Корпорации развития как основа региональных стартапов
Насколько распространен в регионах России такой институт развития как региональные корпорации развития (РКР)? Какие основные принципы заложены в основу их функционирования? Можно ли сегодня оценить скоординированность и взаимосвязь их деятельности? Как отдельные РКР отстаивают свои интересы через специализированные ассоциации?
В настоящее время региональные корпорации развития (РКР) являются одним из наиболее значимых институтов развития на уровне субъектов федерации в России. Как правило, они представляют собой государственную структуру, созданную с целью поиска и привлечения инвесторов, а также сопровождения и координации инвестиционных проектов, важных для развития территории. В конечном счете, именно региональное развитие, основанное на конструктивном взаимодействии власти и бизнеса, и является главной задачей подобного рода организаций.
На сегодняшний день в Российской Федерации существует 46 корпораций развития: 43 – региональные и 3 – межрегиональные (таблица 1, рисунок 1). Делать какие-либо однозначные заключения об эффективности их функционирования преждевременно, поскольку, во-первых, в разных регионах «стаж» их работы варьируется от десятилетий до нескольких лет. Кроме того, независимо от упомянутого выше стажа имеются примеры как достаточно успешных начинаний, так и полностью провальных. Например, в отношении некоторых корпораций в настоящий момент решается вопрос об их ликвидации. Давайте разберемся, какие основные тенденции можно выявить в их функционировании.
1. Учредители и акционеры РКР
Создание большинства региональных корпораций развития было инициировано Правительством того субъекта Российской Федерации, где они расположены, которое и выступило в роли их единственного учредителя и акционера. Однако это не всегда так. В отдельных регионах корпорации развития являются не только государственной собственностью. В некоторых случаях учредителями и акционерами выступают крупные коммерческие компании, расположенные на территории субъекта. Например, согласно выписке из ЕГРЮЛ в Вологодской области единственным учредителем АО «Корпорация развития» является АО КБ «Северный Кредит» – один из ведущих банковских игроков в Вологодской области (согласно данным, представленным на портале Banki.ru, на февраль 2016 года он находится на 3 месте в рейтинге банков Вологодской области по ключевым показателям деятельности).
В других случаях корпорации развития могут являться совместной собственностью федеральных, региональных или муниципальных органов власти. Например, в Орловской области на текущий момент 73,2% акций корпорации находится в собственности государства (в лице Орловской области), а 26,8% – в муниципальной собственности (в лице муниципального образования «Мценский район»). Учредителями ОАО «Корпорация развития Самарской области», созданного в 2008 году, выступили субъект РФ в лице Правительства Самарской области и государство в лице Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», которые и являются акционерами общества. Тем самым корпорация является государственной собственностью, но в ее структуре можно выделить федеральную собственность и собственность субъекта РФ.
Корпорации развития в Смоленской области или Республики Саха (Якутия) являются примерами государственно-частного партнерства, где реализация инвестиционных программ региона основана на партнерском взаимодействии властей и частного капитала.
Несмотря на то, что деятельность межрегиональных корпораций (АО «Корпорация развития Северного Кавказа», АО «Корпорация развития Дальнего Востока») ориентирована на развитие регионов, их учредителями чаще выступают федеральные органы власти. Это легко объяснимо, поскольку в данном случае федеральные власти играют роль координатора комплексного развития не просто отдельного региона, а целого федерального округа. Но и здесь возможны варианты. Например, учредителями и акционерами АО «Корпорация развития» выступают региональные органы власти нескольких субъектов федерации Уральского федерального округа (Ямало-Ненецкого АО, Ханты-Мансийского АО – Югра, Тюменской, Челябинской и Свердловской областей).
2. Организационно-правовая форма РКР
Из таблицы 1 видно, что большинство корпораций развития являются акционерными обществами. Исключения составляют корпорации развития в Забайкальском крае, Республике Мордовия, Смоленской области, Ставропольском крае. В двух из них корпорации являются государственными унитарными предприятиями (ГУП «Корпорация развития» Забайкальского края, ГУП СК «Корпорация развития Ставропольского края»). Две другие корпорации – общества с ограниченной ответственностью (ООО). По сравнению с другими организационно-правовыми формами акционерные общества обладает главным преимуществом – возможностью привлечения дополнительных финансовых ресурсов (за счет проведения дополнительной эмиссии акций). Это позволяет привлекать внешние инвестиции и делать организацию более конкурентоспособной. Несмотря на то, что анализ работы созданных корпораций развития показал, что указанное преимущество, как правило, пока не находит практического применения, его наличие (особенно в условиях кризиса) делает их более гибкими и адаптивными к возникающим ситуациям.
№ п/п | Субъект РФ | Название корпорации | Учредитель | Год регистрации | Адрес сайта | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Адыгея Республика | ОАО «Корпорация развития Республики Адыгея» | 100% ССРФ |
2012 | - | Координаты корпорации указаны на «Инвестиционном портале Республики Адыгея» - investra.ru/index.php |
2 | Архангельская область | АО «Корпорация развития Архангельской области» | 100% ССРФ |
2014 | krao29.ru | |
3 | Башкортостан Республика | ОАО «Корпорация развития Республики Башкортостан» | 100% ССРФ |
2011 | kr-rb.ru | |
4 | Белгородская область | АО «Корпорация «Развитие» | 100% ССРФ |
2011 | belgorodinvest.ru | |
5 | Брянская область | ОАО «Корпорация развития Брянской области» | 100% ССРФ |
2012 | - | На сайте «Инвестиционный портал Брянской области» указана неработающая ссылка на сайт. Иные координаты не указаны. |
6 | Бурятия Республика | АО «Корпорация развития Республики Бурятия» | 100% ССРФ |
2013 | - | В январе 2016 года принято решение о ликвидации корпорации |
7 | Владимирская область | АО «Корпорация развития Владимирской области» | 100% ССРФ |
2014 | vladinvestcorp.ru | |
8 | Волгоградская область | Акционерное общество «Корпорация развития Волгоградской области» (АО «Корпорация развития») | 100% ССРФ |
2010 | www.investvolgograd.ru | |
9 | Вологодская область | АО «Корпорация развития Вологодской области» | 100% собственность АО КБ «Северный Кредит» | 2012 | www.invest35.ru | |
10 | Дагестан Республика | ОАО «Корпорация развития Дагестана» | 100% ССРФ |
2013 | www.oaokrd.ru | |
11 | Забайкальский край | ГУП «Корпорация развития» Забайкальского края | 100% ССРФ |
1999 | - | |
12 | Иркутская область | Акционерное общество «Корпорация развития Иркутской области» (АО «КРИО») | 100% ССРФ |
2013 | aokrio.ru | |
13 | Калининградская область | Акционерное общество «Корпорация развития Калининградской области» (АО «КРКО») |
100% ССРФ |
2012 | www.kgd-rdc.ru | |
14 | Калужская область | АО «Корпорация развития Калужской области» | 100% ССРФ |
2007 | invest.kaluga.ru | |
15 | Камчатский край | АО «Корпорация развития Камчатки» | 100% ССРФ |
2013 | krkk.pro | |
16 | Карелия Республика | Открытое акционерное общество «Корпорация развития Республики Карелия» (ОАО «КРРК») |
100% ССРФ |
2011 | kr-rk.ru | |
17 | Кировская область | ОАО «Корпорации развития Кировской области» | 100% ССРФ |
2010 | razvitie43.ru | |
18 | Красноярский край | Открытое акционерное общество «Корпорация развития Красноярского края» | 25% СРФ |
2006 | www.krdc.ru | |
19 | Крым Республика | Акционерное общество «Корпорация развития Республики Крым» (АО «КРРК») |
100% ССРФ |
2015 | - | |
20 | Курганская область | АО «Корпорация развития Зауралья» | 100% ССРФ |
2014 | investkurgan.ru | |
21 | Курская область | Акционерное общество «Корпорация развития Курской области» | 100% собственность АО "Корпорация развития" |
2013 | invest46.ru | |
22 | Липецкая область | Открытое акционерное общество «Корпорация Развития Липецкой области» (ОАО «Корпорация развития») |
100% ССРФ |
2007 | www.oezru.ru | |
23 | Московская область | АО «Корпорация развития Московской области» | 100% ССРФ |
2012 | mosregco.ru | |
24 | Мордовия Республика | ООО «Корпорация развития Республики Мордовия» | 100% ССРФ |
2013 | investrm.ru | |
25 | Мурманская область | АО «Корпорация развития Мурманской области» | 100% ССРФ |
2013 | invest-murman.ru | |
26 | Оренбургская область | Открытое акционерное общество «Корпорация развития Оренбургской области» (КРОО (ОАО)) |
100% ССРФ |
2011 | - | Координаты корпорации указаны на Портале Правительства Оренбургской области «Оренбуржье» www.orenburg-gov.ru/Info/Invest/kr |
27 | Орловская область | АО «Корпорация развития Орловской области» | 73,24% ССРФ 26,76% МС |
2011 | www.park57.ru | |
28 | Омская область | ОАО «Корпорация развития Омской области» | 100% ССРФ |
2013 | investomsk.ru | |
29 | Пензенская область | АО «Корпорация развития Пензенской области» | 100% ССРФ |
2009 | krpo.ru | |
30 | Пермский край | Акционерное общество «Корпорация развития Пермского края» (АО «КРПК») |
100% ССРФ |
2006 | www.investperm.ru | |
31 | Рязанская область | АО «Корпорация развития Рязанской области» | 100% ССРФ |
2012 | rrcd.ru | |
32 | Самарская область | ОАО «Корпорация развития Самарской области» | 94% ССРФ 6% СРФ |
2008 | www.razvitie63.ru | |
33 | Саха (Якутия) Республика | АО «Корпорации развития Республики Саха (Якутия)» | 100% ССРФ |
2014 | corp-sakha.ru | |
34 | Саха (Якутия) Республика | ОАО «Корпорация развития Южной Якутии» | 25,1% ССРФ |
2007 | www.sy-corp.ru | |
35 | Свердловская область | ОАО «Корпорация развития Среднего Урала» | 100% ССРФ |
2010 | investural.com/ru | |
36 | Смоленская область | ООО «Корпорация инвестиционного развития Смоленской области» | 50% ССРФ |
2012 | corp.smolinvest.com | |
37 | Ставропольский край | Государственное унитарное предприятие Ставропольского края «Корпорация развития Ставропольского края» |
100% ССРФ |
2009 | razvitie-stav.ru | |
38 | Тамбовская область | Акционерное общество «Корпорация развития Тамбовской области» (АО «КРТО») |
100% ССРФ |
2012 | razvitie68.ru | |
39 | Татарстан Республика | Открытое акционерное общество «Корпорация развития Республики Татарстан» (ОАО «КРРТ») |
100% ССРФ |
2012 | - | Вопрос реорганизации находится в ведении Агентства инвестиционного развития РТ |
40 | Томская область | Акционерное общество «Корпорация развития Томской области» (АО «Корпорация развития ТО») |
100% ССРФ |
2008 | rgisto.ru | |
41 | Тульская область | АО «Корпорация развития Тульской области» | 100% ССРФ |
2004 | - | Информация о корпорации и контакты размещены на «Инвестиционном портале Тульской области»: www.invest-tula.com/tulskaya-regionalnaya-korporatsiya-razvitiya-gchp |
42 | Ульяновская область | АО «Корпорация развития Ульяновской области» | 100% ССРФ |
2009 | www.ulregion.com | |
43 | Чувашская Республика | ПАО «Корпорация развития Чувашской Республики» | 100% ССРФ |
2011 | krchr.ru | Неработающие ссылки на сайт при обращении далее первого уровня |
44 | Уральский ФО | АО «Корпорация развития» | 98% ССРФ |
2006 | www.cupp.ru | Межрегиональная корпорация |
45 | Северо-Кавказский ФО | Акционерное общество «Корпорация развития Северного Кавказа» (АО «КРСК») | 100% СРФ |
2010 | krskfo.ru/home | Межрегиональная корпорация |
46 | Дальневосточ-ный ФО | Акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока» (АО «КРДВ») |
100 % СРФ |
2005 | www.erdc.ru | Межрегиональная корпорация |
3. Ассоциации и объединения РКР
Как только стали образовываться корпорации развития, появилась потребность в их объединении. Не будем рассуждать о преимуществах и недостатках различного рода ассоциаций, отметим только, что их главная функция – продвижение совместных интересов членов объединения. На сегодняшний день в России существует несколько Ассоциаций, в которых представлено членство РКР (таблица 2). Попробуем разобраться, что они собой представляют.
Одной из первых организаций, сделавших попытку объединить РКР, стала «Национальная ассоциация агентств инвестиций и развития» (далее – Ассоциация), образованная в 2006 году Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) и Некоммерческим партнерством «Национальное агентство прямых инвестиций». Насколько им это удалось – судить трудно, поскольку несмотря на наличие страницы Ассоциации на портале РСПП, получить информацию о её деятельности достаточно проблематично. В представленной на портале презентации об Ассоциации по состоянию на 2015 год сказано, что наличие заявленных членов составляет 24. В более ранней презентации (2013 года) перечислен перечень 24 потенциальных членов ассоциации, предварительно подтвердивших намерения о сотрудничестве, в число которых входят корпорации развития Камчатского края, Среднего Урала, Рязанской, Вологодской, Калининградской, Липецкой, Тамбовской областей и др. Кроме того, в Протоколе общего собрания членов Ассоциации от 23.07.2013 указаны двое из трех членов Некоммерческой организации «Национальная Ассоциация агентств инвестиций и развития»: РСПП и Общероссийская общественная организация «Российский союз промышленников и предпринимателей». Таким образом, остается только догадываться о составе и количестве членов Ассоциации, впрочем, как и об эффективности ее деятельности, информация о которой также отсутствует на сайте. Собственный сайт у Ассоциации отсутствует.
Более продуктивен, на наш взгляд, опыт работы Ассоциации индустриальных парков (АИП), созданной в 2010 году с целью объединения усилий индустриальных парков по повышению инвестиционной привлекательности и качества управления индустриальными площадками России. Помимо непосредственно индустриальных парков в Ассоциацию входят и РКР (на текущий момент 11 корпораций). Итогом 5-летней работы стало создание Национального стандарта ГОСТ Р 56301-2014 «Индустриальные парки. Требования», в котором официально были определены требования к индустриальным паркам и их функционированию, а также запуск Системы добровольной сертификации на соответствие индустриальных парков разработанному стандарту; разработка и реализация механизма возмещения затрат, понесенных субъектами РФ на создание индустриальных парков; проведение аналитических исследований, направленных на изучение лучших отечественных и зарубежных практик работы индустриальных парков, а также оказание консультационной помощи членам Ассоциации по вопросам создания индустриальных парков и локализации производства. Согласно данным, представленным на официальном сайте Ассоциации, в 2015 году члены АИП получили 1,2 млрд рублей государственных субсидий и 6,5 млрд рублей кредитных средств по программе Сбербанка России; на территории индустриальных парков – членов Ассоциации было размещено 520 промышленных производств с общей суммой инвестиций 124 млрд рублей.
В последующие годы на различных площадках активно обсуждалось создание Ассоциации институтов развития. Например, инициатива ее создания, высказанная на XII Международном инвестиционном форуме «Сочи-2013», была поддержана РСПП и автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». Было решено создать подобную Ассоциацию на основе «Национальной ассоциации агентств инвестиций и развития», о которой мы говорили ранее. Предполагалась, что деятельность Ассоциации должна быть направлена на выявление и распространение лучших практик работы институтов развития, разработку соответствующих стандартов, оказание содействия развитию механизмов государственно-частного партнерства в сфере привлечения инвестиций. В конце 2013 года на встрече руководителей региональных институтов развития было принято решение об образовании организационного комитета по созданию Ассоциации. Однако ее дальнейшая судьба остается достаточно неопределенной. В Интернет-пространстве мелькает информация о создании Ассоциации институтов развития (www.dif2013.ru), о первом общем собрании Ассоциации (рспп.рф/photo/set/385), но ни сведений о ней в Едином государственном реестре юридических лиц, ни собственного сайта, ни информации о ее дальнейшей деятельности автору обнаружить не удалось. Согласитесь, для организации, стремящейся объединить воедино региональные институты развития, расположенные в разных уголках нашей необъятной России, подобная ситуация выглядит достаточно «информационно закрытой».
Очередная попытка объединить инвестиционные площадки страны с целью привлечения российских и иностранных инвестиций в российскую экономику и координации взаимодействия власти и бизнеса была предпринята в 2014 году автономной некоммерческой организацией «Национальное инвестиционное агентство» совместно с некоммерческим партнерством изучения и содействия решению проблем современной экономики «Национальный совет по развитию инвестиционного климата». На сегодняшний день Ассоциация объединяет 25 региональных инвестиционных агентств, из которых 8 – это РКР. Что сделано за прошедшее время? Судя по информации, представленной на сайте организации, деятельность Ассоциация направлена на реализацию представительских и организационных функций: участие в различных международных форумах и конференциях, а также организация и проведение межрегиональных мероприятий внутри России. Однако судить о количестве заключенных при содействии Ассоциации контрактов или о сумме привлеченных инвестиций, что, на наш взгляд, является одним из самых важных показателей эффективности деятельности подобного рода организаций, по имеющейся информации не представляется возможным. Справедливости ради отметим, что сама Ассоциация позиционирует себя как площадку «для взаимодействия и обмена опытом между региональными агентствами Российской Федерации, координации деятельности по привлечению инвестиций между федеральным центром и регионами, а также интеграции региональных агентств в международное инвестиционное сообщество». Очевидно, что с заявленными целями Ассоциация справляется, но все-таки конечная цель любой подобного рода деятельности, на наш взгляд, заключается в привлечении инвестиций в экономику региона (страны). Именно с этих позиций хотелось бы иметь дополнительную информацию о результатах работы Ассоциации.
Говоря о координаторах деятельности корпораций развития, нельзя не упомянуть про Агентство стратегических инициатив (АСИ), которое разработало Региональный инвестиционный стандарт, включающий в себя лучшие инвестиционные практики, используемые наиболее успешными регионами. С 2013 года проводится его масштабное внедрение во всех регионах страны. Большинство региональных корпораций развития также осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями, определенными стандартом, направленным на создание благоприятных условий для ведения бизнеса в регионах.
Резюмируя вышесказанное, хотелось бы отметить, что несмотря на то, что работа по консолидации усилий региональных инвестиционных агентств проводится уже не один год, говорить о значимых результатах еще пока преждевременно. Следовательно, успехи отдельных РКР являются, скорее, результатом исключительно их собственной работы, успешно скоординированной с деятельностью региональных властей, бизнеса и иных инвестиционных площадок.
№ | Название ассоциации | Инициаторы создания | Цель создания | Количество членов | Членство корпораций развития |
---|---|---|---|---|---|
1 | Национальная ассоциация агентств инвестиций и развития (2006) rspp.ru/simplepage/276 | Российский союз промышленников и предпринимателей и Некоммерческое партнерство «Национальное агентство прямых инвестиций» | Инвестиционное продвижение и развитие регионов России | ? | ? |
2 | Ассоциация индустриальных парков (2010) www.indparks.ru | Общероссийская общественная организация «Деловая Россия»,Корпорация развития Калужской области, проектировочная компания АДМ, корпорация «Нордтекс» и компания «Комстрин» | Содействие развитию отрасли индустриальных парков | 112 ЮЛ, представляющие 72 индустриальных парка на территории 47 субъектов РФ |
ОАО «Корпорация развития Калужской области»
ОАО «Корпорация развития Ульяновской области»
ОАО "Корпорация развития Пензенской области"
OAO "Корпорация развития
Среднего Урала"
ОАО «Корпорация развития республики Башкортостан»
ОАО «Корпорация развития Калининградской области»
ОАО «Корпорация развития
Томской области»
ОАО «Корпорация развития Московской области»
АО «Корпорация развития
Иркутской области»
ООО «Корпорация развития Республики Мордовия»
АО «Корпорация развития
Орловской области»
|
3 | Ассоциация региональных инвестиционных агентств (2014) http://regions-russia.ru |
Некоммерческое партнерство изучения и содействия решению проблем современной экономики «Национальный совет по развитию инвестиционного климата»
Автономная некоммерческая организация «Национальное инвестиционное агентство»
|
Создание площадки для взаимодействия и обмена опытом между региональными агентствами Российской Федерации, координации деятельности по привлечению инвестиций между федеральным центром и регионами, а также интеграции региональных агентств в международное инвестиционное сообщество | 25 ЮЛ, представляющих 21 субъект РФ и 1 ФО |
ОАО «Корпорация развития Владимирской области»
ОАО «Корпорация развития Калининградской области»
ОАО «Корпорация развития Камчатского края»
ОАО «Корпорация развития Мурманской области»
ОАО «Корпорация развития Оренбургской области»
ООО «Корпорация развития Республики Мордовия»
ОАО «Корпорация развития
Рязанской области»
ОАО «Корпорация развития
Томской области»
|
4. Региональный аспект деятельности РКР
Как было отмечено ранее, на сегодняшний день создано 3 межрегиональные и 43 региональные корпорации развития. Это говорит о том, что несмотря на популярность подобного рода организаций, распространены они далеко не во всех регионах Российской Федерации. Проанализируем региональное рассредоточение корпораций развития (рисунок 2).
Округом-лидером по количеству регионов, в которых функционируют региональные корпорации развития, является Приволжский ФО. В нем корпорации созданы в 10 регионах из 14. Меньше всего корпораций – в Дальневосточном ФО, где только 2 региона из 9 подключились к «модному направлению». Ни в коем случае это не означает, что в тех регионах, где отсутствуют корпорации развития, не проводится никакой инвестиционной политики. На их территории могут функционировать различные инвестиционные агентства как в составе правительственных структур, так и в качестве самостоятельных организаций. Это говорит лишь о том, что в данном вопросе на территории нашей страны пока отсутствует некое единообразие, и каждый регион самостоятельно определяет свою инвестиционную стратегию. Насколько результативна такая стратегия постараемся оценить в последующих работах.
В завершении хотелось бы отметить, что несмотря на наличие некоторого «временного стажа» функционирования РКР и проведение организационно-методической работы по стандартизации их деятельности, все-таки говорить о четко отлаженном едином механизме реализации региональной инвестиционной политики пока, наверное, рано. Несомненно, не следует забывать о ведущей роли регионов в этом вопросе, поскольку кому как ни им знать особенности и конкурентные преимущества своих территорий. Однако было бы неплохо, если бы некоторые организационные моменты, такие как определение ответственных исполнителей, требования к информативности и открытости деятельности институтов развития (например, далеко не все корпорации осуществляют обязательное раскрытие информации, предусмотренное целым рядом законодательных актов РФ), некая стандартизация их деятельности, были более формализованы и обязательны к исполнению. Это было бы полезно как для федеральных институтов, так и для самих регионов и их потенциальных инвесторов.
Автор - ведущий научный сотрудник Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Статья написана в рамках специализированного исследовательского проекта интернет-издания "Капитал страны".
Написать комментарий
Наталья, спасибо Вам большое за статью. Очень полезная информация. Мы с коллегами в рамках нашей профессиональной деятельности по развитию территорий в МО разработали Концепцию Умного поселения для внедрения на земле (представлена на ресурсе www.dalevich.ru). Думаю, что указанные структуры помогут нам докрутить Концепцию так, чтобы ее можно было применить в регионах. Вы хорошо в теме, поэтому я хотел бы Вас попросить дать свои комментарии по возможности. Спасибо.
Без законченой теории Маркса , а значит и Конституции Интенсивного развития экономики Р.К.Р. Это просто совещательный орган "Как нам уничтожить экономику России". И не больше того...