Слухи и «сливы» об отставках. Как борьба бульдогов под ковром парализовала Россию
После выборов в Госдуму и, в особенности, перед президентскими выборами – в сумеречный час «между собакой и волком» – конкуренция возвращается в российскую политику, но в извращенном виде, поскольку само устройство государственного управления в России не предполагает никакой публичной конкуренции, только лояльность «линии партии» и аппаратную борьбу за расположение первого лица. Поэтому наступает пора слухов и «сливов» о ближайших кадровых решениях, которые готовит президентская канцелярия.
Партия «отставить»
Одни сообщения работают как провокации – выдергивают шатающееся кресло из-под главы не особо эффективного ведомства или компании. Так «увольняли» главу РЖД Владимира Якунина в 2013 году, подделав пресс-релиз Белого дома и разослав его по ведущим информационным агентствам. Однако отставка его ждала позднее, в 2015-м, правда, по той же причине – непомерно выросшие аппетиты.
Так сейчас «уходят» главу Следственного комитета России Александра Бастрыкина, ведомство которого летом попало в центр коррупционного скандала: сотрудники ФСБ задержали руководителей его московского управления за взятку от вора в законе Шакро Молодого.
Информационная атака выглядела следующим образом: сначала «информированные источники» в самом Комитете рассказали нескольким изданиям о грядущей перемене, которую объявят после выборов в парламент. Затем сайт Legal.Report написал о добровольном прошении Бастрыкина освободить его от занимаемой должности, конечно, со ссылкой на документ, якобы подписанный его рукой. В то же время по СМИ прошла рассылка поддельного указа президента о расформировании Комитета.
Официальный представитель ведомства Владимир Маркин в свойственной ему манере называл поступавшую информацию «утками» и «одна бабка сказала». Точно так же он отвергал сведения о собственном уходе, но через неделю сдался: признал, что все-таки поставил подпись под рапортом об увольнении. Возможно, и его начальника ждет та же судьба, но пока есть минимальный шанс сохранить позицию, единственный вариант – путь отрицания.
Тем временем за влияние подковерную борьбу глава СК уже проиграл. Набравшая в последнее время силу ФСБ сметает без разбору губернаторов, высокопоставленных федеральных чиновников из числа президентских приятелей и даже коллег силовиков. То, к чему Служба стремится в пределе, тоже заявили «близкие к силовым структурам источники» – создание Министерства государственной безопасности со всеми функциями и полномочиями советского КГБ. Таким образом, конечная цель «войны силовиков» заявлена. Приемлема она политически для президента, стремящегося к балансу, или нет, до президентских выборов станет известно.
Но Бастрыкин не одинок на скамье проигравших аппаратную борьбу. Компанию угодившему в опалу главе СК составляет губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. В конце августа из администрации президента распространился слух о его отставке сразу после думских выборов. Скромные успехи градоначальника были давно очевидны: городское хозяйство при его предшественнице Валентине Матвиенко развивалось куда активнее и лучше, а с приходом Полтавченко развитие города застопорилось, экономика пришла в упадок.
Недовольство начали проявлять местные элиты и близкие к президенту братья Ковальчуки. Более того, команда губернатора не справилась с задачей построить стадион «Зенит Арена», объект федерального значения, и спровоцировала несколько скандалов, в том числе из-за заявлений, что на достройку объекта пойдут деньги, заложенные на строительство школ и детских садов. Тем не менее, почему выбор жителей города, проголосовавших за Полтавченко на досрочных выборах 2014 года, не учитывается при этом решении, вопрос скорее риторический. Партия сказала «надо» – и тогда, и сейчас.
Партия «назначить»
Но есть и «вбросы» другого типа: они призваны скомпрометировать информацией о предполагаемом назначении того или иного чиновника в глазах высшего руководства. Одна из сложных многоходовых комбинаций, возможно, и привела к падению Вячеслава Володина. Как куратор внутренней политики он выиграл для Владимира Путина парламентские выборы, обеспечив «Единой России» конституционное большинство и рекордное количество мест за всю историю. Однако не смог продержаться и одного президентского срока в должности первого заместителя главы администрации президента – сразу после выборов был отправлен спикером в новую Госдуму. Что означает: отстранен от президентской кампании-2018.
Источники утверждали, что чиновник до последнего надеялся остаться на своей должности и искал выслуги. Но, вполне вероятно, так он поплатился за чрезмерные амбиции – стать в не столь отдаленном будущем премьер-министром при президенте Путине образца четвертого срока. Он вместе с бывшим главой администрации Сергеем Ивановым интриговали против Дмитрия Медведева перед выборами: теперь один «уполномоченный по кошкам» при главе государства, другой – думский дирижер. Так слухи о планах Володина могли сыграть с ним дурную шутку, и никаких больше манипуляций с внутренней политикой из Кремля.
После назначения технической фигуры Антона Вайно, выходца из клана главы «Ростеха» Сергея Чемезова, главой администрации президента в информационной повестке появилась тема политического транзита – от третьего срока Путина к четвертому и возможных досрочных выборов президента в 2017 году. Согласно проектировкам бюджета 2017 года, деньги на проведение выборов заложены именно в нем, а не в бюджете 2018 года, когда по Конституции они должны состояться. В этот сюжет вписывается и слух о возвращении Сергея Кириенко в большую политику, который может занять освободившуюся должность куратора внутренней политики.
Намерен президент или нет преподнести либеральной части элиты «киндер-сюрприз», он явно медитирует над тем, кого взять с собой в четвертый срок правления и кто обеспечит максимально легитимный переход к нему (поддержка либералов тут не будет лишней). В поисках своего места в будущей конфигурации власти представители разных кланов вбрасывают и другие версии перестановок: министра обороны Сергея Шойгу в премьеры, Медведева – главой объединенного Верховного и Арбитражного суда. Для одних распространяемые слухи – угроза карьере, для других – черная метка.
Весы Путина
Есть у стиля управления Владимира Путина тяга к гармонии: одно должно уравновешивать другое. На усиление силовиков, уже выстраивающих МГБ в своих фантазиях, он может ответить некоей демократической струей – приходом еще одного системного либерала Кириенко. Это «весы» Путина, которые объясняются логикой равновесия между условными силовиками и не менее условными либералами, условными Чемезовым, Шойгу, Сечиным и Медведевым. Не исключено, что и достигаемое таким образом равновесие тоже весьма условно.
Так, например, Алексея Кудрина во главе Центра стратегических разработок президент «уравновесил» Столыпинским клубом, который продвигает для укрепления собственных позиций советник президента Андрей Белоусов. Так как подходы двух экспертных лагерей прямо противоположны, то ничего кроме громких споров они произвести на свет не могут. Однако, по-видимому, никто со своей экспертизой и идеями обделен не будет. И это лучший пример того, как стратегия угодить и вашим, и нашим ни к чему не приводит; никаких экономических реформ ждать не стоит.
Но поскольку в государстве нет прочных институтов, все подчинено волюнтаризму первого лица. Именно поэтому российская система госуправления не отличается «политической стабильностью», особенно сейчас, когда все пришло в движение. Также очевидно, что столь любимая российским руководством перестановка мест слагаемых суммы не меняет, а непрозрачная кадровая политика превращается в гадание на кофейной гуще. Никакой внятной конкуренции за позиции, никаких выводов из отставок (каждому отставнику подыскивают синекуру в совете директоров госкомпании или на ничего не значащей должности при президенте), сплошная ротация «отработавших свое» кадров и никаких внятных объяснений новым назначениям.
Все это ведет к напряжению внутри чиновничьего класса, которое нагнетается тайной окончательного решения. Работа ведомств парализуется: сотрудники обсуждают, уйдет тот или иной чиновник или не уйдет. А слухи и «сливы» лишь усиливают дезорганизацию всего государства – от силовых ведомств до отдельных областей и городов. «Племя бездельников», по словам Полтавченко, только и обсуждает отставки и назначения, а не работает. И хотя губернатор Санкт-Петербурга пригрозил таким увольнением, нельзя отказать им в рациональности: зачем строить из песка замок, если его в следующий миг накроет и поглотит волна?
По сути, в ожидании большой перетасовки после думских и перед президентскими выборами живет вся страна. Но, как уже неоднократно доказывал Путин, он способен ответить на охвативший государство паралич внезапным «пакетным» решением: так в один день летом он высадил десант из личных адъютантов и сотрудников ФСО губернаторами сразу нескольких областей. И это еще одна примета его стиля – кадровый блиц-крик. Но можно ли, отказавшись от системного подхода, одним махом решить все кадровые и прочие проблемы страны?
Написать комментарий