Опыт рейтингования информационной открытости региональных корпораций развития России
Сегодня нет даже простого реестра действующих в России региональных корпораций развития. Тем более трудно говорить о каком-либо сравнении работы этих компаний. В статье сделана первая в стране попытка построить не только полный список региональных корпораций развития России, но и дать количественную оценку их открытости.
Потребность в мониторинге рынка региональных корпораций развития (РКР) России давно назрела, однако в стране пока нет субъекта, который взял бы на себя эту миссию. Между тем число таких РКР растет, а результаты их деятельности по-прежнему не прозрачны. В данной статье сделана первая попытка упорядочить всю имеющуюся информацию о данном рынке.
1. История создания рейтинга
Данная работа является одним из звеньев проекта «Построение и аналитическое сопровождение рейтинга инвестиционных форумов России», который выполняется в 2016 году группой исследователей Финансового университета при Правительстве РФ по заказу Интернет-издания «Капитал страны» (договор №1-02/2016 от 01.02.2016). Помимо исследования инвестиционных форумов данный проект предполагает изучение рынка региональных институтов развития, которые включают в себя, в том числе и региональные корпорации развития (РКР); за Западе они чаще называются агентствами регионального развития (АРР). В процессе аналитической работы коллектива, включающего Е.В.Балацкого (руководитель проекта), Н.А.Екимову и М.А.Юревича (ответственные исполнители проекта), у Н.А.Екимовой возникла идея построения рейтинга информационной открытости существующих в России КРР; ею же был предложен и сам алгоритм рейтингования КРР. Составление данного рейтинга, который одновременно выступает и в качестве реестра отечественных РКР, осуществлялось группой разработчиков при финансовой поддержке Интернет-издания «Капитал страны», а подготовленный рейтинг выступает в качестве его фирменного информационного продукта.
2. Методология составления рейтинга и информационное обеспечение
На начало 2016 года в России насчитывалось около 50 КРР, значительная часть которых была образована в течении предыдущих нескольких лет. В связи с этим проведение полноценной оценки результатов работы КРР достаточно затруднительно. Однако первым шагом в понимании их деятельности может быть оценка уровня их информационной открытости. Для оценки таковой разработчиком рассматривалось пять информационных блоков, каждый из которых оценивался по трехбалльной шкале: 0 – признак отсутствует; 1 – признак присутствует частично; 2 – признак присутствует. При этом три блока предполагали дополнительную разбивку на несколько элементов. В дальнейшем все признаки агрегировались и усреднялись, после чего окончательные данные по каждой РКР нормировались в процентном отношении к корпорации-лидеру и ранжировались.
В качестве информационных источников рейтинга выступали сайты действующих КРР, инвестиционные порталы регионов России, а также специальные сайты: http://www.e-disclosure.ru Центра раскрытия корпоративной информации и https://e-disclosure.azipi.ru Ассоциации защиты информационных прав инвесторов.
Общий массив РКР составил 44 компании. В текущий рейтинг не вошла «Корпорация развития Республики Татарстан», в отношении которой рассматривается вопрос о ее реорганизации.3. Алгоритм составления рейтинга
Исходной переменной рейтинга выступает величина xjik, которая представляет собой балл k-ой корпорации, полученный по j-ому признаку i-ого информационного блока. Данная величина получается в результате оценки эксперта соответствующего признака. На следующем этапе баллы по всем признакам в рамках каждого информационного блока усредняются:
После этого усредняются все баллы, полученные корпорацией по всем информационным блокам:
Полученные значения (2) нормируются по правилу:
На основе значений (3) составляется итоговый рейтинг КРР.
При оценке учитывались следующие блоки и признаки. Блок 1 – наличие у корпорации официального сайта; в данном случае для данного блока учитывается только один признак, и он является точкой отсчета для остальных параметров. Блок 2 – информация о корпорации. Данный блок включает четыре признака: общая информация, включая сведения об учредителях и контакты с компанией; органы управления компанией и контроля; сотрудники компании и возможность связаться с ними; план мероприятий компании (программа развития и анонсы событий). Блок 3 – информация об инвестиционных проектах; в данном случае для данного блока также учитывается только один признак. Блок 4 – корпоративная отчетность. Данный блок включает пять признаков: наличие отчетности на корпоративном сайте; наличие на других сайтах карточки организации, документации и отчетности; полнота ретроспективы отчетов. Блок 5 – международная открытость; этот блок включает два признака: наличие англоязычной версии сайта и наличие версий сайта на других языках (кроме русского и английского).
Важным элементом проводимой оценки является ее качественный анализ. Эксперт, осуществляющий оценку каждого признака феномена информационной открытости компаний, дает только самую общую характеристику на основе того, что представлено в информационном пространстве. Данное обстоятельство исключает сильные оценочные девиации, а также субъективность оценок. Для повышения объективности оценок использовались результаты совместной работы трех экспертов; их оценки были полностью консолидированными и полностью согласованными.
4. Эмпирические результаты
Результаты расчетов по описанному алгоритму на апрель 2016 года приведены в табл.1.
№ | Название региональной корпорации развития | Наличие сайта |
Информация о корпорации |
Информация об инвестиционных проектах |
Корпоративная отчетность |
Международная открытость |
Итоговый балл, % |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Акционерное общество «Корпорация развития Калининградской области» | 2 | 1,5 | 2 | 1,75 | 2 | 100,0 |
2–3 | ОАО «Корпорация развития Республики Башкортостан» | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 97,3 |
2–3 | АО «Корпорация развития Вологодской области» | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 97,3 |
4 | ОАО «Корпорация развития Омской области» | 2 | 2 | 2 | 2 | 0,5 | 91,9 |
5 | АО «Корпорация развития Ульяновской области» | 2 | 1,25 | 2 | 2 | 1 | 89,2 |
6–7 | АО «Корпорация развития Архангельской области» | 2 | 1,5 | 2 | 2 | 0,5 | 86,5 |
6–7 | АО «Корпорация развития Камчатки» | 2 | 0,5 | 2 | 2 | 1,5 | 86,5 |
8–9 | АО «Корпорация развития Мурманской области» | 2 | 1,25 | 2 | 2 | 0,5 | 83,8 |
8–9 | ОАО «Корпорация развития Самарской области» | 2 | 0,75 | 2 | 2 | 1 | 83,8 |
10–13 | Открытое акционерное общество «Корпорация развития Республики Карелия» | 2 | 0,75 | 2 | 2 | 0,5 | 78,4 |
10–13 | АО «Корпорация развития Пензенской области» | 2 | 1,25 | 1 | 2 | 1 | 78,4 |
10–13 | ОАО «Корпорация развития Южной Якутии» | 2 | 0,75 | 2 | 2 | 0,5 | 78,4 |
10–13 | АО «Корпорация развития» (Уральский ФО)* | 2 | 0,75 | 2 | 2 | 0,5 | 78,4 |
14–15 | АО «Корпорация «Развитие» (Белгородская область) | 2 | 1,25 | 1 | 1,75 | 0,5 | 70,3 |
14–15 | АО «Корпорация развития Зауралья» | 2 | 1 | 1 | 2 | 0,5 | 70,3 |
16–17 | ОАО «Корпорация развития Дагестана» | 2 | 0,5 | 2 | 1,75 | 0 | 67,6 |
16–17 | АО «Корпорация развития Рязанской области» | 2 | 0,75 | 1 | 1,5 | 1 | 67,6 |
18 | ОАО «Корпорации развития Кировской области» | 2 | 0,5 | 1 | 2 | 0,5 | 64,9 |
19–21 | Открытое акционерное общество «Корпорация развития Красноярского края» | 2 | 1 | 1 | 1,75 | 0 | 62,2 |
19–21 | Акционерное общество «Корпорация развития Томской области» | 2 | 0,75 | 1 | 2 | 0 | 62,2 |
19–21 | Акционерное общество «Корпорация развития Северного Кавказа»* | 2 | 1,25 | 0 | 2 | 0,5 | 62,2 |
22–23 | АО «Корпорация развития Владимирской области» | 2 | 1,25 | 0 | 2 | 0 | 56,8 |
22–23 | АО «Корпорация развития Калужской области» | 2 | 1,25 | 0 | 1 | 1 | 56,8 |
24–27 | ООО «Корпорация развития Республики Мордовия» | 2 | 1,25 | 1 | 0,25 | 0,5 | 54,1 |
24–27 | АО «Корпорация развития Орловской области» | 2 | 0,5 | 0 | 2 | 0,5 | 54,1 |
24–27 | Акционерное общество «Корпорация развития Пермского края» | 2 | 1 | 0 | 2 | 0 | 54,1 |
24–27 | ПАО «Корпорация развития Чувашской Республики» | 1 | 0,75 | 1 | 1,75 | 0,5 | 54,1 |
28–30 | АО «Корпорация развития Московской области» | 2 | 1 | 0 | 1,75 | 0 | 51,4 |
28–30 | Акционерное общество «Корпорация развития Тамбовской области» | 2 | 0,25 | 1 | 1,5 | 0 | 51,4 |
28–30 | Акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока»* | 2 | 1,25 | 1 | 0,5 | 0 | 51,4 |
31–33 | Открытое акционерное общество «Корпорация Развития Липецкой области» | 1 | 0,5 | 1 | 2 | 0 | 48,7 |
31–33 | АО «Корпорации развития Республики Саха (Якутия)» | 2 | 0,75 | 0 | 1,75 | 0 | 48,7 |
31–33 | Государственное унитарное предприятие Ставропольского края «Корпорация развития Ставропольского края» | 2 | 1 | 1 | 0 | 48,7 | |
34 | АО «Корпорация развития Тульской области» | 1 | 1,25 | 0 | 1,5 | 0,5 | 46,0 |
35 | Открытое акционерное общество «Корпорация развития Оренбургской области» | 1 | 0,25 | 1 | 1,75 | 0 | 43,2 |
36 | Акционерное общество «Корпорация развития Волгоградской области» | 1 | 0,75 | 0 | 1,5 | 0,5 | 40,5 |
37 | ОАО «Корпорация развития Среднего Урала» | 2 | 0,75 | 0 | 0,5 | 0 | 35,1 |
38 | Акционерное общество «Корпорация развития Иркутской области» | 2 | 0,75 | 0 | 0,25 | 0 | 32,4 |
39 | ООО «Корпорация инвестиционного развития Смоленской области» | 2 | 0,75 | 0 | 0 | 0 | 29,7 |
40 | Акционерное общество «Корпорация развития Курской области» | 2 | 0,25 | 0 | 0 | 0 | 24,3 |
41 | ОАО «Корпорация развития Республики Адыгея» | 0 | 0,25 | 0 | 0,25 | 0 | 5,4 |
42–43 | ОАО «Корпорация развития Брянской области» | 0 | 0 | 0 | 0,25 | 0 | 2,7 |
42–43 | ГУП «Корпорация развития» Забайкальского края | 0 | 0,25 | 0 | 0 | 0 | 2,7 |
44 | Акционерное общество «Корпорация развития Республики Крым» | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Автор - ведущий научный сотрудник Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Статья написана в рамках специализированного исследовательского проекта интернет-издания "Капитал страны".
Написать комментарий