Информационная открытость региональных инвестиционных форумов
Привлечение широкого круга участников является одной из важных задач организации региональных инвестиционных форумов. Большое подспорье в этом процессе оказывают Интернет-сайты форумов или отдельные страницы на связанных с ними Интернет-ресурсах. Дополнительный вклад в популяризацию работы форумов вносят СМИ, которые размещают либо материалы пригласительного характера, либо освещают итоги уже состоявшихся событий.
Популярная фраза «сайт – лицо компании» вполне применима к любым публичным мероприятиям, к которым относятся и региональные инвестиционные форумы. Посредством сайта организаторы форумов создают имидж и репутацию мероприятий, представляют информацию о составе участников, формате событий, основных итогах. Другим необходимым инструментом популяризации работы форумов является распространение публикаций в СМИ. Причем важны как сообщения до самого события, содержащие информацию о нем, условия участия и направленные на привлечение более широкой аудитории, так и после – с обзором ярких событий, заключенных сделок и т.п. Конечно, учитывая непохожесть друг на друг всех проводимых в России форумов, обнаруживаются сильные отличия среди них и по степени информационной открытости.
Три способа информационного позиционирования инвестиционных форумов
В перечень рассматриваемых форумов вошли 68 мероприятий, которые в 2015 г. стали местом взаимодействия инвесторов и предпринимателей с целью заключения инвестиционных сделок. Например, дискуссии на тему общих и специальных проблем экономики в форме конференций и выставки продукции без деловой части не были включены в данную выборку. Иными словами, согласно существующей классификации, в указанный перечень попали следующие типы: «форум-конкурс проектов», «форум-торжественное событие», «форум-выставка» и «отраслевой форум».
Самым распространенным вариантом представления форума в интерактивном пространстве по обследованной выборке является ведение собственного сайта. К «эталонным» образцам такой формы саморекламы следует причислить сайты Инвестиционного форума «Россия зовет!», Петербуржского международного экономического форума или Международного инвестиционного форума «Сочи». Помимо общей информации о событии, условиях участия, формате проведения, составе участников, администраторы Интернет-площадок предоставляют возможность ознакомиться с презентациями докладов, изучить фото- и видеоматериалы, прочитать отчеты об уже состоявшихся мероприятиях в прошедшие годы. Размещение упоминания или эмблемы спонсоров и партнеров рассматривается как обязательная составляющая контента сайта, кроме того, оформилось своеобразное «правило хорошего тона» – вставить на главную страницу прямую речь должностного лица первой величины, дополненную его портретом.
Второй способ, который выбирают организаторы форума для его рекламирования, состоит в создании одной или нескольких страничек на сайте учредившей этот форум организации. Например, по такому пути пошли менеджеры Чебоксарского экономического форума и Инвестиционного форума «Елец», воспользовавшись официальными порталами органов власти Чувашской республики и Администрации городского округа город Елец соответственно. Информация о Крымском инвестиционном форуме размещена на сайте Национальной инвестиционной ассоциации; Неделя туризма «Sakha-Travel» базируется на сетевом издании «Туристический портал TRIP2RUS.RU». Как правило, такой форме информирования общественности свойственен минимализм и лаконичность: небольшой рекламный проспект, требования к регистрации, логистические подробности, «призывы» уважаемых персон и т.д.
Третья по популярности разновидность представления форума в сети — эксплуатация интерактивной площадки выставочного комплекса. В частности, к такому виду взаимодействия прибегли АГРОФОРУМ «Волгоградский Фермер» и Выставочный комплекс «ВолгоградЭКСПО», Воронежский энергетический форум и Выставочный Центр «ВЕТА», выставка-форум «Российская неделя электроники и автоматизации» и «Экспоцентр» в Москве. Среди характерных черт данного партнерства выделяется акцент на предложении пройти регистрацию в качестве участника или посетителя в различных формах (заполнить форму на сайте, скачать ее на компьютер, связаться по электронной почте и т.д.) Описание самого мероприятия почти не приводится, кроме общей программы и изложения магистральных направлений будущей дискуссии.
Результаты исследования выборки форумов по типу позиционирования в интерактивном пространстве приводятся в табл.1. Главным выводом следует считать, что около двух третей форумов имеют собственные сайты, т.е. позиционируют себя в качестве самостоятельного и самодостаточного мероприятия.
Способ информационного позиционирования форума | Количество форумов |
---|---|
Имеют собственный сайт | 44 |
Размещают информацию на сайте материнской организации или учредителя | 12 |
Используют Интернет-площадку выставочного центра | 10 |
Не представлены в сети | 2 |
ВСЕГО | 68 |
Социальные сети и СМИ: дополнительные возможности
Еще одной (исключительно дополнительной) возможностью поведать о проводимом мероприятии выступает создание группы пользователей в социальных сетях. В отечественной сети «Вконтакте» подобные группы ведут Московская международная выставка «MITT», Молодежный инвестиционный форум «КапиталЪ», а также Петербургский международный инновационный форум. К примерам аналогичной деятельности, но на базе зарубежной социальной сети «Facebook», относится информационная страница Петербургского международного газового форума.
К другому, не менее важному, способу сделать форум более популярным и посещаемым относится активное сотрудничество со СМИ. Деловая пресса вроде «РБК», «Ведомостей», «Коммерсанта» периодически сообщает читателям о подготовке крупных форумов, а также освещает интересные события, происходящие во время форумов, итоги инвестиционных переговоров. Менее масштабные события становятся сюжетом в региональных печатных и Интернет-изданиях, включая узкопрофильные.
В табл.2 представлено количество и доля форумов, которые были освещены в СМИ (в журналах, газетах, информационных порталах). Не учитывались объявления об участии на сайтах компаний, а также сообщения на сайтах органов государственной власти. Если не проводить различий между различными категориями СМИ, то почти для 80% форумов свойственно использование этого инструмента для привлечения посетителей, но не многим более 60% таких событий получили обзор уже после их проведения.
Формат информирования о форуме | Размещено приглашение принять участие в форумы | Представлен обзор итогов проведения форума |
Количество форумов (доля от общего числа, %) | 53 (78) |
42 (62) |
Несмотря на достаточно обширную представленность в интерактивном пространстве, перспективным направлением повышения видимости региональных инвестиционных форумов для потенциальных участников в сети Интернет видится создание агрегаторов информации о всех происходящих мероприятиях такого типа. В такой реестр гармонично мог бы вписаться классификатор форумов с учетом их отраслевой направленности, формата, финансовым издержкам участия. Более того, мог бы быть востребован и календарь форумов. В аскетичной форме такая идея реализована в виде «Федеральной базы инвестиционных площадок» или на сайтах информационного агентства «РИА Новости» и журнала «Эксперт», но представленную на их страницах информацию о форумах и их охват едва ли можно считать достаточной, не говоря уже о дополнительных функциях порталов.
Автор - научный сотрудник Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Статья написана в рамках специализированного исследовательского проекта интернет-издания "Капитал страны".
Написать комментарий