18 ДЕК, 12:39 МСК
USD (ЦБ)    102.9979
EUR (ЦБ)    108.3444


Донбасс после Сирии. Почему России не нужен замороженный конфликт на Украине

18 Марта 2016 9686 4 Политика
Донбасс после Сирии. Почему России не нужен замороженный конфликт на Украине

Для снятия экономических санкций Запада, которые в условиях кризиса осложняют для России получение финансирования за рубежом, Москва должна вместе с Киевом выполнить минские соглашения и урегулировать политически конфликт на юго-востоке Украины. Что этому мешает?

Ключ от санкций

Президенту России Владимиру Путину «не до "головокружения от успехов"». Вывод войск из Сирии, где они служили воздушным прикрытием правительственной армии Башара Асада, поставил точку в попытках России кардинально поменять повестку переговоров с Западом. До определенного момента сирийская кампания переключила внимание западных лидеров с Украины на Ближний Восток. Но достичь каких-либо уступок США и ЕС по украинскому вопросу, подставив плечо в борьбе с терроризмом (если такой расчет среди второстепенных задач действительно имелся), не вышло. Не получилось оставить в прошлом и экономические санкции.

Потому и не до головокружения. Министр финансов Антон Силуанов пугает исчерпанием резервного фонда уже в этом году и допускает увеличение дефицита бюджета до 4% ВВП при низких ценах на нефть; власти США и ЕС настоятельно рекомендуют своим банкам не занимать России в долг, что она пытается сделать, чтобы открыть для себя западные рынки капитала; наконец, Путину приходится по ночам проводить ночные совещания с экономическим блоком правительства, на которых обсуждается стимулирование экономики с помощью дешевых денег.

При этом не Сирия, а Украина – ключ к снятию или смягчению санкций. И в интересах Москвы продемонстрировать прогресс в реализации минских соглашений – комплексе мер и действий по урегулированию ситуации на юго-востоке Украины. В период горячей фазы конфликта, когда идея возрождения Новороссии на месте нескольких восточных областей Украины звучала пропагандистским маршем, минские соглашения выступили палочкой-выручалочкой для Киева: на время прекратились военные действия, тяжелые вооружения были отведены, появилась линия разграничения.

Но затем достигнутые «нормандской четверкой» (Россия, Украина, Франция и Германия) договоренности, предусматривающие политические шаги по реинтеграции самопровозглашенных народных республик Донецка и Луганска в состав Украинского государства, стали восприниматься в Киеве как навязанная необходимость частичного признания ДНР и ЛНР и закрепления особо статуса этих территорий с проведением отдельных выборов.

Незаконные, с точки зрения Киева, образования в составе Украинского государства не должны превращаться в источник российского влияния на внутреннюю политику страны. Пока ДНР и ЛНР существуют изолированно, фактором влияния на Киев со стороны России остается военная эскалация и агрессия, которые исключены минским процессом. Со стороны Запада это отчасти финансовая помощь – межправительственная и по линии Международного валютного фонда. Однако прямой связи западных кредитов с исполнением минских соглашений нет.

Способы тянуть время

Украина откровенно сопротивляется взятым на себя обязательствам и использует в качестве оправдания собственной бездеятельности периодические нарушения режима прекращения огня. От Киева требуется внести изменения в Конституцию и закрепить особый статус отдельных районов Донецкой и Луганской областей, принять закон о проведении выборов глав этих административных единиц и утвердить амнистию для ополчения. Европейские союзники украинских властей открытым текстом говорят, что проблемы с безопасностью не могут быть причиной отказа работать над решением конфликта в политической плоскости.

Тогда киевские переговорщики осложняют принципиальные моменты частностями: настаивают на участии в голосовании на местных выборах временно перемещенные гражданах, то есть тех, кто покинул ДНР и ЛНР и проживает в других частях Украины (таких людей 1,5 млн, но вряд ли Киев согласится, чтобы беженцы, находящиеся в России тоже получили право подать свой голос), участии украинских партий, освещении процесса украинскими и международными СМИ. Многие моменты встречают возражение со стороны России. В результате преодолеть «рвы, которые разделяют» не удается ни контактной группе, ни министрам иностранных дел «нормандской четверки».

Очевидные промедления и перенос рассмотрения Верховной Радой необходимого пакета законодательных инициатив на август-сентябрь этого года показывают не только то, что Украина уже получила от минских соглашений все, что она хотела – прекращение военных действий и передышку для укрепления армии, – но и то, что через минский процесс Киев манипулирует антироссийскими санкциями: срывая договоренности, он не дает Западу снять санкции с России, но почти ничего от этого не теряет, ослабляя «агрессора».

По большому счету Украине не нужно выполнять соглашения, поскольку они ведут к узакониванию особых районов Донбасской области (ОРДО), через которые Москва будет оказывать влияние на внутренний расклад сил и отмене секторальных санкций в отношении России со стороны Запада. Более того, Киев не получит полного контроля над воссоединенным Донбассом и будет вынужден поднимать его из руин и пепла войны, что потребует немалых финансовых вливаний в обескровленный экономически регион с разрушенной промышленностью.

Поэтому в Киеве надеются на продление санкций, ведь оно позволяет оставить вопрос политического решения конфликта в подвешенном состоянии. В этой ситуации Киев будет играть на двойной лояльности: если отдельные требования Евросоюза не нравятся, можно найти поддержку у сторонников более жесткой линии в Вашингтоне. Так, например, США стоят на политической стабильности, в том числе сохранении парламентской коалиции и проведении экономических реформ, а Евросоюз, два лидера которого – Ангела Меркель и Франсуа Олланд – подписались под минскими соглашениями, больше внимания уделяют урегулированию конфликта в Донбассе. Официальный Киев всегда может сказать, что при действующем соотношении сил в парламенте принять все предусмотренные «Минском» законы не получится, а изменить расклад сил – значит ударить по реформам.

Запасные варианты

Подобной казуистикой и пользуются украинские власти, вынашивающие «План Б»: превратить действующую линию разграничения с ДНР и ЛНР в реальную границу, признать ополченцев террористами, лишить их гражданства и провести всеукраинский референдум о будущем этих районов. Еще год назад обсуждавшийся силовой захват территорий уже никем в украинской власти всерьез не рассматривается. Разрушенный регион никому не нужен, а видимые усилия и переговоры по его возвращению – циничное прикрытие, рассчитанное на то, чтобы бесконечно тянуть время, не принимая никакое решение. Если же санкции против России будут ослаблены или отменены без полной реализации «Минска», в Киеве готовы сорвать соглашения.

На фоне этого продолжаются поиски альтернативных путей выхода из тупика. «План Медведчука», названный так в честь кума Путина Виктора Медведчука – старого политического деятеля на Украине, по назначению главами ОРДО миллиардера Рината Ахметова и лидера партии «оппозиционный блок», вице-премьера и министра энергетики при Януковиче Юрия Бойко вызвал недовольство как среди политических сил в Киеве, так и в народных республиках. Украинские СМИ писали, что президент Украины Петр Порошенко встречался и обсуждал с кандидатами возможность их назначения. О них говорилось, как о «фигурах, устраивающих и Киев, и Москву». Но более того – Запад. Так как якобы на переговорах помощника президента России Владислава Суркова и официального представителя Госдепа США Виктории Нуланд стороны договорились, что кадры могут решить все и согласовали кандидатуры.

Очевидно, что это вариант на тот случай, если выборы провести не удастся. Назначение новых руководителей будет означать отказ Москвы от поддержки народных республик. И хотя в украинской правительственной коалиции опасаются, что передача власти над Донбассом Ахметову и Бойко будет равносильна передаче ее Москве, поскольку Кремль оказывает на них непосредственное влияние, это не совсем так. Оба будут сильно зависеть от Киева или потеряют все – политический вес и активы на Украине.

Естественно, подобный план подразумевает смещение глав ЛНР и ДНР Игоря Плотницкого и Александра Захарченко, которые являются не назначенными, а избранными руководителями. Представители ополченцев называют идею «абсурдной», еще одним «планом Порошенко», чтобы не выполнять минские соглашения. Они противятся этому, предпринимая попытки запустить государственное строительство.

К примеру, 16 марта в ДНР началась выдача паспортов. Ожидается выпуск автомобильных номеров и все еще рассматривается национализация предприятий. Паспорта в ДНР решили выдать перед предстоящими выборами. «Без этого паспорта вы не имеете права участвовать в выборах», – заявил Захарченко, что только усугубило принципиальные противоречия между Киевом и самопровозглашенными республиками. В Киеве тем временем думают о дискриминационных мерах в отношении жителей ДНР и ЛНР после воссоединения. Им могут запретить голосовать на всеукраинских выборах, занимать выборные и любые другие государственные посты.

Как будут внедрять «план Медведчука» и насколько он реален на практике, трудно оценить. Но факты государственного строительства в ДНР и ЛНР и оттягивание выборов становятся раздражающим фактором. Ситуация может дойти до того, что России придется выбирать: сохранить очаг влияния на киевские власти в Донбассе или полностью отказаться от самопровозглашенных республик и поддержки «русского мира» на востоке Украины с тем, чтобы избавиться от секторальных санкций Евросоюза. Очевидно, выбор будет сделан в критический момент, когда стабилизация экономического положения в России станет важнее геополитических амбиций. Пока же все плавно идет к тому, что санкции будут продлены до 2017 года, а на юго-востоке Украины появится еще одно Приднестровье.

Александр Мельников

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
Я
26.03.2016 4 0
Яков:

70 лет наша страна жила в абсолютной экономической блокаде только своими ресурсами. я не верю в сказки что мы зависим от курса валюты и нефти ,это пиар дешевый для дурачков .

С
19.03.2016 4 1
Семен Семеныч:

Алга, вы на планете Марс проживаете и не в курсе что у нас здесь на Земле происходит?

И
19.03.2016 6 1
Игорь:

Алга Ну вроде умный человек, а пишите такое.... Внимательно прочтите на любом, доступном и понятном для вас языке, из тех, на которых были опубликованы Минские соглашения. Где там сказано, что Россия, Москва, Путин что-то должны сделать? Может все-таки Киев, Украина, Порошенко, в первую очередь? А во вторую непризнаные республики? А если уж вы скажите, что ЛНР и ДНР это суть и есть Москва, то в таком случае, Украина это и есть Вашингтон. Источники читайте внимательнее. И не пишите глупости.

А
18.03.2016 3 20
Алга:

Что непонятного? Москва ДОЛЖНА выполнить свою часть Минских соглашений. А то, что же, Украина должна выполнять Минские соглашения, а Россия - как получится? Согласно этих соглашений, Россия должна вывести все свои войска из оккупированной зоны Донбасса, освободить всех пленных, восстановить украинско-русскую границу в ее прежних пределах. Сформулировано предельно четко и ясно. И только истинные чекисты-путинцы, как всегда, перевернули все с ног на голову - нас там нет, танки-пушки с военторга, воюют шахтеры-трактористы и вся такая муть. Ясно, что Европа и США, которые давно все поняли про эту Россию, выбрали простой и эффективный метод воздействия - санкции. По чуть-чуть, но эффект колоссальный, и уже не слыхать радостных воплей по случаю их введения, как было вначале. Действует! Значит, власть сделала что-то не так? Пусть ответит! Поскольку власть в стране - это выбор народа, то на нее вполне можно и даже нужно воздействовать. Санкции ставят русскому народу простой выбор - гнойник в Донбассе и оккупация Крыма, но полная ж..па в России, или все же убраться оттуда и вздохнуть с облегчением. Украинцы в подобной ситуации с властью решили однозначно...



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more