Опустошение «кубышки». Сколько стоит предвыборная стабильность Резервному фонду России?
В августе 2016 года объем Резервного фонда сократился на 18,4%. В частности, Минфин направил на покрытие дефицита бюджета 390 млрд руб. Всего же с начала года казначейство потратило 1,5 трлн руб. Таким образом, в сентябре в фонде осталось 2,09 трлн руб., а к концу года может оказаться 980 млрд. Все указывает на то, что в 2017 году финансировать дефицит бюджета придется за счет Фонда национального благосостояния, в котором сейчас 4,7 трлн руб. С чем связаны столь высокие темпы расходования «кубышки» и будет ли она исчерпана к концу 2017 года? Оказывает ли расходование резервов поддержку рублю и помогло ли оно преодолеть «августовское проклятие» (падение нацвалюты в августе)? И как власти будут финансировать дефицит, когда резервов не останется?
Наталья Мильчакова, замдиректора-аналитического департамента «Альпари»: Высокие темпы расходования средств из Резервного фонда вообще можно связать только с двумя факторами – падением цены на нефть и последующим экономическим кризисом. С 2014 года по сегодняшний день цена на нефть упала на 52%, а средства Резервного фонда уменьшились более чем на 65%. Средства Резервного фонда в 2014-2015 годах направлялись на финансирование социальных программ, но в конце 2015 года были внесены поправки в законодательство, разрешающие использовать его средства для покрытия дефицита госбюджета. В текущем году дефицит частично закрывается именно за счет резервов.
Рост темпов их расходования в августе связан, прежде всего, с предстоящими выборами в Госдуму, поскольку и выборы требуют определенных затрат, и социальные расходы прямо перед выборами нельзя урезать слишком сильно (в частности, от индексации пенсий правительство, хоть и отказалось, но заменило ее разовой денежной выплатой пенсионерам, а это тоже достаточно большие расходы, хоть и одноразовые). Мы полагаем, что Резервный фонд может быть исчерпан в следующем году, хотя не факт, а насчет ФНБ – более сложный вопрос, так как в конце этого года фактор выборов уже перестанет влиять на государственные расходы. Кроме того, уже заметно, что во втором полугодии цена на нефть выше, чем в первом, а это будет положительно влиять, и уже влияет на курс рубля и производство в ряде отраслей, следовательно, вопрос будет уже не в том, как сократить расходы, а за счет чего пополнить государственный резерв.
«Августовское» и иные «проклятия» рубля, привязанные к определенной дате или времени года, не больше чем мистика. Расходование Резервного фонда не идет на поддержку рубля, последний вопрос находится в ведении ЦБ, а не Минфина. Рубль поддерживается за счет растущей нефти, а иногда – за счет расходования золотовалютных резервов ЦБ, нацеленного на то, чтобы сгладить спекулятивные колебания рубля и поддерживать не только экспортеров слабым рублем. Мы по-прежнему считаем, что при текущей цене нефти курс рубля спекулятивно занижен, и его справедливая стоимость – в рамках 60-62 руб. за доллар и ниже 70 руб. за евро.
Действительно, у России одно из самых низких в мире соотношений госдолга к ВВП (доля госдолга в ВВП составляет всего 39%). Мы полагаем, что государство может безболезненно занимать на внутреннем рынке, что избавит его от необходимости привлекать валютные заимствования. Кроме того, пока рубль ослаблен, имеет смысл заимствовать именно в рублях, так государство как заемщик может сократить риски. Что касается госимущества, то, на наш взгляд, от приватизации контрольного пакета «Башнефти» пока отказались, и с приватизацией миноритарного пакета «Роснефти» не торопятся, потому что цена на нефть начала расти, и у правительства есть шанс выручить за такие активы значительно большую сумму. Это хороший признак, что правительство не распродает такие высококачественные активы по заниженной цене – значит, запас прочности у бюджета есть. В противном случае, можно было бы задуматься о том, что в стране все плохо, раз уж власти распродают активы за бесценок. Однако Владимир Путин недавно заявил в интервью зарубежным СМИ, что Россия не нуждается в новой порции валютных заимствований, объяснив, что у России есть запас прочности в виде накопленных резервов и большого объема золотовалютных резервов.
Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ИХ «ФИНАМ»: Как правило, денежные потоки, связанные с финансированием дефицита федерального бюджета очень неоднородны. В частности, в начале года финансирование дефицита могло происходить за счет невыбранных остатков за прошлый год. Летний перерыв в расходовании средств фондов мог быть связан, как с невыгодным курсом рубля (резервы по большей части номинированы в валюте, т.е. в условиях плавающего курса разница от переоценки может достигать значительных размеров), так и с поступлением денежных потоков из альтернативных источников – в том числе от размещения облигаций федерального займа. Между тем, бюджетные расходы обычно сосредоточены в четвертом квартале и их рост в последнее время выглядит закономерным процессом.
По моим оценкам, траты из резервных фондов оказывают несущественную поддержку рублю, так как осуществляются через ЦБ, который оперативно «стерилизует» образующуюся излишнюю рублевую денежную массу, в том числе посредством депозитных аукционов. Поддержку рублю, как и валютам других развивающихся стран, в летне-осенний период оказывал по большей части приток средств с развитых рынков, поскольку мягкая монетарная политика ЦБ крупнейших мировых экономик (Японии, еврозоны, США) делает номинированные в этих валютах активы низкопривлекательными для вложений.
Ожидаю, что резервные фонды потратят к первой половине 2018 года.
На мой взгляд, ЦБ практически ни при каких условиях не откажется от плавающего курсообразования и не вернется к политике валютного коридора. Скорее всего, ЦБ не будет тратить резервы и оказывать поддержку нацвалюте. Активный рост внешнего долга маловероятен, так как из-за санкций процентные ставки выглядят непривлекательными, а потенциальные объемы заимствований невелики. Скорее всего, правительство будет решать проблему дефицита бюджета повышением налогов и повышением пенсионного возраста.
Александр Шустов, генеральный директор МФО «Мани Фанни»: Полагаю, что высокие темпы расходования Резервного Фонда можно объяснить тем, что поддержка оказывается не только бюджету, но и финансовым рынкам. А на финансовых рынках поддерживают не только рубль, но и, например, фьючерс на индекс ММВБ, который на фоне такой поддержки обновляет максимумы. На прошлой неделе индекс ММВБ достигал значения в 2063 пункта, и видно, что на бирже есть крупные игроки, которые поддерживают бумаги до выборов. Именно период до выборов, стабильность в этот период, являются очень важными, поэтому основные расходы приходятся на август и сентябрь. Удастся ли сохранить резервы, зависит от внешних факторов, в частности, от цены нефти. Если баррель Brent будет дороже 60 долларов – российскую экономику ждет более мягкий сценарий, с дефицитом бюджета удастся справиться и сохранить ФНБ и Резервный фонд.
Поддержку рублю оказывают через фьючерс на индекс ММВБ, который имеет прямую корреляцию с парой рубль-доллар. Это видно по крупным заявкам на покупку фьючерса, которые последние два месяца не давали ему упасть.
Наращивание госдолга – это один из путей, но, скорее всего, правительство идет все-таки по пути наращивания налоговой нагрузки, так как покупать гособлигации – это добровольное дело, а налоги – обязательное, и, с точки зрения поступлений в бюджет, более прогнозируемое.
Кирилл Яковенко, аналитик «Алор Брокер»: Финансовые власти не смогли пролоббировать отказ от дефицита бюджета, и теперь для его покрытия активно используются резервы, которые, если их тратить теми же темпами, будут исчерпаны через 1,5-2 года. Если не сократить расходы и не повысить эффективность использования бюджетных средств, то скоро стране придется занимать как на внутреннем, так и на внешнем рынке, возможно через выпуск облигаций. Отметим, что доходы от планируемой приватизации госпредприятий не способны полностью компенсировать недостающие средства. Относительно крепкий рубль связан не с тратами резервов, а с излишне жесткой монетарной политикой ЦБ РФ. В ближайшие месяцы мы можем увидеть ослабление национальной валюты и рост курса доллара до 75 рублей на фоне снижения российской процентной ставки, роста американской ставки и падения нефтяных котировок.
Сергей Звенигородский, начальник отдела розничных продаж УК «СОЛИД Менеджмент»: По плану расходов бюджета основные траты приходятся на второе полугодие, и выделение средств происходит по итогам второго квартала. Прогноз Минфина сделан исходя из существующих расходов и доходов и при том же состоянии экономики, т.е. будет корректироваться в 2017 году и далее. По правилам формирования государственного долга и выпуска отечественной валюты Россия должна иметь золотовалютные резервы в определенном объеме, поэтому можно констатировать, что до нижней планки ЗВР деньги будут выделены на поддержку бюджета страны.
Поддержка оказывает определенное влияние, как и изменение торгового баланса, а также стоимость нефти и настроения международных инвесторов. Благодаря их совместным действиям произошел сдвиг коррекции рынка с августа на более позднее время («проклятие» отменить не получится). Государство стало больше средств тратить на проекты (оборонный комплекс, наука, с/х, промышленность) внутри страны, т.е. не только на сиюминутные потребности, поэтому использование резервов оправдано, ведь именно для такой ситуации они и созданы.
Госдолг России без займов из-за рубежа будет расти за счет внутренних источников, т.е. девальвации рубля и обязательств страны перед своими гражданами. Повышение эффективности госуправления, изменения в налоговой сфере, а также оптимизация самого аппарата правительства дадут возможность восстановить экономику и поднять ее на новый уровень, что скажется на расходах и доходах бюджета. Занять средства мы можем в азиатском регионе, там ценят гарантии России по выплате долгов (мы всем возвращаем по 100%), а средств оттуда нам хватит для удовлетворения всех своих потребностей. Что касается приватизации, то аудит предыдущих попыток показывает, что самым эффективным собственником крупных предприятий и компаний является государство.
Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем: Высокие темпы расходования резервов связаны, естественно, с недостаточностью источников финансирования бюджетных расходов в условиях отсутствия возможности масштабного внешнего и внутреннего заимствования.
Если власть (Минфин) считает, что государственные резервы будут исчерпаны, они будут исчерпаны. (Тот, кто черпает из бочки, обычно способен определить, насколько ее хватит.)
Исчерпание резервов приведет к фактическому сокращению государственных расходов. Для экономики это будет означать сокращение финансирования. Расходы государства это либо инвестиции, либо деньги получаемые гражданами – платежеспособный спрос. Так что это будет удар по экономике. Сохранить резервы можно будет только при повышении эффективности расходов – сокращением числа посредников между государством и реальной экономикой. Но при нынешней экономической модели это вряд ли возможно.
Прямым ударом по рублю будет девальвация. В случае отказа от девальвации и нарастании дефицита бюджета произойдет падение доверия к рублю, что приведет к бегству в валюту и снижению курса. Но у ЦБ достаточно рычагов, чтобы держать курс «административно». Поэтому во втором случае быстрого падения курса ждать не стоит. Но если тенденция не изменится, то через некоторое время падение станет значительным.
Если резервы будут исчерпаны, то государству придется обратиться за займами. Если эти займы дадут, то государственный долг будет естественно расти. Вопрос в том, в каком объеме дадут эти займы и дадут ли их вообще.
Я не стал бы противопоставлять девальвацию и сокращение расходов. Девальвация это лишь другая форма сокращения госрасходов – фактически при девальвации финансирование будет сокращено. Прямое сокращение расходов хотя бы позволяет вам выбрать, что именно вы будете сокращать, в то время как при девальвации сокращаются все расходы. Но для прямого сокращения возможности тоже ограничены.
Чтобы сократить расходы нужно повысить их эффективность – деньги должны работать там, куда они направлены. А не кормить армии посредников – «операторов» с государственными средствами. Пока будет так, нам никакого бюджета не хватит.
Дмитрий Шевченко, зампредправления АКБ «Ланта-Банк»: Расходы резервов связаны с бюджетными расходами, но бюджетные расходы являются плановыми. Просто в данном случае дефицит бюджета покрывался не за счет размещения ОФЗ, а за счет расходования резервного фонда. Это стратегический выбор Минфина, который определил именно такой алгоритм покрытия дефицита бюджета. Причина видимо заключается в том, что ОФЗ – это платные ресурсы, за которые нужно платить проценты, в то время как резервный фонд бесплатен.
Написать комментарий
А зачем нужны эти "фонды"? Деньги должны работать. История со стабфондом показала, что российский бизнес нищенствовал и занимал деньги за рубежом под высокий процент, а когда наступил кризис, стабфонд распихали только своим. Народ расплачивался за всё сам. Не лучше бы выяснить, куда девались те рубли, которые были получены при обмене на доллары по курсу, обеспечившему государству мощный приток дешёвых рублей из загашников? Но "эксперты" на такое не рискнут. Не рискнут они и на анализ экономической формации в России ( именно это важно для любого специалиста - понимание системы). Есть ли у России выход из положения? История говорит о том, что у ряда стран было и похуже. Например, у США в период Великой депрессии, если судить не только по ВВП, но и по безработице. Но Рузвельт нашёл выход. Почему бы экспертам не обсудить, что из рузвельтовского годится для России, что не годится - разве такое не их профессиональный и патриотический долг? Всё это бесмысленные вопросы: пока эксперты находятся при своих кормушках, они будут расплываться в одобрямсе, потом они просто слиняют. У них нет ответственности за Россию - что может быть хуже??? Оксанов