомментировал трагедию в Иркутске президент Владимир Путин. В городском районе Ново-Ленино, который жители Иркутска считают неблагополучным, после употребления настойки «Боярышника» скончались более 70 человек. Если бы не череда почти одновременных смертей, сконцентрированных в пределах одного города и района, на проблему никто бы не обратил внимания: в 2015 году, по данным Роспотребнадзора, от отравления «спиртосодержащей продукцией» умерли 14 тыс. россиян. Однако число жертв в Иркутске достигло критического уровня, требующего объявить национальный траур и приспустить флаг. Но вместо этого – унизительная оценка смерти, которая подвела черту под лишенной всякого достоинства жизнью.
В материалах о случившемся часто подчеркивается момент, явно призванный успокоить граждан и не беспокоиться, по крайне мере, за свое здоровье: умершие люди были социально неблагополучными, а зачастую асоциальными элементами, бездомными. Но едва ли в сегодняшней непростой экономической ситуации подобные уточнения дают повод с облегчением выдохнуть. Даже официальная статистика признает: 20 млн россиян в последние два года оказались за чертой бедности; они вынуждены жить на доход ниже прожиточного минимума, а каждой третьей семье хватает средств лишь на еду. И власти, которые цинично сравнивают население России с мухами, несут прямую ответственность за ухудшение качества жизни миллионов граждан, как и за чрезвычайную ситуацию в Иркутске.
При этом президент и его бюрократия уходят в отрицание – не признают, что стратегия, которую правительство приняло в 2009 году, приводит сегодня к ужасным последствиям. Российские власти лучше всего умеют запрещать и строить преграды, а их логика зачастую примитивна: если завысить цены на алкоголь, подняв акцизы, то потребление крепких напитков резко снизится и проблему алкоголизации населения получится наконец-то решить. От рассуждений к делу – пол-литровая бутылка водки за шесть лет подорожала с 89 до 190 руб., из которых 100 руб. – акцизный сбор в пользу государства. До начала кризиса 2014 года казалось, что культура потребления алкоголя меняется в сторону южно-европейских стран: россияне все чаще предпочитали водке вина. Но в 2016 году выясняется, что культура деградировала – каждый десятый россиянин пьет бытовую химию, лосьоны, пресловутый «Боярышник» и прочие суррогатные напитки. И продажи такого рода продукции достигают 20% от оборота легального алкоголя, который год от года падает.
Спрос на «Боярышник»
Концентрат для ванн «Боярышник» – самый видный бренд среди суррогатов. С экономическим кризисом в регионах расцвел бизнес по установке и аренде уличных автоматов «Боярка24», которые за 60 руб. выдают любому – хоть заправскому алкашу, хоть первокласснику – флакон настойки. Объем фунфырика, как его называют в народе, 250 мл, но этикетка сообщает, что на 93% жидкость состоит из этилового спирта. Авторы идеи предлагают ежемесячный доход с одного автомата в 35980 руб. и окупаемость за один месяц. До последних дней это был совершенно легальный торгово-закупочный бизнес с хорошими перспективами: «На дворе сложные времена, спрос на лосьоны со стороны потребителей растет каждый день», – гласило рекламное предложение по аренде/покупке автоматов. Причем никто и не скрывал – применять средство по назначению, то есть добавлять его в ванну, покупатели и не думают.
Четкая взаимосвязь действий федеральных властей и возникновения рынка суррогатов налицо: лосьоны и различные настойки не облагаются акцизом и укладываются в существующую и, конечно, печальную традицию «аптечного алкоголизма». Минимальная цена на водку, ежегодный рост акцизов и запуск единой государственной автоматизированной информационной системы учета алкоголя не помогли в борьбе с алкоголизмом, но усугубили социальную болезнь. По одним данным, потребления алкоголя на душу населения в России упало вдвое – до 6,6 л в 2015 году. Но вместе с тем продажи спиртосодержащей бытовой химии и парфюмерии растут опережающими темпами: в том же 2015-м россияне выпили 200 млн литров лосьонов. Теневая сторона процесса рано или поздно дала бы о себе знать, даже если бы в Иркутск не попала контрафактная партия «Боярышника», в котором Росалкогольрегулирования обнаружило помимо этилового спирта еще и метиловый и антифриз – тот случай, когда базовое представление власти о бизнесе как социально безответственном подтвердилось. Производители концентрата для ванн, по всей видимости, решили сэкономить, сократить издержки и повысить прибыль. Ничего личного, всего лишь бизнес.
Лишние люди и власть
Но сюжет на самом деле масштабнее направленной против здоровья потребителей бизнес-модели. Возможно, дешевая, но качественная водка спасла бы власти от позора, которым, безусловно, является каждая смерть от приема «Боярышника» в Иркутске и далее по всей стране. Признание неэффективным метода борьбы с алкоголизмом путем завышения цены на алкогольную продукцию тоже бы не помешало. Ведь перед нами не болезнь, а ее симптомы – крайняя бедность, нищета, отсутствие перспектив и потеря себя. Так ли должны жить люди в великой стране, вставшей с колен, или это больше походит на быт в государстве третьего мира, где население – обременение для власть предержащих?
Социальная депрессия и бесцельность существования ставят вопрос: а может ли президент дать россиянам цель, что-то кроме победоносных новостей в телеэфире? У него у самого, похоже, нет цели, кроме как быть «самым влиятельным человеком мира». И какова ирония: самый влиятельный мировой лидер не может повлиять на ситуацию в стране, создать условия для благополучия граждан. И ведь не переселена Россия, а, наоборот, стремительно пустеет. Но властям, судя по всему, даже такое количество граждан обременительно содержать, строить с ними нормальную экономику и условия для жизнедеятельности. Надо признать, что население государству не нужно: «Живете как мухи, ну так и мрите как мухи». Заменим вас на гастарбайтеров, что даже выгоднее – у них-то и претензий на права нет, и иностранных топ-менеджеров. На газовой ли, нефтяной трубе сидеть дело нехитрое, для этого требуется 1,5 млн человек, занятых сегодня в нефтегазовом секторе. Поэтому все больше людей переходят в разряд лишних, вечной проблемы недонаселенной России.
Российская же бюрократия бессильна изменить ситуацию, поскольку собственных ошибок она не признает. Каждое решение чиновников не решает проблему, а порождает новую, тогда как с корневой причиной – нищетой и невостребованностью – никто ничего поделать не в силах. Потому что система работает не для того, чтобы граждане были счастливы и процветали, а для некоего абстрактного величия государства, на котором наживаются всем известные круги и приближенные к верховной власти.
Поскольку коррупция, подпольные производства и контрафакт туго переплетены в причинно-следственной цепочке, то регулирование спиртосодержащих средств, введение акцизов для лосьонов, обязательных рецептов для продажи корвалола или валокордина, маркировки для парфюмерных средств о том, что их употребление внутрь – угроза жизни приведет лишь к тому, что неизбежно появятся новые относительно дешевые средства. И нужны они будут по-прежнему для одного: выключить себя из опостылевшей действительности, тяжкой и невыносимой. А власти от акцизов на алкоголь не откажутся – с них копейка в бюджет капает, а проблема утопающих, как известно, дело рук самих утопающих.
Написать комментарий
"Боярышник" теперь самый раскрученный напиток. Сделали рекламу называется.
"Боярышник" теперь самый раскрученный напиток. Сделали рекламу называется.