Без аналогового ТВ и коллективного доступа в интернет. Как кризис скажется на доступности информации в России
По заявлению главы Минсвязи Николая Никифорова до конца этого года в стране будут закрыты пункты коллективного доступа в интернет (ПКД) – в рамках проекта «Универсальная услуга связи» они были созданы в населенных пунктах с числом жителей от 500 человек. Кроме того, министр сообщил, что в 2018 году в России перестанет работать аналоговое телевидение в связи с переходом на цифровой стандарт. Что лежит в основе этих решений и как они повлияют на информационную обеспеченность граждан России?
О чем говорил министр связи?
По сообщению Interfax, до конца этого года ПКД будут закрыты в населенным пунктах с числом жителей более 50 тыс. человек. На самом деле, с такой инициативой выступает Минфин, заодно предлагая с 2017 года прекратить госфинансирование телефонной связи с использованием таксофонов. Минсвязи планирует закрыть только ПКД, зато практически все. Исключение составят только малые населенные пункты, в которых других способов связи нет. Министр связи утверждает, что это решение принимается из-за нехватки средств в бюджете.
Также Никифоров сообщил прессе о том, что государство в 2018 году перестанет субсидировать телевещание в аналоговом формате. По словам министра, могут остаться буквально один-два региона, которые, исходя из своих местных интересов, сочтут, что аналоговое ТВ им необходимо, и частично его сохранят за счет собственных ресурсов. На остальной же части России, «как только уйдут субсидии, оно (аналоговое ТВ – ред.) моментально будет отключено».
Пункты коллективного доступа
Согласно требованиям Закона «О связи» от 2003 года, «в каждом поселении должно быть установлено не менее чем один таксофон с обеспечением бесплатного доступа к экстренным оперативным службам; в поселениях с населением не менее чем пятьсот человек должен быть создан не менее чем один пункт коллективного доступа к сети Интернет».
Расходы по обеспечению этих услуг взяло на себя государство.
Конкурсы по таксофонам в большинстве случаев выиграл «Ростелеком», а по ПКД – «Почта России».
Для субсидирования деятельности операторов связи в части госуслуг был создан специальный фонд, в который все операторы перечисляют 1,2% своей выручки.
Сложившаяся схема не совсем устраивала «Ростелеком» и «Почту России». В чем тут причина, пресса не сообщает. Возможно, государство не всегда было пунктуально в выполнении своих финансовых обязательств, также очень вероятно, что размеры субсидий не соответствовали представлению операторов о «правильной» норме прибыли, но так или иначе, еще в 2012 году министр Никифоров сообщил прессе о намерении избавиться от ПКД. По заявлению министра, стоимость услуг в пунктах неоправданно высока (от 250 руб. до 1000 руб. за 100 Мбайт трафика в зависимости от региона), а популярность ПКД крайне мала.
Также недоволен был глава Минсвязи необходимостью установки и обслуживания таксофонов в каждом населенном пункте. «Обслуживание каждого жителя страны, один раз позвонившего по таксофону «Россвязи», обходится нам в 35 тыс. руб. в год, нам дешевле каждому дать бесплатный сотовый телефон и безлимитный тариф к нему», – пожаловался тогда же Никифоров.
В 2013 году Совфед отклонил поправки к Закону «О связи», которые инициировало Минсвязи, и отказался реформировать систему универсального обслуживания, определенную Законом.
В 2014 году Федеральное агентство связи заключило с «Ростелекомом» контракт сроком на 10 лет, согласно которому оператор должен был отвечать за все услуги универсальной связи (включая ПКД). Также «Ростелеком» по этому контракту обязывался провести оптоволоконные линии связи с пропускной способностью 10 Мбит/сек во все населенные пункты с числом жителей 250–500 человек в рамках проекта устранения «цифрового неравенства».
Субподрядчиком по услугам ПКД у «Ростелекома» выступает «Почта России». Стоимость услуг связи в пунктах коллективного доступа снижена в 2015 году в среднем до 10 руб. за 100 Мбайт, но и на этом уровне в разы превышает стоимость связи большинства интернет-провайдеров в стране. В итоге трафик в ПКД вырос в несколько раз, но, тем не менее, остался достаточно скромным: в первом квартале этого года он составил 360 ГБ на все пункты коллективного доступа, которых в стране примерно 21 тыс. В 2012 году этот показатель был в 3 раза выше (4,5 ТБ за год).
Аналоговое телевидение
Цифровое телевидение дает такое качество изображения, которое аналоговое вещание обеспечить не может. Кроме того, цифра позволяет передавать сразу целый пакет (мультиплекс) телеканалов на одной частоте, освобождая эфир для других нужд. То есть, штука эта весьма полезная, вопрос только в способах ее реализации. А еще Россия в 2006 году подписала международное соглашение по цифровому телевизионному вещанию «Женева-06», согласно которому обязалась перейти на «цифру» в 2015 году. То есть, сроки «поджимают». Соглашение это не обязывает отключать аналоговое ТВ, но имеет ряд оговорок, усложняющих работу «аналога».
Разговоры о необходимости перехода к цифровому ТВ ведутся у нас в стране давно. Программа по переходу к цифре была разработана в 2004 году «Российской телевизионной и радиовещательной сетью» (РТРС). В 2009 году президент Путин подписал ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015 годы» с общим бюджетом 122 млрд руб. По мере выполнения этой программы сроки введения «цифры» неоднократно переносились, объемы финансирования менялись.
В 2014 году правительственная комиссия по развитию телерадиовещания сочла целесообразным, чтобы аналоговое ТВ продолжало вещание для сохранения информационной обеспеченности граждан России.
Согласно ФЦП, для каждого региона срок перехода на «цифру» определяется индивидуально. Как только доля эфира аналогового ТВ становится меньше 5%, то регион можно переводить на цифровое телевидение.
По данным Минсвязи на 2014 год, в той или иной форме цифровым ТВ (спутник, кабель, интернет-телевидение, эфир) пользуются около двух третей всех домохозяйств страны. В планах министерства обеспечить 98% населения не менее чем 20 каналами цифрового качества.
Что получит в результате этих решений население?
Касательно ПКД ситуация выглядит довольно просто: нет денег – нет связи. Трафик в пунктах коллективного доступа довольно мал, но не нулевой, и со снижением стоимости услуги возрос. То есть, услуга эта востребована, по крайне мере, в некоторых регионах, и пользуются ею граждане отнюдь не в целях развлечения – стоимость относительно высока. Отчасти сокращение ПКД будет компенсировано прокладкой опто-волоконных линий связи (ВОЛС) в малые населенные пункты. По данным операторов, в тех населенных пунктах, где такие точки доступа к высокоскоростному интернету уже организованы, наблюдается взрывной рост трафика. Также чиновники обещают, что в местах, где наблюдаются проблемы со связью, решение по закрытию ПКД будет приниматься в индивидуальном порядке.
С точки зрения финансирования, приоритетными сейчас становятся таксофоны: вдруг выяснилось, что услуга эта востребована, во многих местах такой вид связи является единственным, и трафик по нему довольно высок, особенно по вызовам экстренных оперативных служб. На втором месте идет проект устранения «цифрового неравенства» – ВОЛС, а на третьем – ПКД.
С отключением аналогового ТВ все немного сложнее. Государство обещает субсидировать только первый мультиплекс, в который вошли 10 федеральных каналов: «Первый канал», «Россия 1», «Матч ТВ», «НТВ», «5 канал», «Россия-Культура», «Россия 24», «Карусель», «ОТР», «ТВ Центр». Второй мультиплекс, включающий «РенТВ», «Спас», «СТС», «Домашний», «ТВ3», «НТВ+ Спорт», «Звезда», «Мир», «ТНТ» и «МузТВ» только рекомендован к бесплатному распространению, но поддерживать его государство не собирается. Для жителей отдаленных населенных пунктов, в которых с трудом «ловились» только пара аналоговых каналов, такая перемена явно пойдет на пользу. В городах, где в «аналоге» были бесплатно доступны более 10 каналов, такое новшество будет означать сокращение выбора программ.
В связи с переходом к «цифре» проблемы возникают также у телекомпаний. Государство берется финансировать вещание только центральных каналов федерального уровня. Согласно утверждению замглавы Минкомсвязи Алексея Волина, «производство контента стоит денег. Очень больших денег, если речь идет о качественном и уникальном контенте. Позволить себе это сегодня могут лишь локомотивы отрасли – 5–6 крупных игроков рынка, которые и обеспечивают ее развитие. И им надо уделять особое внимание. Потеряем их – национального телевидения в стране не будет». Что подразумевал замминистра под «уникальным и качественным контентом», остается загадкой, но господдержка «центровым» телеканалам обеспечена. Каналам второго эшелона приходится гораздо труднее: в случае аналогового ТВ они отчисляли за право вещания на частоте около 300 млн руб. в год, в «цифре» это «удовольствие» обойдется им в 1 млрд руб. Есть и иные траты (например, 1,5 млрд руб. на развитие сети). Предполагается, что эти расходы вернутся в виде абонентской платы, но на чем держится эта уверенность, не понятно – все, кто считал нужным пользоваться платным цифровым ТВ, давно это делают. «Неокученной» осталась та часть населения, большую часть которой такая услуга либо не интересует, либо она этим домохозяйствам не по «карману». Кстати, в связи с высокой ценой «входного билета» в мультиплекс, совершенно непонятна судьба региональных телекомпаний – для них финансовые проблемы такого уровня просто неразрешимы. Окупить их за счет рекламы не удастся, региональные власти помочь по очевидным причинам тоже не смогут. То есть, значительная часть населения страны, затаив дыхание, будет любоваться «уникальным и качественным контентом» десятка федеральных каналов и только. Бесконечные и неотличимые один от другого сериалы и телешоу, слизанные с западных прототипов, и слегка адаптированные с учетом национальной специфики. Местные телекомпании вносили хотя бы некоторое разнообразие в этот поток.
Вопрос о третьем мультиплексе отодвигается пока что в неопределенное будущее.
Кстати, чиновники «вошли в положение» телекомпаний по поводу финансовых трудностей в связи с кризисом. Замглавы Минсвязи Волин уже вовсю ратует за возвращение рекламы табака и спиртного в СМИ. «Мы считаем, что вернуть (рекламу алкоголя и табака в СМИ – ред.) надо везде полноценно, в том числе на телевидении», – заявляет чиновник.
Волина поддерживает глава ФАС Артемьев, который до этого «занимал абсолютно непримиримую позицию», а теперь вот «прозрел». Не понимал, не понимал, а потом вдруг понял. Так бывает. Артемьев полагает, что реклама алкоголя в печатных СМИ и в интернете допустима в небольшом количестве. То есть, едва ли не буквально повторяет известную фразу Жванецкого – «алкоголь в малых дозах полезен в любых количествах». И даже Союз журналистов Москвы «возбудился» по этому поводу – передал в 2015 году президенту РФ обращение главных редакторов федеральных СМИ, в котором предложили вернуть рекламу алкоголя и табака.
Кстати, цифровое ТВ не «ловится» на телевизорах старых моделей, тут требуется дополнительное оборудование, которое в докризисных ценах стоило порядка 2 тыс руб. за самый дешевенький китайский комплект (специальный приемник + антенна). Сначала федеральное правительство планировало компенсировать эти затраты для малоимущих семей (таковых оказалось более 7 млн), но потом посчитало деньги в бюджете и оказалось, что «не судьба». Федеральное правительство попыталось переложить эту проблему на регионы, но там заявили, что денег на это нет. Разрешился ли каким-либо образом этот вопрос, не сообщается. Велика вероятность, что его постигнет участь «майских указов».
Написать комментарий
Выборы, выборы - все депутаты п...