Как Украина обрела газовую независимость от России
Несколько лет назад вопрос поставок газа на Украину был центральным политическим сюжетом во взаимоотношениях двух стран. Но революция 2014 года, война и падение экономики Украины свели на нет зависимость Киева от российского топлива. Считать ли это победой Украины?
С наступлением январских холодов выяснилось, что зависимость Украины от российского газа уменьшилась до размера курортного городка в Херсонской области. Мэр Геническа «от имени жителей» попросил президента России Владимира Путина не дать замерзнуть двум тысячам горожан. В Геническе, связанном общей инфраструктурой с Крымом, похолодало до минус 14 градусов, что привело к падению давления в коммунальном газопроводе. Путин немедленно распорядился о «гуманитарных поставках», которые Кремль сразу обыграл в свою пользу. Глава «Нафтогаз Украина» Андрей Кобелев сначала опроверг получение газа, потом назвал все происходящее «российской пропагандой» и, наконец, заявил, что Геническ получает топливо из украинских газовых хранилищ в Крыму.
Таким образом, газовые отношения России и Украины, от которых некогда зависела Европа, измельчали до десятков тысяч кубометров. Газовый кризис 2006 года, призрак которого все еще пугает европейских партнеров и, видимо, заставил перед новым годом провести по телефону сверку часов в формате «нормандской четверки», едва ли может повториться. Чтобы обрести свободу и более уверенно торговаться с «Газпромом», Литве пришлось приобретать судно-хранилище сжиженного природного газа «Независимость». Украина прошла через гораздо большее количество испытаний – пережила в течение двух лет падение экономики на 19% ВВП, утратила Крым и потеряла контроль над частью промышленных областей на востоке страны (пережила при этом производственный спад на 15% в январе-октябре 2015 года).
Пожалуй, Петр Порошенко стал первым украинским президентом, который смог открыто заявить: Украина может обойтись без российского газа. Революционное, по сути, заявление, ведь пять лет назад, в 2011 году страна была крупнейшим импортером российского топлива, закупая 40 млрд кубометров. Позднее, правда, украинская экономика почувствовала на себе изменение мировой конъюнктуры цен на металлы и товары химической отрасли. В связи с чем промышленности требовалось все меньше топлива. Но даже в последний год правления Виктора Януковича Украина купила у России 25,8 млрд кубометров газа, что сделало ее третьей в списке импортеров после Германии и Турции. К тому же, в целях политической поддержки Москва предоставляла Киеву скидки, а само газовое соглашение шло в привязке к договору о Черноморском флоте, в пакете так называемых «харьковских соглашений» от 2010 года.
Но скидки больше не означают лояльность украинских властей. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк остался недоволен ценой в 212,3 доллара за тыс. кубометров, которую на первый квартал 2016 года предложило российское правительство (скидка составила 17,7 долларов). И это при том что Путин лично распорядился отменить экспортную пошлину, несмотря на прекращение действия зоны свободной торговли между Россией и Украиной. По словам Яценюка, страна вполне может закупать газ по 200 долларов в Европе, пользуясь схемой реверсивных поставок из Словакии, Венгрии и Польши. Резкое заявление еще раз напомнило об утрате Москвой «геополитического оружия» и победе Киева над неудобным поставщиком, примешивавшим политику к газу.
Действительно, в период высоких цен на нефть «Газпром» привязал ценообразование на газ к черному золоту. В 2009 году соответствующая формула цены была заложена в договор с Украиной. Однако когда нефть колеблется на уровне 30 долларов, Россия явно проигрывает, а Киев получает возможность передохнуть от высоких цен и поторговаться. Но дело также в том, что реверсивные поставки газа со стороны европейских соседей в конце концов оправдали себя как метод борьбы с монополистом. Киев прибегал к ним с 2012 года, но в полную силу закупки газа, прежде проданного Россией странам ЕС, стал осуществлять в 2014 году, после революции, потери Крыма и развертывания военной операции в Донбассе.
«Газпром» препятствовал перекачке топлива из Словакии и Венгрии обратно на Украину. Но, по подсчетам журналистов, потерял на этом от 4 до 6 млрд долларов недополученной выгоды и потратился на компенсации потребителям, нарушив сроки, оговоренные контрактными обязательствами. Два обстоятельства – относительно низкие цены и работающий реверс предоставляют сегодня Киеву право выбирать поставщиков. Если в 2013 году Украина получила 2,1 млрд кубометров газа из Европы, то в 2014 году уже 5,1 млрд, а в 2015-м – 10,3 млрд. При этом у России в прошлом году Киев купил всего 6,1 млрд кубометров.
Еще одно немаловажное обстоятельство для Киева – достаточные запасы газа в подземных хранилищах. Осенью Украина закачала 17 млрд кубометров в ПХГ, а в начале января в них оставалось еще 12 млрд, что позволяет надеяться на успешное прохождение отопительного периода. Все это дает возможность выжидать, когда покупка газа у России будет более выгодна, чем у европейских партнеров. Так, например, в проекте российского бюджета на 2016 год среднегодовая цена на газ для Украины ожидается на уровне 146 долларов за тыс. кубометров (для дальнего зарубежья 199 долларов), а объемы поставок – 10 млрд кубометров. В свете этого слова Яценюка о том, что цена может быть ниже, звучат вполне разумно. Тем более, Россия требует предоплату и гарантии по объему, а европейские партнеры – предоставляют кредиты на закупки газа.
Россия давно вынашивает идею окончательно лишить Украину транзита газа в Европу. Но последние проекты – «Южный» и «Турецкий» потоки – пока не состоялись, встретив на своем пути непреодолимые препятствия в виде требований Еврокомиссии и охлаждения отношений с Турцией. Вряд ли Россия собиралась отказываться от Украины как от крупного клиента; прекратить транзит – да, но поставки – все равно что наступить себе на горло. Однако получилось ровно наоборот. Тем временем действие соглашения о транзите газа истекает в декабре 2019 года. У «Газпрома» между тем все меньше свободных средств на тяжеловесные инвестиционные проекты, которые рискуют не окупиться при затяжном периоде низких цен. Медленное продвижение «Северного потока-2», примерная стоимость которого 9 млрд евро, и отмена крупных тендеров – яркая тому иллюстрация.
Но радоваться Украине особо нечему: независимость от единственного поставщика оплачена слишком высокой ценой. Потребление газа в 2014 году упало на 16%, в 2015 году еще на 25%, что оказалось не только следствием экономии и лимитов на расходование топлива предприятиями и гражданами, введенных новым правительством, но и катастрофическим падением экономики и промышленности, военных действий и утраты территорий. Стоит ценам на нефть развернуться в сторону роста, а украинской экономике ожить и пойти на поправку, как потребность в газе возрастет. Правда, это будут уже другие обстоятельства и переговорные позиции. Пока же серьезных конфликтов не предвидится: вместо 40 млн замерзающих граждан Украины идет спор о том, кто поставляет газ в Геническ. Но и там, в Геническе, по последней информации, две тысячи людей обогреты.
Написать комментарий
Бред сивой кобылы!!!Нагло рассчитан на то,что в России живут "дураки"!?