«Метатели нечистот». Почему власти Крыма пошли на конфликт с Москвой?
Федеральное правительство и власти Крыма спорит – кому и как управлять деньгами, которые выделяются из федеральной программы на развитие региона. В ответ на громкие заявление главы республики Сергея Аксенова о том, что Крым не получил ни копейки на развитие, анонимные источники в правительстве выражают сомнения в профессионализме и компетентности его команды. В чем причина разногласий?
Публично выяснять отношения на разных этажах власти – региональном, федеральном и правительственном – в современной России не принято. Для этого есть правительственные кабинеты и совещания, напоминал президент Владимир Путин неписаное правило премьеру Дмитрию Медведеву, позволившему себе в 2013 году публичную критику кремлевских поправок к закону о налоговых проверках, которые уничтожали его либеральное наследие как главы государства.
Учитывая, что промахи бывают и у опытных членов политбюро, не удивительно, что власти Крыма еще не вполне освоили политес, годами складывавшийся в угоду видимой стабильности властной вертикали. Но в то же время правящая верхушка полуострова превратила нарушение правил в средство отстаивания своего особого статуса (права на «чеченизацию» – получение больших средств на развитие при относительно слабом контроле за использованием) и борьбу с федеральным правительством за лояльность президента.
Защита «команды победителей»
В 2015 году за контроль над полуостровом, точнее финансовыми потоками Федеральной целевой программы (ФЦП), разгорелась ожесточенное противостояние «деятелей с материка», как обидчиво называли федералов местные власти. «Команда победителей», в числе которой пребывает нынешний глава республики Сергей Аксенов, стала довольно остро реагировать на привычные для остальных регионов реалии российской политико-административной системы.
Первоначально вопросом распределения больших финансовых вливаний в полуостров занималось Министерство по делам Крыма, созданное для интеграции республики в российское правовое и экономическое пространство. Руководитель ведомства Олег Савельев на радость правительству блистал либеральными планами развития полуострова – от учреждения порто-франко до упрощенного налогообложения и свободной экономической зоны. Но многого достичь ему не удалось: быстро перешли на рубль, адаптировали банковскую систему, наладили сбор налогов по новым стандартам и остановились.
Однако в момент обсуждения дальнейшей судьбы территориального ведомства в июне-июле 2015 года ФСБ провела задержания ряда высокопоставленных крымских чиновников, в том числе ближайших соратников главы Крыма, которым предъявили обвинения в коррупции. Как и следовало ожидать, через две недели после открытия резонансных дел Минкрыма пало жертвой аппаратной борьбы, а региональные власти получили сигнал о том, кто теперь будет осуществлять функции контроля.
Аксенов объяснял преступные действия чиновников нестыковками украинского и российского законодательства. Но Медведев, ставя точку в истории министерства, констатировал окончание переходного периода – никаких поблажек больше быть не могло. В ответ на антикоррупционную кампанию силовиков Аксенов, воспринявший ее как попытку дискредитировать местные власти некими лицами, обладающими существенными финансовыми ресурсами, пошел ва-банк: создал комиссию «по защите прав чиновников», по сути, ручную прокуратуру.
Меньше чем через неделю главу Крыма урезонили, и он отменил собственное распоряжение о комиссии. Но во второй половине августа в администрации президента уже готовились кадровые перестановки в руководстве республики. Перед погружением на батискафе в Черное море или после него Путин мог объявить об отставке Аксенова, но, как говорили источники, за него заступился министр обороны Сергей Шойгу. Тем не менее, на совещании Совета безопасности в Севастополе 19 августа Путин говорил об угрозах со стороны внешних сил, провокациях и подрывной деятельности, которая будет использовать неэффективные действия крымских властей (за всем этим последовали продовольственная и энергетическая блокады со стороны Украины). Вместе с тем президент потребовал усилить борьбу с коррупцией и экономическими преступлениями.
«Штатные метатели дерьма»
Работать над ФЦП с крымскими властями после упразднения Минкрыма должно было Минэкономразвития и Минфин. Но общего языка федеральные и региональные чиновники к концу года так и не нашли. «По ФЦП в 2015 году должны были освоить 15 млрд руб. Сегодня уже декабрь, на сегодня еще ни одной копейки [не получено]», – пожаловался Аксенов на круглом столе «Крым и вызовы для России. Развитие в условиях санкций», который проходил 18 декабря в Москве.
Речь главы Крыма казалась разоблачительной для российских бюрократических порядков. Он отметил, что многое упирается в «правильность» документов, которые «возможно, с ошибками», но крымские власти передают в правительство, чтобы получить утвержденное финансирование. Однако ответственные чиновники ошибки не исправляют и документация зависает. Из-за этого 174 объекта ФЦП не могут сдвинуться «с мертвой точки».
По мнению крымских чиновников, положение нужно срочно менять. В связи с чем, Аксенов напомнил о своем предложении закрепить реализацию программы за местными властями, чтобы они «своей головой несли ответственность». Более того, он рассказал о не услышанной просьбе к правительству дать разрешение на то, чтобы региональные власти заключали договоры без конкурсных процедур, как это обязывает делать закон о госзакупках и Бюджетный кодекс России. Если же «структура принятия решений» не изменится, построить ничего не удастся, резюмировал глава Крыма.
После этого анонимный источник в правительстве связался с РИА Новости и сообщил, что «профессионализм и качество работы властей Крыма вызывают серьезную озабоченность». «Сенсационное заявление Аксенова вызвало удивление у чиновников кабмина», – сказал, по-видимому, тот же источник агентству ТАСС. Представителей Белого дома задело, что Аксенов в очередной раз прыгает через голову правительства и громкими заявлениями привлекает на свою сторону Кремль. Тем более причина проволочек отчасти заключается в крымских чиновниках, которые, как жаловались еще сотрудники Минкрыма, не контактируют, не советуются и предварительно не согласовывают с федеральными ведомствами документацию, что ведет к не проработанности проектов и недостаточному обоснованию расходования бюджетных средств.
Но конфликт между крымскими властями и московскими чиновниками тянется с первых дней присоединения полуострова и периодически выплескивается в публичную плоскость. Долгое время федеральным чиновникам не давали работать над подготовкой ФЦП на месте, объясняя это вмешательством в собственные дела. А в сентябре на закрытом совещании Аксенов попросил не присылать на полуостров чиновничий «десант» из Москвы и заверял в наличии собственных компетентных кадров на должности министров, часть из которых находится под следствием.
«Пусть все штатные метатели дерьма успокоятся», – ответил Аксенов критикам в правительстве, убеждая, что на официальном уровне никаких претензий к нему высказано не было. Вмешаться в конфликт пришлось пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову, который попросил не возводить заочную перепалку «в ранг кризиса». Курирующий Крым в правительстве вице-премьер Дмитрий Козак заверил, что работа с крымскими властями идет в штатном режиме, подобные спорные ситуации нередки и с другими регионами, а кто автор нелицеприятной «анонимки» в СМИ он не знает.
Кроме того, по словам Козака, Крыму и Севастополю все же выделили в этом году 2,8 млрд руб. и еще 1 млрд переведут до конца года на строительство 140 объектов. Но значительная часть планов была перенесена на 2016 год по предложению самих крымских властей, отметил вице-премьер. Вопреки словам Аксенова федеральное правительство уверено: местные власти не успевают расходовать уже выделенные средства, что и вызывает вопросы не только о компетентности крымской администрации, но и о коррупционной составляющей. Реакцией Медведева на эскападу Аксенова стало привлечение Генпрокуратуры к проверкам расходования средств федерально-целевой программы в Крыму.
Торг неуместен
Последнее действие главы кабмина точно укладывается в представление властей Крыма – правительство или некие силы в России хотят их дискредитировать. «Здесь есть элемент недопонимания ситуации, а иногда и элемент откровенной политической игры для того, чтобы показать всем нам – ну вот зря вы все-таки взяли Крым в состав: проблемы там не решаются, управление не очень эффективное», – отметил близкий к крымскому руководству политический эксперт Сергей Михеев.
Таким образом, Аксенов, как бывший военный характеризующий действия правительства как «диверсию» и «акт саботажа», стремится доказать: то, что происходит, никак не связано с недовольством отдельными лицами во власти республики, это недовольство по поводу присоединения Крыма в целом.
На том же круглом столе по проблемам Крыма как бы вскользь прозвучало мнение: специальный режим для полуострова развеет иллюзии по поводу разлада с Москвой и возможного возвращения республики в состав Украины. Требование не считать Крым рядовым регионом, обеспечив финансирование без согласования и контроля, можно понять как и то, что местные власти уже открыто торгуются – спецрежим в обмен на полный отказ от возвращения в украинскую гавань.
И если в Кремле, занявшем нейтральную позицию, соглашаются с чрезмерным снобизмом правительства и открыто не осуждают Аксенова за то, что он предпочитает громкий скандал на публике тихой рабочей дискуссии, то границы торга с федеральным центром герои крымского кризиса, непосредственно участвовавшие в присоединении полуострова к России, скоро рискуют перейти.
Написать комментарий
А МОЖЕТ ОНИ БЕРУТ ПРИМЕР С ЯЙЦЕНЮКА ? КАК ОН РАЗБОГАТЕЛ ПОСЛЕ ДЕЛЕЖКИ БАБЛА - ВЕДЬ НИКТО НЕ КОНТРОЛИРУЕТ КУДА И СКОЛЬКО УШЛО МИЛЛИОНОВ
Я сама столкнулась с мнением некоторых мелких чиновников., которые присоединение Крыма восприняли как возможность произвести передел собственности. Логика такая - при Украине нам мало досталось, сейчас самое время урвать по больше. И очень недовольны что им это сделать не дают.
Редкий случай, когда ДАМ действует абсолютно адекватно! Жаль, что слишком мягко.
Аксёнов слишком нагло использует свои связи с разными генералами на пенсии. Кстати, звание "Герой России" - не индульгенция, по которой можно вытворять всё, что угодно. Даже создавать свой собственный "совет в Филях" с участием бывшего военного Аксёнова!
Аксенов....... чмошник, "Россия не дала ни копейки", а что он сделал? сколько мобильных электростанций было поставлено в Крым? и где они, так это еще при первых отключениях, а скидки Украине за газ лишь бы те свет не отключали это не считается? а вложенные средства на энергомост? а строительство моста автомобильного и железнодорожного, а бурение скважин.......и это в то время когда саму Россию давят санкциями......, что он сделал........ для Крыма?